НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Пакет документов по созданию частных детских домов

Примерный устав негосударственного образовательного учереждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданнового в организационно - правовой форме фонда

I. Общие положения

1.1. Негосударственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "_________", в дальнейшем "Учреждение", является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда.

1.2. Учреждение является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной (гражданами и юридическими лицами10) на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное Учреждению его Учредителями, является собственностью Учреждения. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими Учреждения, а Учреждение не отвечает по обязательствам своих учредителей.

1.3. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, заключать договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

1.4. Учреждение не преследует в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и работниками Учреждения в качестве их доходов. В случае получения дохода в результате деятельности Учреждения он направляется на реализацию уставных целей. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности (включая предпринимательские), которые не противоречат целям Учреждения и не ставят под угрозу их достижение.

В своей деятельности Учреждение руководствуется действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.

1.5. Место нахождения (почтовый адрес) Учреждения:
________________________________________________
________________________________________________.

1.6. Учредителями Учреждения выступили следующие лица :
_________________________________________________________
(наименование юридического лица, адрес или ф.и.о. учредителя)
_____________________________________________________________________
(для физического лица: паспорт: серия, номер, кем выдан,дата выдачи, адрес)

1.7 Вид Учреждения - смешанный детский дом.

    (детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

    детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

    специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.)11

1.8. Учреждение приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации. Право на осуществление деятельности в качестве негосударственного образовательного учреждения возникает у Учреждения после получения соответствующей лицензии. Образовательную деятельность (преподавание отдельных предметов с выдачей документа, подтверждающего получение определенного уровня образования) Учреждение вправе осуществлять только после прохождения соответствующей аттестации.

1.9. Права и обязанности в отношении воспитанников Учреждение приобретает на основании договоров, заключаемых Учреждением с законными представителями воспитанника (родители, опекун, государственный орган опеки и попечительства) отдельно относительно каждого воспитанника.

2. Цели и направления деятельности

2.1. В своей деятельности Учреждение преследует следующие цели:

    определение и создание социально-психологических условий и факторов, оптимизирующих воспитание и образование воспитанников, максимально приближенных к семейным;

    поиск и реализация оптимальных педагогических систем, учитывающих международный опыт и особенности национальной культуры, способствующих умственному, эмоциональному, социальному и физическому развитию детей, облегчающих их дальнейшую социальную адаптацию.

    ________________________________________

2.2. Основными задачами Учреждения являются:

    создание надлежащих условий жизни и воспитания, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию ребенка;

    профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии воспитанников;

    развитие и совершенствование форм и методов воспитания;

    обеспечение социально-правовой защиты, комплексной медико-психолого-педагогической индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

    использование общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, обучение и воспитание в интересах развития личности ребенка в существующей системе образовательных учреждений;

    освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства12;

    обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников; охрана личных прав и законных интересов воспитанников;
    методическая и научно-практическая работа с педагогическими кадрами;
    поддержание контактов с родителями и близкими родственниками воспитанников (в случае, если такие контакты отвечают интересам воспитанников);
    взаимодействие с государственными органами и организациями, осуществляющими выявление и устройство на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, детей, не имеющих надлежащих условий воспитания в родной семье, а также детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охрана их прав.

2.3. Деятельность Учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

2.4. Учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, в научно-методической, воспитательной, образовательной и иной деятельности. Учреждение осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом.

3. Организация деятельности Учреждения

3.1. Организация обучения и воспитания в Учреждении должны строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Режим дня, установленный в Учреждении, должен обеспечивать оптимальное сочетание обучения, труда и отдыха.

3.2. В случае, если Учреждение не осуществляет образовательную деятельность, оно обязано обеспечить воспитанникам возможность получения образования в иных образовательных учреждениях.

3.3. Учреждение осуществляет свою воспитательную деятельность путем формирования воспитательных групп:

    разновозрастные (не более 8 человек);
    одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).

В Учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения соответствующих психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий13.

3.4. С согласия воспитанников Учреждение может предоставлять им услуги по профессиональной подготовке. Такую деятельность Учреждение вправе осуществлять только при наличии соответствующей лицензии. Учреждение не вправе взимать со своих воспитанников плату за предоставление образовательных услуг14.

3.5. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности.

3.6. В Учреждении не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно - политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

4. Права и обязанности воспитанников

4.1. В Учреждение принимаются:

    дети - сироты;
    дети, отобранные у родителей по решению суда;
    дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено
    .

В Учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства15.

4.2. При формировании воспитательных групп в Учреждении должны учитываться интересы воспитанников, находящихся в родственных отношениях между собой, для сохранения и поддержания контактов между ними.

4.3. Список документов, которые передаются Учреждению при поступлении в него воспитанника и должны быть переданы Учреждением при выпуске или переводе воспитанника в другое учреждение, определяется договором, который заключается между Учреждением и законным представителем ребенка (органом опеки и попечительства, опекуном и т.п.). Такой договор должен заключаться отдельно относительно каждого воспитанника. Таким договором также должны определяться полномочия Учреждения, связанные с представлением воспитанников и защитой их интересов16.

4.4. Права и обязанности воспитанников определяются настоящим Уставом и Правилами внутреннего распорядка, утвержденными Администрацией Учреждения.

4.5. Воспитанники Учреждения имеют право на:

    бесплатное содержание;
    получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
    защиту своих прав и интересов;
    уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
    удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
    защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
    развитие своих творческих способностей и интересов;
    получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
    отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

4.6. Воспитанники обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу Учреждения, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

5. Права и обязанности работников Учреждения

5.1. Порядок комплектования персонала Учреждения регламентируется решением Администрации (решением его Администрации, утвержденным Попечительским Советом) Учреждения.

5.2. Отношения между работниками и Учреждением регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

5.3. Штатное расписание, распределение должностных обязанностей, ставки заработной платы (должностные оклады) работников устанавливаются Администрацией и утверждаются Попечительским Советом.

5.4. Все работники Учреждения периодически проходят медицинские обследования.

5.5. В Учреждении создается орган самоуправления - Совет Работников17 (Педагогический Совет и т.п.). Совет работников в составе (**) человек избирается общим собранием работников Учреждения.

В компетенцию Совета Работников входит решение следующих вопросов:

    внесение предложений по улучшению
    воспитательной работы;
    внесение предложений относительно оптимизации материально-технического обеспечения и организационной структуры Учреждения;
    обжалование тех или иных решений Администрации Попечительскому Совету Учреждения;
    принятие решения о применении тех или иных мер дисциплинарно-педагогического характера в отношении конкретных воспитанников Учреждения.

5.6. По решению Администрации или Попечительского Совета Учреждения, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может проводиться аттестация работников Учреждения.

6. Управление Учреждением

6.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и настоящим Уставом.

6.2. Органами управления Учреждения являются Попечительский Совет и Администрация Учреждения. Решением Попечительского Совета в Учреждении может быть создана Ревизионная комиссия18 и /или орган самоуправления работников Учреждения.

6.3. Высшим органом управления Учреждением является Попечительский Совет.

6.3.1. В момент учреждения Попечительский Совет формируется учредителями в количестве не менее (__) человек. В дальнейшем Попечительский Совет формируется за счет кооптации в него новых членов19.

6.3.2. Попечительский Совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание Попечительского Совета созывается в любое время в срок, не превышающий (__) дней, по требованию любого (не менее 2) из его членов, Председателя Попечительского Совета20, Администрации Учреждения, Ревизионной комиссии или органа самоуправления21.

