НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Качество воспитания в приемных семьях
Пример национальных стандартов по воспитанию в приемных семьях в Великобритании

Раздел 3
Каждое учреждение, занимающееся воспитанием детей и молодых людей, обеспечивает качественные услуги по воспитанию в приемных семьях для всех, кому это идет на пользу

18
Эффективная политика

Каждый орган опеки и попечительства проводит эффективную политику, направленную на продвижение и планирование высококачественного воспитания в приемных семьях детей, кому это идет на пользу

18.1
каждый орган опеки и попечительства оказывает или обеспечивает оказание услуг, благодаря которым потребности каждого ребенка удовлетворяются в наибольшей степени при его устройстве в приемную семью; сюда входят кратко-, средне- и долгосрочное устройство, воспитание в приемной семье с целью отдыха, и программы с участием специалистов для молодых людей, находящихся под следствием;

18.2
план услуг по воспитанию детей, составляемый каждым органом опеки и попечительства, содержит описание четкой комплексной стратегии в отношении детей, нуждающихся в переводе в приемную семью;

18.3
каждый орган опеки и попечительства делает все необходимое для того, чтобы копии документа с изложением его политики в области воспитания в приемных семьях получали представители законодательных и исполнительных органов, руководители высшего звена и социальные работники, другие заинтересованные отделы, приемные родители, дети и подростки, находящиеся под его наблюдением, и их семьи, а также любые независимые и общественные организации, на воспитание в которые орган опеки и попечительства передает детей; копию документа по специальному запросу может получить любой человек;

18.4
каждый орган опеки и попечительства регулярно пересматривает свою политику и стратегию в области воспитания в приемных семьях в свете новых научных результатов и достижений в практической работе;

18.5
политика каждого органа, занимающегося вопросами воспитания в приемных семьях, направлена на удовлетворение конкретных потребностей детей, связанных с языком, инвалидностью, расой, культурной и религиозной принадлежностью;

18.6
каждый орган опеки и попечительства руководствуется в своей работе утвержденными политикой и процедурами, способствующими налаживанию партнерства в вопросах воспитания детей, включая самих детей, их родителей, других членов семьи и близких для каждого ребенка людей, приемных родителей и членов их семей, социальных работников, руководителей и других заинтересованных организаций, отделов и специалистов;

18.7
особые ссылки на потребности и права детей, воспитываемых в государственных детских учреждениях, вообще, и детей, находящихся на воспитании в приемных семьях, в частности, делаются в политиках и процедурах других заинтересованных отделов, а именно, здравоохранения, образования, жилищного хозяйства и социального обеспечения, когда они подпадают под сферу ответственности органа опеки и попечительства; там где эти вопросы не входят в сферу ответственности органа опеки и попечительства, он следит за тем, чтобы соответствующие учреждения должным образом решали эти вопросы в пределах своей компетенции.

19
Структуры управления

Каждый орган опеки и попечительства разрабатывает эффективные структуры управления и контроля за услугами по воспитанию в приемных семьях, персонала и приемных родителей

19.1
каждый орган опеки и попечительства создает условия для того, чтобы каждый из его назначенных или избранных членов знал свои обязанности как "корпоративного родителя" детей, находящегося под его наблюдением, и получал регулярную информацию по вопросам управления службой воспитания в приемных семьях, входящей в структуру органа опеки и попечительства; все члены имеют возможность пройти соответствующее обучение для лучшего понимания своих обязанностей в вопросах устройства на воспитание в приемные семьи, причем в первую очередь это касается новых членов;

19.2
каждый орган опеки и попечительства создает структуры и системы для эффективной организации и проведения оценки, планирования и анализа процесса воспитания, находящихся под его опекой детей, в соответствии с законодательными требованиями и методическими рекомендациями;

19.3
каждый орган опеки и попечительства создает структуры и системы для эффективной организации и проведения обследования и оценки приемных родителей;

19.4
к каждому переданному в приемную семью ребенку прикрепляется социальный работник, а к каждому приемному родителю - социальный работник-инспектор, и при этом их роли, обязанности и сферы ответственности четко определены и понятны всем сторонам;

