НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

"Отношение общественности к детям с особыми потребностями"

Итоги опроса целевых групп в городе Орел

III. Мнение опрошенных об условиях жизни детей-инвалидов

А) Мнение о том, где должны жить инвалиды.

Опрошенные обозначили три места, где, по их мнению, живут дети-инвалиды:

    63,4% - с родителями;
    40,3% - в специальных учреждениях для инвалидов;
    39,3% - в детских домах, приютах, интернатах;
    2,6% - "где придется, среди бомжей".

Последнее высказывание свидетельствует о том, что в Орле имеются беспризорные дети-инвалиды.

Не смогли дать ответ 5,2% опрошенных.

76,4% опрошенных считают, что дети-инвалиды должны жить с родителями, либо в других семьях; по мнению 23% - в специальных учреждениях, либо в лечебных интернатах.

Звучало и такое мнение, что олигофренов лучше "усыплять" при рождении, либо, что дети с физическими недостатками должны жить в интернатах, а с умственными - в специальных учреждениях.

Те, кто считают, что дети-инвалиды должны жить в семьях, мотивируют свою позицию следующим:

    в семьях за ними будет должный уход;
    те, кто их родил, они и должны ухаживать;
    чтобы родители ребенка впредь задумывались над тем, в каком состоянии (пьяном) происходит зачатие ребенка;
    потому что в специальных учреждениях за детьми-инвалидами уход плохой;
    как и здоровые дети, дети-инвалиды нуждаются в своих родителях;
    чтобы дети-инвалиды не были обделены родительским вниманием;
    инвалиду необходимо внимание больше, чем здоровому ребенку, поэтому он должен жить в семье.

Судя по высказанным мнениям, в них имеются "отзвуки" и сострадания, и осуждения (назидания).

Те, кто считает, что дети-инвалиды должны находиться в детских (специальных) учреждениях, мотивируют свою позицию следующим:

    если увечье ребенка получено по вине врачей, то государство обязано взять на себя заботу по уходу за ребенком;
    детям-инвалидам необходим квалифицированный медицинский уход.

Опрошенные оценили неудовлетворительно содержание детей-инвалидов в детских домах или спецучреждениях (см. рис. 20).

Рисунок 20
Оценка опрошенными условий содержания детей-инвалидов в детских домах и спецучреждениях, %

диаграмма 20

Свое мнение о плохом уходе за детьми в детских домах и спецучреждениях опрошенные мотивируют следующим:

    имеются экономические трудности в стране;
    персонал спецучреждений имеет низкую квалификацию;
    детские дома и спецучреждения плохо финансируются государством;
    за работой детских домов и учреждений нет должного контроля;
    государство уделяет мало внимания детским домам и спецучреждениям;
    обращаются с инвалидами как с роботами (видели по ТВ);
    мало индивидуального внимания детям-инвалидам;
    к ним в детских домах и спецучреждениях относятся как к чужим.

Более конкретно: 59,7% опрошенных считают, что у детей-инвалидов нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания; 41,4% - детские дома и спецучреждения лишены необходимой финансовой помощи; 19,4% ссылаются на недостаточное медицинское обслуживание детей-инвалидов; 11% - на плохое питание.

Таблица 16
Мнение разных социальных групп населения о том, чего не хватает детям-инвалидам в спецучреждениях, %

Чего не хватает Социальные группы
Родители n=30 Прародители n=30 Школьники n=30 Студенты вузов n=31 Сироты n=30
Недостаточная материальная помощь, плохие бытовые условия 40,0 36,7 16,7 45,2 63,3
Нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания 56,7 50,0 86,7 67,7 36,7
Плохое питание 13,3 16,7 0,0 6,5 13,3
Недостаточное медицинское обслуживание 30,0 16,7 6,7 6,5 30,0
Другое мнение 10,0 0,0 0,0 0,0 6,7
Нет ответа 13,3 20,0 6,7 6,5 10,0

Окончание таблицы 16

Чего не хватает Социальные группы
Руководители n=10 Учителя n=10 Предприниматели n=10 Кадровые военные n=10
Недостаточная материальная помощь, плохие бытовые условия 40,0 40,0 40,0 60,0
Нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания 50,0 70,0 50,0 70,0
Плохое питание 20,0 0,0 30,0 10,0
Недостаточное медицинское обслуживание 40,0 0,0 30,0 30,0
Другое мнение 10,0 10,0 10,0 0,0
Нет ответа 0,0 0,0 10,0 0,0

Об отсутствии у детей-инвалидов родительской любви чаще всего говорят школьники, студенты, учителя, военные. О плохом финансировании детских домов и спецучреждений - сироты, военные, о слабом медицинском обслуживании - руководители госпредприятий (учреждений); о плохом питании детей - предприниматели (см. табл. 16).

Б) Оценка условий жизни в семьях

Оценка опрошенными условий жизни детей-инвалидов в семьях в целом положительная (см. рис. 21)

Рисунок 21
Оценка опрошенными условий проживания детей-инвалидов в семьях, %

диаграмма 21

Доля оценивающих положительно условия жизни детей-инвалидов в семьях велика в составе всех социальных групп, но особенно в составе "обычных" родителей и военных (см. рис. 22).

Рисунок 22
Оценка разными социальными группами условий жизни детей-инвалидов в семьях, %

диаграмма 22

Жизнь детей-инвалидов в семье большинство опрошенных оценивает положительно потому, что в семье лучше за ними уход - 66%. Еще 2,1% считают, что в детских домах уход хуже и воспитатели не могут детям-инвалидам заменить родителей.