6.3.3. Попечительский Совет:

    осуществляет надзор за деятельностью Учреждения;
    вносит изменения и дополнения в Устав Учреждения22;
    назначает и увольняет членов Администрации Учреждения;
    устанавливает размер вознаграждения членов Администрации, заключает и расторгает трудовой контракт с ними;
    избирает Председателя Попечительского Совета;
    формирует Ревизионную комиссию
    23;
    определяет основные направления деятельности Учреждения;
    принимает решение о ликвидации или реорганизации Учреждения в установленном законом порядке;
    рассматривает отчеты Администрации и Председателя Попечительского Совета Учреждения;
    ________________________________________;
    может принять к своему рассмотрению и иные вопросы деятельности Учреждения.

6.3.4. Заседания Попечительского Совета считаются полномочными, если на них присутствуют (более половины, 2/3,3/4) его членов. Решения Попечительского Совета считаются принятыми, если за них проголосовало ольшинство его членов, присутствующих на заседании24.

Исключительно большинством голосов, составляющим (более половины, 2/3,3/4) от общей численности членов Попечительского Совета, могут быть приняты решения относительно:

    внесения изменений в устав Учреждения;
    совершения Учреждением сделки, связанной с отчуждением имущества, стоимость которого превышает 50 % балансовой стоимости активов Учреждения;
    реорганизации Учреждения;
    ликвидации Учреждения.

6.3.5. Председатель Попечительского Совета избирается Советом из числа своих членов на срок не более (__) лет. Председатель организовывает работу Попечительского Совета, председательствует на его заседаниях, поддерживает контакты с Администрацией и органом самоуправления Учреждения.

6.4. Попечительский Совет Учреждения для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения может создать Ревизионную комиссию, действующую на постоянной или временной основе.

6.4.1. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения, правильностью расходования его средств, соблюдением положений Устава, выполнением решений Попечительского Совета.

6.4.2. Ревизионная комиссия назначается сроком на 3 года. В состав Ревизионной комиссии не могут входить члены Администрации Учреждения.

6.4.3. На основании документов, представляемых Правлением, и результатов проверок деятельности Фонда Ревизионная комиссия представляет ежегодный отчет о работе Фонда Совету. Отчет представляется не позднее, чем через 1 месяц после окончания финансового года.

6.5. Непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляется Администрацией Учреждения в лице Директора25.

6.5.1. Администрация:

  1. организует работу Учреждения в строгом соответствии с целями и задачами Учреждения, установленными в настоящем Уставе;
  2. организует выполнение решений Попечительского Совета;
  3. без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет интересы Учреждения в отношениях с третьими лицами, совершает сделки от имени Учреждения;
  4. издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения;
  5. заботится о поддержании высокого морально-этического уровня среди работников Учреждения и его воспитанников;
  6. принимает меры к недопущению нарушений законодательства и норм морали со стороны работников Учреждения и его воспитанников;
  7. в пределах компетенции, определенной настоящим Уставом, распоряжается имуществом и средствами Учреждения, заключает договора, выдает доверенности;
  8. открывает в банках расчетный, валютный и другие счета;
  9. разрабатывает и утверждает штатное расписание, заключает и расторгает от имени Учреждения трудовые договоры, контракты;
  10. в установленном порядке разрабатывает и представляет контролирующим государственным органам необходимую информацию и отчетность;
  11. представляет интересы Учреждения в судах и других органах;
  12. от имени Учреждения представляет и защищает интересы воспитанников Учреждения в судах и других органах в пределах, предоставленных Учреждению законом или договором;
  13. принимает меры к сохранению конфиденциальности информации, связанной с воспитанниками Учреждения и не подлежащей разглашению в соответствии с законом (тайна усыновления и т.п.); _________________________________________
**) осуществляет иные функции и несет иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством для исполнительного органа Учреждения.