19.5
каждый орган опеки и попечительства разрабатывает процедуры, в соответствии с которыми социальный работник, контролирующий работу приемного родителя, социальный работник, закрепленный за ребенком, составляют и обмениваются всеми отчетами, имеющими отношение к устройству детей, в установленные сроки;

19.6
каждый орган опеки и попечительства разрабатывает системы для определения и расстановки по приоритетам задач соответствующих сотрудников и контроля за их нагрузкой;

19.7
каждый орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы уровни принятия решений - в частности, уровни делегированных полномочий - были четко определены применительно к каждому уровню управления, и были понятны всем сотрудникам и приемным родителям;

19.8
каждый орган опеки и попечительства, курирующий вопросы воспитания ребенка, и который заключает договор о воспитании этого ребенка с внешним учреждением или органом, следит за тем, чтобы в договоре четко оговаривалось качество воспитания, и были созданы необходимые механизмы контроля, обеспечивающие исполнение требований;

19.9
у каждого органа опеки и попечительства имеется информационная система управления для сбора и сопоставления, анализа и интерпретации информации об услугах детям, подкрепленной поддающимися дезагрегированию данными для подготовки конкретной информации об имеющихся услугах по воспитанию в приемных семьях;

19.10
у каждого органа опеки и попечительства имеется информационная система, позволяющая собирать самую свежую информацию о характере определенного района, население которого он обслуживает, что позволяет грамотно планировать услуги семьям, воспитывающим приемных детей;

19.11
каждый орган опеки и попечительства отслеживает и анализирует количество и тип потенциальных приемных семей и уровень неудовлетворенных потребностей в плане устройства в приемные семьи; сбор данных проводится с учетом потребностей в отношении здоровья, образования, возраста, расы, религии, языка, пола, инвалидности и потребностей родных братьев и сестер.

20
Профессиональная квалификация и необходимое обучение социальных работников

Все работники социальных служб, занимающиеся вопросами устройства детей на воспитание, профессионально подготовлены и прошли соответствующее обучение по работе с детьми и подростками, их семьями и приемными родителями, и имеют хорошее представление о воспитании приемных детей.

20.1
каждый орган опеки и попечительства определяет навыки и знания, необходимые для оказания высококачественных услуг, связанных с воспитанием детей в приемных семьях, и принимает на работу сотрудников, имеющих необходимые квалификацию и опыт;

20.2
для каждого сотрудника службы устройства детей на воспитание в приемные семьи разрабатывается должностная инструкция, в которой четко излагаются задачи и обязанности лица, занимающего данную должность, а также навыки и знания, необходимые для их эффективного выполнения;

20.3
программы обучения социальных работников, дающие необходимую квалификацию, предусматривают обязательное обучение по вопросам развития и оценки ребенка, по работе, связанной с устройством в семью, включая воспитание детей в приемных семьях;

20.4
у каждого органа опеки и попечительства имеется план обучения и повышения квалификации всех сотрудников, занимающихся вопросами воспитания детей в приемных семьях; он предусматривает вводное обучение, обучение после получения квалификации и обучение на рабочем месте; такое обучение проходят работники, оказывающие помощь в чрезвычайных ситуациях, а также сотрудники, первыми соприкасающиеся с клиентами в пунктах первого обращения или приемных;

20.5
каждый орган опеки и попечительства разрабатывает систему оценки или совместного анализа, служащую для выявления потребностей в обучении и повышении квалификации всех сотрудников служб охраны детства и воспитания приемных детей;

20.6
каждый орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы для удовлетворения выявленных потребностей в обучении выделялось достаточно ресурсов;

20.7
каждый орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы закрепленный за ребенком социальный работник и социальный работник, осуществляющий надзор за приемным родителем, посещали периодически проводимые учебные мероприятия вместе с приемными родителями и персоналом, занимающимся воспитанием детей на постоянной основе;

20.8
каждый орган опеки и попечительства обеспечивает регулярную оценку эффективности программ обучения для работников служб устройства детей на воспитание в приемные семьи, и проводит ежегодный анализ и обновление учебных программ.

21
Подбор и удержание достаточного числа приемных родителей

Каждый орган опеки и попечительства обеспечивает наличие такого количества приемных родителей, которое соответствует числу детей и подростков, ожидающих устройства в приемные семьи в районе его ответственности.

