НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Об ограничении и лишении родительских прав в отдельных странах ЕС

2. Швеция

2.1 Шведское законодательство об охране детства

К числу основных законов, регулирующих родительские права и обязанности, а также их прекращение, относятся Закон о семье (1949 г.), Закон о социальном обслуживании (1980 г.) и Закон со специальными указами о воспитании молодежи (1990 г.). Закон о семье содержит в себе правовые положения, регулирующие вопросы отцовства, имени ребенка, опеки и общения, попечения и т.п. В Законе о социальном обеспечении дается описание целей и содержания социальных услуг, обязанностей местных органов власти и т.п. по предоставлению услуг всем группам населения, включая детей и молодежь. Закон со специальными указами о воспитании молодежи представляет собой особый закон, в соответствии с которым услуги оказываются без согласия детей или их опекунов. Правовые положения об усыновлении являются частью Закона о семье.

2.2 Попечение и попечители ребенка

В Швеции, как и в Финляндии, вопросы, связанные с личной жизнью (попечительство) и распоряжением имуществом (опека) несовершеннолетнего, решаются раздельно. Как правило, оба родителя ребенка являются одновременно и попечителями, и опекунами. Однако в некоторых случаях за опеку или попечительство может отвечать лишь один из родителей. Имеются также исключительные случаи, когда ни один из родителей не выполняет функций попечителя или опекуна. В этих случаях вопрос о том, кто будет выполнять эти обязанности, решает суд. Обязанности по содержанию не входят в сферу опеки, и вопрос о нем решается отдельно. Однако опекун, как правило, является тем человеком, который обязан также заботиться и о содержании ребенка.

Если родители состоят в браке, то с момента своего рождения ребенок находится на попечении обоих родителей, а если нет, то под опекой одной лишь матери. Если позже родители вступят в законный брак, то ребенок будет находиться под опекой их обоих, если до этого суд не передал ребенка под опеку одному или двум специально назначенным опекунам. Ребенок остается под опекой обоих родителей даже после их развода, если совместная опека не отменяется судом по заявлению одного из или обоих родителей, по инициативе суда или по иску комиссии по социальному обеспечению.

Если ребенок находится под опекой лишь одного из родителей, то последние могут получить право на совместную опеку по решению суда или посредством регистрации в налоговой инспекции в связи с уведомлением комиссии по социальному обеспечению о признании отцовства, или налоговой инспекции с условием, что распоряжение об опеке не было объявлено ранее, и что родители и ребенок являются гражданами Швеции.

Если ребенок находится под опекой обоих родителей, и один из них желает прекратить совместную опеку, то суд может, с учетом интересов ребенка, доверить опеку одному из родителей или оставить совместную опеку в неизменном виде. При рассмотрении наилучшего варианта с точки зрения ребенка суд обязан обращать особое внимание потребностям ребенка, а также учитывать необходимость сохранения близких и хороших отношений с обоими родителями. Понятие "опеки" в юридическом смысле необходимо отделять от чисто фактической заботы о ребенке. Опека предусматривает, кроме всего прочего, полномочия и обязательства решать, в предусмотренном законом объеме, личные дела ребенка. Осуществляющие опеку лица могут передавать обязанности по практическому воспитанию ребенка другому лицу. Такое происходит, например, когда ребенок одиноких матери или отца передается на воспитание бабушке и дедушке. Это, однако, ничего не меняет в праве опекуна принимать решения за ребенка. Соответственно, он может в принципе снова взять на себя обязанности по фактическому воспитанию ребенка, когда сочтет нужным.

Если один из родителей, осуществляющих опеку над ребенком, признается виновным в злоупотреблении своими правами, неисполнении своих родительских обязанностей или иных нарушений в вопросах воспитания ребенка, что вызывает постоянный риск здоровью или развитию ребенка, суд может принять решение об изменении опеки. Как правило, в соответствии с Законом со специальными указами о воспитании молодежи применению данного положения предшествует передача ребенка на воспитание в другое место. Важно отметить, что при этом предпринимается все возможное по поиску приемлемого решения по согласованию с родителями и ребенком, мнение которых должно обязательно учитываться. Комиссия по вопросам социального обеспечения обязана, прежде всего, предложить помощь социальных служб. Если ребенок передается в другой дом, то комиссия, в принципе, обязана делать все возможное для воссоединения его с родителями. Если после активных и продолжительных усилий воссоединить ребенка с родителями не удается, то появляется необходимость ходатайствовать об изменении опеки.

Передача опеки над ребенком не должна иметь место, если отсутствует желающий и подходящий для этого человек, способный обеспечить настолько хорошие условия для воспитания, что его вполне можно назначить опекуном. Если ребенок находится под опекой обоих родителей, и один из них оказывается непригодным для этого, то суд передает право опеки только одному родителю. Если и у другого родителя не все складывается с воспитанием ребенка, то суд передает право опеки одному или двум специально назначенным опекунам.

Если ребенок находится под опекой только одного из родителей, то суд может передать право опеки другому родителю или, если сочтет более целесообразным, одному или двум специально назначенным опекунам. То же самое может иметь место и в том случае если ребенок встречается с родителем лишь изредка, и в то же время чувствует себя спокойно и уютно с каким-то другим человеком, готовым взять на себя обязанности опекуна.