В то же время 26,7% опрошенных мотивируют свою позицию "сдержанно", говоря о материальных проблемах; о неблагополучном нравственном климате в семье; о неспособности в ряде семей обеспечить уход за больным ребенком, либо приобрести лекарства.

По мнению 35,6% опрошенных, в ряде случаев в семьях для детей-инвалидов не хватает заботы, любви, духовного общения; по мнению 22% - финансовых средств, 8,9% - духовного общения с родителями.

В) Трудоустройство инвалидов

Большинство опрошенных пессимистично оценили возможность для инвалидов области трудоустроиться. Высоким такую возможность сочли только 0,5% опрошенных. По мнению 15,7%, возможность трудоустроиться у инвалидов Орловской области имеется, однако она не очень велика. Инвалиды области находят работу с большим трудом - так считают 30,9% опрошенных, а по мнению 37,2%, инвалиды в области трудоустроиться практически не могут. Затруднились ответить 15,7%.

Подобный пессимистичный взгляд на возможность инвалидов области трудоустроиться характерен для всех социальных групп (см. табл. 17).

Таблица 17
Мнение разных социальных групп населения о том, могут ли инвалиды Орловской обл. трудоустроиться, %

Могут ли трудоустроиться Социальные группы
Родители n=30 Прародители n=30 Студенты вузов n=31 Сироты n=30
Такие возможности высокие 0,0 0,0 3,2 0,0
Возможность в целом имеется, но не очень высокая 6,7 10,0 25,8 26,7
Находят работу с большим трудом 56,7 26,7 22,6 33,3
Трудоустроиться практически не могут 36,7 63,3 48,4 40,0
Затруднились ответить 0,0 0,0 0,0 0,0
Итого 100 100 100 100

Окончание таблицы 17

Могут ли трудоустроиться Социальные группы
Руководители n=10 Учителя n=10 Предприниматели n=10 Кадровые военные n=10
Такие возможности высокие 0,0 0,0 0,0 0,0
Возможность в целом имеется, но не очень высокая 40,0 30,0 10,0 10,0
Находят работу с большим трудом 40,0 30,0 50,0 50,0
Трудоустроиться практически не могут 20,0 40,0 40,0 40,0
Затруднились ответить 0,0 0,0 0,0 0,0
Итого 100 100 100 100

Причины, по которым инвалиды не могут трудоустроиться, по мнению 44,5% опрошенных - отсутствие рабочих мест и профессий для инвалидов, 22,5% - общая безработица, 8,9% - в силу специфических заболеваний инвалидов.

Опрошенные считают, что в настоящее время инвалиды выполняют в основном "вспомогательные" или малоквалифицированные виды работ, а именно, по мнению:

    49,2% - механические, вспомогательные виды работ низкой квалификации;
    18,3% - в зависимости от заболевания, физического и умственного состояния инвалидов;
    3,7% - надомный труд;
    5,8% - такие виды работ, как склеивание конвертов, коробок; работают операторами, сборщиками; в сфере бытовых услуг.

Затруднились ответить 6,8%.

Менее уверены опрошенные в том, какую работу могли бы выполнять инвалиды. Те, кто высказали мнение, склоняются к тому, что это преимущественно неквалифицированный труд, либо "уклоняются" от прямого ответа. По мнению опрошенных, инвалиды могут работать:

    39,3% - в зависимости от характера заболевания;
    17,3% - на местах, не требующих физического и умственного напряжения;
    6,3% - на компьютере;
    12,6% - на подсобной работе.

Неблагоприятно оценили опрошенные готовность предприятий принять на работу молодых инвалидов, обладающих профессией. На вопрос о готовности предприятий Орловской обл. принять на работу молодых инвалидов, опрошенные ответили так:

    7,3% - принимают на работу, если такая возможность на предприятии имеется;
    13,6% - принимают на работу только под давлением со стороны административных органов;
    44,0% - на работу инвалидов стараются не брать;
    35,1% - затруднились ответить.

Более-менее благоприятно оценивают возможность молодых инвалидов трудоустроиться лишь руководители госпредприятий (учреждений), учителя и предприниматели (см. табл. 18).

Пожалуй, их мнение является наиболее компетентным.

Таблица 18
Мнение разных социальных групп населения о том, готовы ли предприятия Орловской обл. принять на работу молодых инвалидов, имеющих профессию, %

Готовы ли принять на работу Социальные группы
Родители n=30 Прародители n=30 Студенты вузов n=31 Сироты n=30
Берут не работу, если такая возможность на предприятии имеется 6,7 3,3 3,2 3,3
Принимают на работу только под давлением со стороны административных органов 20,0 13,3 16,1 20,0
На работу инвалидов стараются не брать 63,3 56,7 35,5 66,7
Затруднились ответить 10,0 26,7 45,2 10,0

Окончание таблицы 18

Готовы ли принять на работу Социальные группы
Руководители n=10 Учителя n=10 Предприниматели n=10 Кадровые военные n=10
Берут не работу, если такая возможность на предприятии имеется 40,0 20,0 20,0 10,0
Принимают на работу только под давлением со стороны административных органов 20,0 10,0 10,0 10,0
На работу инвалидов стараются не брать 30,0 50,0 60,0 30,0
Затруднились ответить 10,0 20,0 10,0 50,0

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.