21.1
каждый орган опеки и попечительства ведет в своей картотеке - и/или находит через другие учреждения - достаточное количество приемных родителей, позволяющее обеспечить более или менее широкий выбор для устройства каждого ребенка или подростка в приемную семью;

21.2
каждый орган опеки и попечительства стремится устроить ребенка в приемную семью в районе проживания данного ребенка за исключением случаев, когда это не соответствует потребностям и интересам конкретного ребенка;

21.3
в картотеке каждого органа опеки и попечительства имеется целый набор потенциальных приемных родителей, позволяющий удовлетворить эмоциональные, этнические, расовые, культурные, языковые и религиозные потребности каждого ребенка, а также любые потребности, связанные с его инвалидностью и полом;

21.4
каждый орган опеки и попечительства формирует и реализует стратегию подбора, благодаря которой он поддерживает свои возможности удовлетворять выявленные потребности в отношении устройства в приемные семьи;

21.5
орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы стратегия подбора предусматривала максимальный вклад существующих приемных родителей и детей в процессы планирования и осуществления работы по подбору потенциальных родителей;

21.6
каждый потенциальный приемный родитель получает массу информации о характере задач, связанных с воспитанием приемных детей, а также требования, предъявляемые органом опеки и попечительства к работе приемных родителей;

21.7
ответ на каждое обращение со стороны будущего приемного родителя дается в течение двух недель; за временем, уходящим на подготовку ответа, ведется контроль с тем, чтобы из-за несвоевременного ответа не потерять перспективного приемного родителя;

21.8
стратегия подбора, реализуемая каждым органом опеки и попечительства, ежегодно анализируется; все методы подбора становятся объектами мониторинга и оценки их эффективности, что позволяет обоснованно судить об эффективности самой стратегии подбора;

21.9
каждый орган опеки и попечительства разрабатывает собственную политику, процедуры и стандарты, направленные на максимальное сохранение приемных родителей в своем реестре;

21.10
с каждым приемным родителем, решившим прекратить выполнение обязанностей приемного родителя, проводится собеседование по стандартной форме; полученные данные анализируются, и результаты анализа служат основой для позитивных изменений в стратегиях подбора и удержания приемных родителей; интервью с "выходящими из игры" приемными родителями проводит кто-то иной, но не социальный работник, осуществлявший надзор за приемным родителем;

21.11
каждый орган опеки и попечительства проводит регулярный анализ данных и методов подбора, а также уровней поддержки и вознаграждения, необходимых для привлечения и удержания приемных родителей.

22
Оплата труда приемных родителей

Каждый орган опеки и попечительства изучает эффективность системы оплаты труда приемных родителей

Утвержденные системы оплаты труда отвечают следующим критериям:

22.1
оплата труда привязана к уровню квалификации и способностей приемного родителя для удовлетворения потребностей приемного ребенка, а также к их готовности проходить обучение и повышать свои навыки;

22.2
системы оплаты труда открыты для всех утвержденных приемных родителей, желающих участвовать в программе приемной семьи, удовлетворять критериям и способных демонстрировать приобретенные навыки;

22.3
орган опеки и попечительства включает приемных родителей в систему оплаты труда посредством четкой, открытой для ознакомления системы;

22.4
каждый приемный родитель получает ясную информацию о любой практикуемой системе оплаты труда, требованиях к приемному родителю, способах повышения квалификации и получения более высокого вознаграждения;

22.5
каждый орган опеки и попечительства создает систему обучения приемных родителей с целью расширения их знаний;

22.6
за процессом обучения каждого приемного родителя ведется контроль и учет;

22.7
в договоре между органом опеки и попечительства и приемным родителем четко указывается занятость приемного родителя, а также излагаются сроки и условия;

22.8
орган опеки и попечительства предоставляет каждому приемному родителю четкую информацию о государственном страховании и налогообложении людей, получающих вознаграждение;

22.9
в системах оплаты труда приемных родителей учитывается необходимость запланированных перерывов в работе по воспитанию приемных детей, и предусматривается оплачиваемый отпуск.

23
Комиссия по вопросам приемного воспитания

Каждый орган опеки и попечительства формирует комиссию по вопросам приемного воспитания в качестве элемента системы оценки и утверждения приемных родителей, которая также принимает участие в разработке и наблюдении за реализацией местной политики, процедур и практики воспитания в приемных семьях.

