НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Об ограничении и лишении родительских прав в отдельных странах ЕС

1. Финляндия

1.1 Финское законодательство об охране детства

В финском законодательстве проводится четкое различие между публичным и частным правом. Опека ребенка, то есть воспитание, забота и другие вопросы, касающиеся благополучия ребенка, а также обязанности родителей по воспитанию детей регулируются частным правом, главным образом, Законом об опеке ребенка и его праве на общение (1983 г.), Законом об отцовстве (1975 г.), Законом об усыновлении (1979 г.) и Законом о содержании (1975 г.).

Социальное обеспечение ребенка и другие обязанности общества в вопросах заботы о детях и помощи родителям в воспитании детей регулируются публичным правом, главным образом, Законом об охране детства (1983 г.), Законом о социальном обеспечении (1982 г.), Законом об учреждениях дневного пребывания (1973 г.) и Законом о детских пособиях на детей, воспитываемых в других семьях, и пособиях на детей, воспитываемых в частных детских домах (1996 г.).

1.2 Попечение и попечители ребенка

Финское законодательство исходит из того, что попечение ребенка следует рассматривать как право ребенка на такую заботу, - по возможности, со стороны обоих родителей, - которая удовлетворяет целям и принципам, изложенным в законодательстве. То же самое касается и оснований для вмешательства государства в вопросы попечения ребенка. Если воспитание ребенка осуществляется безупречно, то государственные органы не имеют права вмешиваться в него. Когда же основания для вмешательства имеются, в силу вступает принцип минимально достаточного вмешательства. При вмешательстве в организацию воспитания ребенка принимаемые меры не должны быть более жесткими или, с учетом их последствий, более далеко идущими, чем требуется для исправления ситуации в соответствии с интересами ребенка.

Принцип минимально достаточного вмешательства должен приниматься во внимание и при рассмотрении возможных мер, принимаемых в соответствии с Законом об опеке ребенка и его праве на общение, и особенно когда вопрос стоит о выборе из большого набора действий, которые можно предпринять в соответствии с вышеупомянутым Законом об охране детства, в частности, передача ребенка под опеку комиссии по социальному обеспечению. Опека ребенка включает в себя обязательство заботиться о несовершеннолетнем человеке, осуществлять попечение и воспитание, необходимый контроль, а также полномочия решать вопросы, касающиеся личности ребенка, и представлять его интересы. Вне области опеки остаются вопросы распоряжения имуществом ребенка, а также обязательства родителей по содержанию детей, которые сохраняются вне зависимости от того, находится ли ребенок под опекой родителей или нет. Однако опекун это, как правило, также и человек, обязанный содержать ребенка. За пределами сферы опеки остаются также полномочия решать вопросы, связанные с положением родителей вне зависимости от вида и формы опеки. К примеру, усыновление предполагает согласие родителя вне зависимости от того, является он опекуном ребенка или нет.

Разделение сфер решения личных и имущественных вопросов позволяет поручать исполнение этих обязанностей разным лицам, если подобная исключительная схема организации будет признана целесообразной. Как правило, родители занимаются и личными, и имущественными делами своих детей.

Если родители ребенка состояли в браке при его рождении, то они оба являются попечителями ребенка. Если родители не состояли в браке, то единственным попечителем ребенка является мать. В этом случае родители могут договориться о совместном попечительстве. Если родители вступают в брак, то оба осуществляют опеку над ребенком. Совместная опека продолжается и после развода, если не было решено или постановлено иначе. Закон исходит из принципа сохранения отношений ребенка с обоими родителями безотносительно того, состоят они в браке, проживают ли вместе или нет.

Опеку над ребенком могут осуществлять один или несколько человек, совместно с родителями или вместо них, например, мачеха, отчим, приемные родители и иные лица. Однако опека над ребенком передается от родителей одному или нескольким лицам только при наличии серьезных оснований и во благо ребенка. Опека над ребенком не вытекает из решения суда о месте проживания ребенка. Опеку может осуществлять и третье лицо, с которым ребенок не проживает вместе.

