НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

"Коммуникационная ситуация центра ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге"
Отчет по итогам социалогического исследования

Приложение

Перечень 1
Характер информированности матерей о центрах ранней помощи детям, %

3,9 - Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось.
48,0 - Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью.
39,7 - Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращались за помощью.
6,4 - Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы.
15,2 - Не слышали о существовании таких центров.

Рисунок 1
Основные источники информации для матерей о центре ранней помощи детям с особыми потребностями, %

диаграмма

Перечень 2
Источники, из которых родители получили информирмацию о центрах ранней помощи (всего 84,8% информированных матерей приняты за сто процентов), %

12,9 - Другие родители, при встрече с ними в поликлинике, детском саду.
13,5 - Невропатолог.
18,1 - Педиатр.
4,6 - Логопед.
4,6 - Неопатолог.
15,1 - Знакомые, родственники.
17,5 - Информационный стенд в поликлинике.
1,8 - Заведующая поликлиникой.
3,0 - Заведующая детским садом.
7,0 - Другие врачи (дефектолог, тренер в бассейне, медсестра-массажист в поликлинике, хирург, консультанты курсов дородовой подготовки, Институт раннего детства, Институт раннего вмешательства).
1,9 - СМИ (пресса, радио, телевидение).

Рисунок 2
Доля врачей разного профиля, информировавших матерей о центрах ранней помощи, %

диаграмма

Рисунок 3
В какой степени эксперты знакомы с работой центров ранней помощи, (число экспертов)

диаграмма

Таблица 1
Мнение опрошенных матерей о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %

Характер информации о работе центра Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями
Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком и обращались за помощью Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы
Только положительная 87,5 88,8 93,8 38,5
В чем-то положительная, в чем-то отрицательная 12,5 8,2 4,9 30,8
В целом отрицательная 0,0 0,0 0,0 0,0
Затруднились оценить 0,0 3,6 1,3 30,7
Итого 100 100 100 100

Таблица 2
Наличие или отсутствие потребности у матерей в дополнительной информации о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %

Есть ли потребность в более полной информации о работе центра Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями
Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком и обращались за помощью Слышали о сущест- вовании таких центров, но о содержании их работы подробно не инфор- мированы Не слышали о существо- вании таких центров
Есть потребность 87,5 53,1 76,5 76,9 67,7
Нет потребности 12,5 46,9 23,5 23,1 32,3
Итого 100 100 100 100 100

Таблица 3
Характер помощи, оказываемой центром ранней помощи, в зависимости от вида заболевания детей, %

Характер помощи Чем была вызвана потребность обращения за помощью
Для кор- рекции слуха у ребенка Для кор- рекции нару- шений зрения у ребен- ка Для кор- рекции нару- шения речи Для кор- рекции общего отста- вания в физи- ческом раз- витии Для кор- рекции общего отста- вания в интел- лек- туаль- ном развитии Для кор- рекции двига- тельных нару- шений у ребенка Дру- гая при- чина
Ничем не помогли 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Получили консультацию, но рекомендовать ничего дельного не смогли 0,0 0,0 2,0 2,7 2,6 4,2 0,0
Получили всестороннюю консультацию и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка 50,0 57,1 60,0 43,2 59,0 45,8 57,1
Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой 50,0 42,9 34,0 40,5 38,5 39,6 7,1
Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения 0,0 14,3 10,0 8,1 15,4 10,4 0,0
Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка 75,0 71,4 38,0 48,6 48,7 41,7 46,4
Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи 0,0 0,0 0,0 0,0 2,6 0,0 0,0
Оказывают другие виды помощи 0,0 14,3 2,0 8,1 7,7 6,3 21,4

Перечень 3
За помощью какого вида обращались матери в центр ранней помощи, %

2,0 - Для коррекции слуха у ребенка.
3,4 - Для коррекции нарушений зрения у ребенка.
24,5 - Для коррекции нарушения речи.
36,3 - Для коррекции общего отставания в физическом развитии.
19,1 - Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии.
23,5 - Для коррекции двигательных нарушений у ребенка.
13,7 - По другим причинам.

Перечень 4
Оценка опрошенными помощи, которую центры оказали их детям, %

0,0 - Ничем не помогли.
2,0 - Получили консультацию, но более рекомендовать ничего дельного не смогли.
37,7 - Получили всестороннюю консультацию и хорошие рекомендации по профилактике нарушений у ребенка.
23,5 - Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой.
6,4 - Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения.
34,8 - Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка.
0,5 - Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи.
4,4 - Оказывают другие виды помощи.

Перечень 5
Впечатления матерей от взаимодействия с центром ранней помощи детям, %

74,0 - Сотрудники Центра активно взаимодействуют как с ребенком, так и с родителями.
52,0 - В Центре можно получить консультацию и помощь от всех специалистов, в которых ребенок нуждается.
73,0 - Сотрудники центра результативно взаимодействуют и с ребенком, и с родителями.
65,2 - Родителей никто из сотрудников Службы лично не заставлял включиться в программу обслуживания ребенка, родители решились на это добровольно.
65,7 - У родителей не было ни в чем отказа, когда обращались за помощью в Службу.
50,0 - Сотрудники службы никогда не разглашают информацию о ребенке.
74,5 - Сотрудники службы уважительно относятся и к ребенку, и к родителям.