6.5.2 Исключительно с предварительного согласия Попечительского Совета, оформленного соответствующим решением, Администрация вправе:

    заключать договора, направленные на привлечение кредитных ресурсов или получение товарного кредита;
    заключать договора страхования имущества Учреждения;
    заключать договора аренды имущества Учреждения, балансовая стоимость которого превышает 10% от балансовой стоимости имущества Учреждения;
    совершать сделки, имеющие своим предметом отчуждение имущества Учреждения, балансовая стоимость которого превышает 10% от стоимости имущества Учреждения;
    совершать сделки, направленные на создание юридических лиц или участие в их капитале (включая приобретение акций и иных паевых ценных бумаг);
    вступать или иным образом приобретать членство в общественных организациях, объединениях юридических лиц, как связанных с внесением имущественных взносов (членских и/или вступительных), так и не влекущих для Учреждения обязательств имущественного характера;
    __________________________________.

6.5.3. Администрация не вправе совершать сделки или заключать договора, несовместимые с целями и задачам Учреждения или ставящие под угрозу возможность их достижения.

Администрация не вправе:

    заключать договора поручительства, связанные с предоставлением имущественных гарантий по обязательствам третьих лиц;
    заключать договора, имеющие своим предметом приобретение векселей или иных долговых ценных бумаг;
    заключать договора, связанные с приобретением недвижимого имущества, принадлежащего воспитанникам Учреждения.

6.5.4. Администрация обязана выполнять все решения Попечительского Совета, которые не противоречат действующему законодательству и не предполагают наличие угрозы для жизни и здоровья воспитанников.

Члены Администрации обязаны действовать в интересах Учреждения и его воспитанников в соответствии с требованиями разумности и добросовестности.

6.5.5. Члены Администрации несут ответственность за свои действия в соответствии с положениями заключенных с ними трудовых контрактов и нормами действующего законодательства.

7. Имущество Учреждения

7.1. Имущество Учреждения составляют:

    взносы учредителей Учреждения, сделанные при его учреждении;
    поступления от оказания услуг, выполнения работ; добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
    доходы от хозяйственной деятельности;
    поступления из других источников, не запрещенных действующим законодательством.

7.2 Взносы и пожертвования учредителей, иных физических и юридических лиц могут быть внесены в денежной или натуральной форме - в виде оборудования, помещений, имущества (включая интеллектуальную собственность), а также прав пользования.

7.3. Все имущество Учреждения, доходы от хозяйственной деятельности являются его собственностью и не могут перераспределяться между учредителями. Учреждение осуществляет пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с определенными настоящим Уставом задачами и целями.

7.4. Учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Указанные отчеты публикуются в:

    (региональных, местных) печатных органах с тиражом не менее *** экземпляров;
    конкретном печатном органе.

8. Реорганизация и ликвидация Учреждения

8.1. Прекращение деятельности Учреждения может иметь место при его реорганизации (в форме слияния, присоединения или разделения) или ликвидации. Реорганизация Учреждения в форме преобразования не допускается.

8.2. Реорганизация Учреждения производится по решению Попечительского Совета Учреждения или по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством. Решение о реорганизации принимается Попечительским Советом большинством в 2/3 голосов от общего числа голосов членов Попечительского Совета. Изменение уставных целей и задач Учреждения в результате реорганизации не допускается.

8.3. Решение о ликвидации Фонда вправе принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Попечительский Совет принимает решение об обращении в суд с заявлением о ликвидации Учреждения большинством в 2/3 голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Попечительского Совета. Ликвидационная комиссия Учреждения формируется судом или Попечительским Советом в соответствии с судебным решением.

8.4. Учреждение может быть ликвидировано по следующим основаниям:

  1. если имущества Учреждения оказывается недостаточно для обеспечения его нормальной деятельности, и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  2. если Учреждение в силу тех или иных причин не в состоянии достичь поставленных целей, а необходимые изменения целей и задач Учреждения не могут быть произведены;
  3. в случае уклонения Учреждения в его деятельности от целей, предусмотренных Уставом;
  4. в других случаях, предусмотренных законом.