Для исключения родителя из процесса опеки требуются исключительно веские основания. То, что родитель жестоко обращается с ребенком или не выполняет своих обязательств как опекун, еще не является достаточным основанием. Иными словами, лишение права действовать в качестве опекуна нельзя использовать как наказание. В процессе принятия решения по данному вопросу внимание следует обращать, прежде всего, на то, как лучше всего организовать опеку над ребенком в будущем. Каждое решение по опеке должно быть наилучшим с точки зрения интересов ребенка. Передача права опеки от родителей другому лицу становится целесообразной, например, когда ребенок длительное время находился под опекой человека, предложенного в качестве опекуна, и за это время его отношения с родителями полностью прекратились. Когда между ребенком и его фактическими опекунами установились тесные отношения, и ребенок полностью адаптировался к условиям, в которых растет и развивается, официальная передача права опеки его приемным родителям, несомненно, служит наилучшим интересам ребенка. Если опекуном с согласия ребенка будет назначен его приемный родитель, то, как правило, опекунство его собственных родителей прекращается, то есть они больше не участвуют в воспитании ребенка.

В крайних случаях соглашение или судебное решение об опеке могут быть пересмотрены, и право опеки передано от одного родителя, препятствовавшего общению с другим родителем, другому; или право родителя на общение отменяется, потому что его поведение или неоднократная неявка на встречи с ребенком однозначно ставят под угрозу ровное психическое развитие и благополучие ребенка. Отъезд из места общего проживания с ребенком без предварительного решения этого вопроса с другим родителем и при полном игнорировании пожеланий ребенка могут также считаться веской причиной для передачи права на опеку другому родителю.

1.3 Опека над ребенком, воспитывающимся вне кровной семьи

В Законе об охране детства приоритет отдается профилактическим мерам и нестационарным формам помощи. Развивая системы социального обеспечения и здравоохранения, образования и других услуг для детей и семей с детьми, местные власти обязаны делать все необходимое для того, чтобы соответствующие органы помогали опекунам в воспитании детей и выявляли потребности в особых видах помощи детям и семьям с детьми.

Органы, отвечающие за социальное обеспечение семьи и отдельного ребенка, обязаны оказывать содействие родителям и другим лицам в воспитании ребенка в плане создания благоприятных условий для его постоянного роста. К нестационарным формам поддержки относятся, кроме всего прочего, финансовая помощь; улучшение бытовых условий; назначение наставника, опорной семьи на общественных началах; адекватная терапия; помощь ребенку или молодому человеку в получении общего или специального образования, в трудоустройстве или нахождении жилья, в организации досуга и удовлетворении иных личных потребностей путем оказания ему финансовой и иной помощи, а также помощи в организации отдыха и свободного времени.

Комиссия по социальному обеспечению обязана взять ребенка под свою опеку и организовать заботу о нем,

    а) если его здоровье или развитие находятся под угрозой вследствие отсутствия заботы и иных условий в его собственном доме, или если здоровью и развитию ребенка серьезно угрожают употребление наркотиков, совершение серьезных правонарушений или иные равносильные формы поведения;

    б) если нестационарные формы помощи не подходят или оказались бесполезными; и

    в) если воспитание вне дома будет служить интересам ребенка.

При этом одновременно должны удовлетворяться все три критерия. Ребенок может быть передан под опеку с согласия или без согласия родителей. Однако на практике в девяти из десяти случаев ребенка помещают под опеку с согласия его родителей.

Когда ребенок переходит под опеку комиссии по социальному обеспечению, последний уполномочен решать все вопросы, связанные с попечением, воспитанием, контролем, прочими социальными вопросами и местом жительства ребенка. При этом, однако, он обязан взаимодействовать с родителями и другими опекунами, а также оказывать помощь и заниматься реабилитацией не только ребенка, но и его родителей. За родителями сохраняется право опеки над своим ребенком даже в том случае, если ребенка передали на воспитание другим. Отсюда следует, что опека над ребенком переходит к органу социального обеспечения только в той степени, в которой это необходимо для реализации целей устройства ребенка на воспитание. После прекращения отведенного срока право опеки снова возвращается опекунам. В случае если при передаче ребенка на воспитание или после имеются основания для назначения ребенку одного или нескольких опекунов вместо родителей ребенка, то именно комиссия по социальному обеспечению обязана подать соответствующее прошение в суд.