Рисунок 4
Оценка экспертами эффективности работы центра ранней помощи (число экспертов)

диаграмма

Рисунок 5
Какие контакты поддерживают эксперты с центром ранней помощи (число экспертов)

диаграмма

Рисунок 6
Удовлетворенность экспертов характером профессионального взаимодействия своих организаций с центром ранней помощи (число экспертов)

диаграмма

Таблица 4
Оценка экспертами эффективности просветительской работы центра, проводимой среди населения (число экспертов)

Оценка просвети- тельской работы центра Эксперты
Руководители поликлиник, педиатры Руководители специальных детских садов Руководители детсадов с интегри- рованными группами Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты
Работа эффек- тивная 6 1 2 0
Эффек- тивность средняя 3 5 1 5
Эффек- тивность низкая 2 2 6 5
Эффек- тивность "нулевая" 0 2 2 0

Таблица 5
Мнение экспертов о том, действительно ли центр ранней помощи серьезно дополняет клиническое лечение детей с особыми потребностями, %

Характеристика работы центра Эксперты
Руково- дители поликлиник, педиатры Руково- дители специальных детских садов Руково- дители детсадов с интегри- рованными группами Руково- дители районных органов управления образованием и социальной защиты
Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей11 5 8 4
Бывает, что центр дублирует лечебные функции районной клиники 0 0 0 0
Центр иногда берется не за свои функции 0 0 0 0
Затруднились ответить 0 5 3 6

Перечень 6
Мнение опрошенных матерей о том, в какой форме им было бы удобно получать информацию о работе центра, %

22,1 - В форме рассказа о работе центра по телевидению.
14,0 - В форме рассказа о работе центра по радио.
11,8% - В форме рассказа о работе центра в прессе.
16,2 - В форме рассказа о работе центра в специальных журналах для женщин.
8,1 - В форме выпуска специального бюллетеня о работе центра.
33,8 - В форме информационного стенда в районной поликлинике.
47,1 - Должен информировать о центре педиатр районной поликлиники.

Примечание: проценты приводятся только относительно 66,7% (приняты за сто процентов) опрошенных матерей, высказавших потребность в дополнительной информации о работе центра.

Рисунок 7
Мнение опрошенных матерей о полезности деятельности центра ранней помощи детям с особыми потребностями, %

диаграмма

Таблица 6
Оценка руководителями органов управления образованием и социальной защиты районной администрации взаимодействия центров ранней помощи с районными учреждениями (число экспертов)

Взаимо- действие Эффек- тивное В целом удовлетво- рительное Неэффек- тивное
С районными клиниками 1 5 0
Со специализированными детскими учреждениями 2 4 2
С детскими учреждениями с интегрированными группами 0 5 3
С родителями, имеющими младенцев или малолетних детей 3 4 1

Таблица 7
Мнение экспертов и матерей о том, следует ли в Санкт-Петербурге расширять сеть центров ранней помощи детям с особыми потребностями (число экспертов)

Следует ли расширять сеть центров ранней помощи Эксперты
Руководители поликлиник, педиатры Руководители специальных детских садов Руководители детсадов с интегрированными группами Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты Матери, %
Следует 10 9 9 7 91,7
Не следует 0 0 1 0 5,9
Затруднились ответить 1 1 1 3 2,4

Таблица 8
Мнение экспертов о том, детям с какими заболеваниями центр должен оказывать помощь в первую очередь (число экспертов)

  Это компетенция центра ранней помощи Это компетенция районной клиники Это компетенция специальных детских лечебных учреждений
1. Дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал
  7 5 1
2. Дети с выявленными нарушениями:
1) снижение слуха 3 2 7
2) слепота, слабовидение 3 1 8
3) церебральные и спинальные параличи 5 3 8
4) генетические синдромы (Дауна, Ушера и др.) 6 1 6
5) дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, невральные амиотрофии и др.) 2 1 8
6) врожденные аномалии (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи и др.) 4 3 7
7) деформация конечностей (аномалии) 3 5 7
8) органические поражения центральной нервной системы, гидроцефалия 5 5 5
9) злокачественные формы эпилепсии 1 2 7
10) подозрения на ранний детский аутизм 5 3 6
11) серьезные изменения в поведении ребенка в результате пережитого стресса 5 5 3
3. Дети биологической группы риска
1) недоношенные и маловесные дети 8 5 0
2) рожденные на сроке гестации меньше 33 недель 7 6 0
3) перенесшие асфиксию в родах 7 6 1
4) находившиеся в отделениях интенсивной терапии 5 7 1
4. Дети родителей, имеющих психиатрические заболевания
1) дети, подвергающиеся насилию 5 4 2
2) родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией 5 4 2
3) молодые мамы до 17 лет 5 4 1
4) дети беженцев 4 2 3

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.