23.1
каждый орган опеки и попечительства формирует комиссию по вопросам приемного воспитания из жителей данного района; в ее состав входят квалифицированные и опытные специалисты, родители, воспитывающие приемных детей, бывшие воспитанники таких семей и представители власти;

23.2
в положении о комиссии говорится, что ее главной обязанностью является защита интересов детей и подростков, переданных властями на воспитание в приемные семьи;

23.3
каждый член комиссии проходит соответствующую проверку в правоохранительных органах и органах власти, проходит обучение и переобучение на исполнение роли члена комиссии;

23.4
комиссия составляет отчет по результатам оценки каждого перспективного приемного родителя, и готовит рекомендации об утверждении или отклонении претендента;

23.5
полный и точный письменный протокол обсуждений, решений и/или рекомендаций каждого заседания комиссии вручается каждому члену комиссии, а также соответствующим руководителям и высшим представителям власти;

23.6
комиссия рассматривает первый годовой отчет о результатах обследования на предмет повторного утверждения каждого приемного родителя и любых, вызывающих беспокойство существенных изменений в положении приемного родителя, касающихся его/ее пригодности для исполнения обязанностей приемного родителя;

23.7
в случаях когда комиссия не рассматривает последующие ежегодные отчеты по каждому приемному родителю, последние становятся объектом наблюдения в соответствии с процедурами, согласованными с комиссией;

23.8
при необходимости комиссия использует процедуры приглашения специалистов на консультации для выяснения различных аспектов оценки или утверждения;

23.9
каждого претендента лично информируют о решении или рекомендациях комиссии и, кроме того, он получает письменный отчет;

23.10
каждый претендент получает четкую информацию о его/ее правах на обжалование процедуры оценки, решения или рекомендации по вопросам утверждения со стороны комиссии;

23.11
каждый член комиссии регулярно получает информацию о работе государственной службы по устройству детей на воспитание в приемную семью, о потребностях в устройстве детей, находящихся под ее наблюдением, а также о результатах важнейших исследований, лучших примерах практической работы и методических рекомендаций: комиссия в полном составе изучает годовой отчет администрации о работе ее службы устройства в приемные семьи;

23.12
комиссия составляет годовой отчет о результатах своей работы, в которой дается информация о ее членах, о задачах комиссии и краткое описание проделанной работы; он направляется представителям органов власти и управления и соответствующим высокопоставленным чиновникам, приемным родителям, детям и подросткам, находящимся на воспитании в приемных семьях, их семьям, а также по запросу любому гражданину.

24
Устройство детей через другие органы и учреждения

В случаях, когда орган опеки и попечительства передает некоторые функции по устройству детей на воспитание в приемную семью другому органу или учреждению, орган, ответственный за воспитание ребенка, следит за тем, чтобы процесс воспитания отвечал требованиям законодательства, а услуги по воспитанию соответствовали требованиям национальных стандартов и нормативных документов, регулирующих деятельность службы приемного воспитания.

24.1
у каждого органа опеки и попечительства имеется документ с изложением политики и ясных процедур в отношении передачи некоторых функций по устройству детей на воспитание в приемную семью;

24.2
до передачи ребенка на воспитание другому органу или учреждению ответственный орган проверяет статус органа или учреждения, наличие у него необходимой структуры управления, финансовых процедур, подготовленного персонала, политики и практики, а также подходящего потенциального приемного родителя, который в состоянии удовлетворить потребности ребенка;

24.3
орган опеки и попечительства составляет письменный договор с органом или учреждением, в котором излагается роль последнего как утвержденного поставщика услуг по внесемейному воспитанию, и указывается на необходимость выполнения требований законодательства и согласованных процедур при устройстве каждого ребенка;

24.4
орган опеки и попечительства следит за тем чтобы любой орган или учреждение, с которым он заключает договор на оказание услуг по воспитанию, был хорошо знаком с национальными стандартами внесемейного воспитания и практическими нормами в отношении подбора, оценки, утверждения, обучения, управления и поддержки приемных родителей, а также обеспечивает соответствие своих услуг требованиям и того, и другого;