Ребенку может быть назначен уход в условиях приемной семьи или в интернате с целью оказания помощи родителям ребенка, опекунам или лицам, ответственным за его попечение и воспитание. Такой уход может быть организован в индивидуальном порядке для ребенка, достигшего 12-летнего возраста, если сам ребенок попросит об этом или даст согласие на это. Для ребенка младше 12 лет подобный индивидуальный уход может быть организован на срок не более трех месяцев, если иная форма воспитания оказывается неприемлемой из-за болезни опекуна или лица, ответственного за его опеку и воспитание, или по каким-то иным идентичным причинам. Срок такого ухода может быть продлен максимум на три месяца, если для этого имеются веские основания.

Воспитание вне семьи, как вид социальной помощи, всегда предполагает согласие родителя, другого опекуна или лиц, под опекой которых находится ребенок. Что касается ребенка, то согласие может дать только его опекун. Когда 12-летнего ребенка передают на воспитание в приемную семью или в учреждение интернатного типа, и опекун или сам ребенок отказываются от данного ранее согласия, пребывание ребенка в приемной семье или интернате прекращается немедленно. Иными словами, воспитание вне семьи, как социальная помощь, не дает органу социального обеспечения права решать вопрос, связанный с местом жительством ребенка.

1.4 Общение детей и родителей в период воспитания ребенка вне дома

В процессе воспитания ребенка вне дома ему должны быть созданы все условия для тесного общения с другими людьми, имеющего важное значение для его развития. Он имеет право встречаться со своими родителями и другими близкими ему людьми и поддерживать контакты с ними. Комиссия по социальному обеспечению обязана активно поддерживать и способствовать общению ребенка со своими родителями и другими близкими ему людьми, включая: 1) выявление людей, важных для ребенка, и определение наиболее естественных способов поддержания контактов с ними; 2) содействие в организации контактов; 3) участие в качестве посредника в разрешении возможных конфликтов; и 4) оказание финансовой поддержки для проведения встреч. Финансовая поддержка включает в себя обеспечение ребенка возможностью пользоваться телефоном и другими средствами связи, оплату счетов за еду и транспортных расходов биологических родителей и других лиц, приезжающих на встречу с ребенком.

Комиссия по социальному обеспечению или руководитель интерната могут ограничить право доступа к находящемуся в интернате ребенку для его родителей и других близких ему людей, если 1) подобные встречи несомненно ставят под угрозу развитие и безопасность ребенка; или 2) такое ограничение необходимо для безопасности родителей, детей или персонала интерната. В крайних случаях местопребывание ребенка может скрываться от родителей и даже от более широкого круга людей. Чтобы не ограничивать право ребенка на общение с близкими ему людьми, встречи могут происходить за пределами интерната. Решения об ограничении контактов действуют в течение определенного периода времени. В тексте решения должны указываться лица, которых эти ограничения касаются, а также характер общения. Руководитель детского воспитательного учреждения может принять решение об ограничении, срок которого не может превышать 1 месяца. При необходимости продления этого срока, вопрос решается комиссией по социальному обеспечению.

1.5 Усыновление

После официального утверждения усыновления, ребенок становится ребенком приемных, а не бывших родителей в плане юридических последствий, касающихся родства. Бывшие родители освобождаются от обязательств по содержанию ребенка. Приемное родство не расторжимо. Однако у этого основного правила имеются два исключения: брак между приемным родителем и приемным ребенком и в случае нового усыновления, когда ребенок переходит в новую семью или, к примеру, возвращается в свою родную семью.

Как правило, усыновление несовершеннолетнего не утверждается, если его родители не дали своего согласия на это. Однако при наличии особо веских оснований усыновление может быть утверждено и без согласия со стороны родителей, если считается, что усыновление однозначно и определенно служит интересам ребенка, и что нет достаточных оснований для отказа или отзыва согласия с учетом интересов ребенка и его общения со своими родителями, а также качества отношений между ними. Более того, усыновление утверждается, когда ребенок из-за своей болезни или недееспособности не может обоснованно выразить свою волю, или когда местопребывание родителей неизвестно.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.