8.5. В случае ликвидации Учреждения его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется:

    (на цели, указанные в Уставе Учреждения;
    передается другому негосударственному воспитательному учреждению, осуществляющему сходную деятельность и имеющему сходные цели;
    передается воспитательному учреждению (независимо от формы собственности), осуществляющему сходную деятельность)
    26.


10 Курсивом выделены положения, которые могут быть изменены в силу конкретной ситуации либо намерений учредителей.

11 Учредители свободны в выборе типа создаваемого ими Учреждения.

12 Указанные положения должны присутствовать в уставе в случае, если предполагается, что Учреждение будет осуществлять образовательную деятельность, связанную с преподаванием.

13 Учредители вправе самостоятельно определять педагогическую модель, которая будет использоваться Учреждением (описание ее в уставе учреждения не обязательно). Однако, на наш взгляд, целесообразно было бы предоставить Попечительскому Совету возможность изменить модель, если возникнет такая необходимость.

14 Целесообразно было бы предоставлять воспитанникам услуги по профессиональному обучению, в то же время мы считаем недопустимым взимание платы с воспитанников за такие услуги. Наиболее оптимальным вариантом оплаты таких услуг можно было бы считать заключение договоров между Учреждением и третьими лицами (будущими работодателями).

15 Учредители вправе сразу определить в уставе категорию детей, которые будут приниматься в Учреждение, или предоставить такое право Попечительскому Совету.

16 К сожалению, в настоящее время в законодательном порядке не определены полномочия, которые могут быть переданы законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей (преимущественно это органы опеки и попечительства), негосударственным детским домам. Однако законодательством не запрещается передача хотя бы части таких полномочий по договору. Основная проблема заключается в четком определении в договоре их объема.

17 Создание органа самоуправления коллектива работников Учреждения не является обязательным и целиком зависит от усмотрения учредителей или Попечительского Совета. Однако нам кажется, что такой орган мог бы быть полезен с точки зрения дополнительного педагогического воздействия на воспитанников и более тесного взаимодействия коллектива работников с Администрацией и Попечительским Советом. Органы самоуправления могут создаваться в форме совета Учреждения, педагогического совета, общего собрания работников и т.д.

18 Создание Ревизионной комиссии Учреждения не является обязательным.

19 Проблема формирования и обновления персонального состава Попечительского Совета решается по разному в разных фондах, но можно выделить несколько основных моделей: - формирование Попечительского Совета из представителей определенных юридических лиц (преимущественно известных адвокатских или аудиторских фирм); - формирование Попечительского Совета из числа лиц, занимающих видные посты в различных авторитетных организациях (учебных заведениях, религиозных организациях, государственных органах); - периодическое (либо по мере необходимости) переизбрание части членов Попечительского Совета другой его частью (кооптация).

20 Если уставом предусмотрено избрание Председателя Попечительского Совета. Избрание Председателя Совета следует считать целесообразным, если деятельность Совета строится на общественных началах, и его члены не получают платы за свою работу в Совете. Тогда Председатель Совета сможет осуществлять свою деятельность на возмездных началах и более эффективно организовать работу Совета и его взаимодействие с Администрацией. Однако все зависит от намерения учредителей и организационных потребностей конкретного учреждения.

21 Если создание такового предусматривается уставом, и он наделяется правом требовать созыва Попечительского Совета.

22 Если уставом предполагается наделение его такими полномочиями.

23 Возможность образования такого органа, как Ревизионная комиссия (действующего на постоянной, периодической или ad hoc основе) также целиком зависит от намерений учредителей.

24 Уставом могут устанавливаться иные механизмы принятия решений Попечительским Советом, особые права Председателя Совета и т.д.

25 Учредители свободны в определении модели исполнительного органа для Учреждения, но общепринятой и наиболее функциональной следует считать модель единоличного исполнительного органа - Директора, с которым должен заключаться соответствующий контракт.

26 Учредители вправе самостоятельно подробно или в общих чертах определить цели, на которые будет направлено имущество Учреждения после ликвидации.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.