24.5
орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы внесемейное воспитание находящегося под его опекой ребенка, осуществляемое другим органом или учреждением полностью соответствовало плану воспитания ребенка;

24.6
в случаях, когда устройство через другой орган или учреждение производится на значительном расстоянии от органа опеки и попечительства, меры по контролю за воспитанием и поддержке ребенка осуществляются не менее строго, или по крайней мере на уровне, который он/она мог бы ожидать, если бы его/ее передали в приемную семью в том же районе;

24.7
орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы приемный родитель, подобранный для ребенка соответствующим органом или учреждением, удовлетворял критериям оценки и утверждения, установленным органом опеки и попечительства, и соответствовал задачам, поставленным в плане воспитания ребенка;

24.8
политика и процедуры органа или учреждения по устройству детей на воспитание в приемные семьи, предусматривают сотрудничество с приемным родителем в вопросах развития каждого ребенка, а в случае необходимости с самим ребенком, его семьей и друзьями, приемным родителем, бывшими приемными родителями, социальными работниками, другими специалистами и органом опеки и попечительства; все вместе они работают в интересах ребенка;

24.9
орган или учреждение, занимающееся устройством, организует необходимое обучение приемных родителей и надзор за их работой, оказывает им помощь и информационную поддержку;

24.10
орган или учреждение, занимающееся устройством детей на воспитание в приемные семьи, разрабатывает и применяет соответствующие политики и процедуры, связанные с разбором обвинений в злоупотреблениях или халатности со стороны приемных родителей;

24.11
орган или учреждение, занимающееся устройством, разрабатывает и применяет соответствующую политику в отношении представлений и жалоб со стороны детей, их семей, приемных родителей, персонала или любого иного человека, так или иначе связанного с работой службы устройства.

25
Процедуры рассмотрения представлений и жалоб

Дети и подростки, их родители, приемные родители и все прочие заинтересованные лица имеют возможность сделать представления, включая жалобы, по любому аспекту деятельности службы устройства детей на воспитание в приемные семьи, независимо от того, осуществляется ли оно непосредственно органом опеки и попечительства, органом или учреждением на договорной основе.

25.1
у каждого органа опеки и попечительства имеются процедуры и методические рекомендации в отношении всех жалоб и представлений, связанных с оказанием услуг устройства детей на воспитание, включая случаи дискриминации, с которыми сталкиваются поставщики или пользователи услуг;

25.2
каждый орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы информация об этих процедурах была широко известна, чтобы соответствующий орган или учреждение доводил ее непосредственно до детей, находящихся под его опекой, их семей и всех претендентов на роль приемных родителей, а также предоставлял ее по запросу любому желающему;

25.3
каждый орган опеки и попечительства информирует детей и подростков об их правах на подачу жалобы или представления о качестве ухода за ними, какие процедуры они должны при этом использовать, и какую помощь (включая помощь адвоката) они могут получить в этом отношении;

25.4
у каждого органа опеки и попечительства имеются процедуры информационного обеспечения, позволяющие приемным родителям делать представления или подавать жалобы как от своего собственного имени, так и от имени находящегося у них на воспитании ребенка относительно решений и услуг органа опеки и попечительства;

25.5
процедуры разбирательства жалоб и представлений предусматривают оказание помощи людям-инвалидам и людям, для которых английский не является первым языком, в частности, в вопросах письменного и устного перевода;

25.6
человек, подающий жалобу или делающий представление, знает о том, что на любом касающемся его совещании или обсуждении он может воспользоваться помощью независимого лица;

25.7
все стороны, так или иначе связанные с жалобой или представлением, получают отчет о результатах их рассмотрения в течение периода времени, четко обозначенного в процедуре рассмотрения жалоб и представлений органа опеки и попечительства;

25.8
каждый орган опеки и попечительства регистрирует, контролирует и разбирает все жалобы и представления, а также результаты процесса рассмотрения и принятия решений, на основании которых в процедуру предоставления услуг вносятся необходимые изменения; отчеты о жалобах и представлениях регулярно направляются руководящему комитету или совету органа опеки и попечительства;

25.9
каждый орган опеки и попечительства выпускает годовой отчет о всех жалобах и представлениях, связанных с воспитанием в приемных семьях, о результатах их рассмотрения и принятых решениях.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.