Если требуется назначить специального опекуна, то им может быть человек, способный позаботиться о ребенке, обеспечить его безопасность и хорошее воспитание. Право на опеку может быть передано двум специально назначенным опекунам, только если они состоят в браке или живут как муж и жена, и вместе готовы взять на себя ответственность за ребенка.

Если ребенок воспитывался и рос не со своими родителями, а в другой семье, и если такое положение и дальше желательно сохранить для ребенка, и право на опеку передается ему или им, то есть тем, кто уже заботится о ребенке, то суд решает, что он или они, как специально назначенные опекуны, должны и дальше исполнять обязанности опекунов ребенка. Приказ означает, что родителей можно лишить права опеки даже если они и не исполняли связанных с опекой обязанностей, в связи с чем ребенку грозит постоянная опасность. Цель данного законодательного положения состоит в том, что ребенка, успевшего привыкнуть к приемной семье, нельзя лишать условий, к которым он привык, и в которых чувствует себя в большей безопасности, чем в своей предыдущей семье. Как правило, прежде чем рассмотреть вопрос о юридическом утверждении опеки, необходимо, чтобы ребенок прожил в приемной семье несколько лет. Если биологические родители не проявляют к ребенку никакого интереса, или их встречи с ним происходят от случая к случаю и являются обременительными для них, то может встать вопрос о передаче ребенка в другие руки. При этом особо следует учитывать позицию самого ребенка.

Если ребенок находится под опекой одного или двух специально назначенных опекунов, и если один или оба родителя ребенка получают право опеки над ним, то суд выносит решение в соответствии с интересами ребенка. Однако суд может отказать в праве опеки обоими родителями, если один из них выступает против совместной опеки.

Если опеку над ребенком осуществляют два специально назначенных опекуна, и если один из них хочет прекратить совместное опекунство, суд на основе иска, поданного обоими или одним из них, передает право опеки одному из них с учетом интересов ребенка. Суд может также, в случае развода опекунов, и без иска назначить опеку с учетом вышеприведенных обстоятельств, если совместная опека без всякого сомнения противоречит интересам ребенка.

Специально назначенный опекун теряет свое право, если он или она обвиняется в злоупотреблении своим правом или неисполнении своих обязанностей, или по иным причинам больше не подходит в качестве опекуна (вопросы, связанные с изменением опеки, рассматриваются по ходатайству комиссии по социальному обеспечению).

2.3 Опека над ребенком, воспитывающимся вне кровной семьи

Шведское законодательство исходит из того, что обязанность опекунов следить за удовлетворением основных потребностей ребенка не означает, что они лично обязаны удовлетворять эти потребности, даже если они, как правило, хотя бы в какой-то степени действительно принимают участие в заботе и воспитании ребенка. Кроме того, на обществе лежит огромная ответственность для создания хороших условий для роста ребенка (например, наличие учреждений дневного пребывания, детских дошкольных заведений, общеобразовательных школ, кружков по интересам и т.п.). Комиссия по социальному обеспечению может оказывать необходимую специальную помощь детям и семьям, например, разные виды экономической помощи.

Шведский Закон о социальных службах от 1980 г. обязывает Комиссии по социальному обеспечению предпринимать все необходимое для того, чтобы дети и молодые люди росли в безопасных и хороших условиях и, при непосредственном взаимодействии с семьями, способствовать всестороннему развитию личности, а также благоприятному физическому и социальному развитию детей и молодежи. В законе особо подчеркивается обязанность Комиссии по социальному обеспечению обращать особое внимание на детей, проявляющих симптомы неблагоприятного развития. Она обязана предлагать и обеспечивать необходимую защиту и помощь, если опекуны не в состоянии удовлетворить жизненно важные потребности ребенка. Если это идет на пользу ребенку, то Комиссия по социальному обеспечению обязана проследить за тем, чтобы ребенок воспитывался и рос вне родной семьи.

Планируемые меры необходимо обсудить с родителями (опекунами). Особое внимание следует уделять форме предлагаемых мер с тем, чтобы опекуны не только согласились с ними, но и активно участвовали в их реализации и несли за это личную ответственность. Однако если не удается обеспечить необходимое воспитание ребенка с согласия опекунов, то ребенку можно определить форму ухода и без их согласия. Соответственно, комиссия по социальному обеспечению не может не оказывать ребенку необходимые защиту и помощь, даже если опекуны отказались от помощи комиссии.

Воспитание вне семьи осуществляется в другой семье или в интернатном учреждении. Прежде всего, необходимо подумать, нельзя ли передать ребенка на воспитание родственнику или другому близкому человеку. Оба вышеупомянутых типа воспитания могут иметь место безотносительно того, происходит ли передача ребенка на воспитание с согласия или без согласия опекунов.

Помещение ребенка под опеку государства не означает лишение родителей права на опеку в законодательном смысле. Однако когда ребенка забирают из семьи, полномочия и обязательства родителей становятся ограниченными, и могут ограничиваться в той степени, в какой это необходимо для создания нормальных условий для воспитания. При особых обстоятельствах суд может принять решение о передаче права опеки одному или двум специально назначенным опекунам.

В принципе меры, принимаемые в соответствии с Законом о социальных службах и Законом со специальными указами о воспитании молодежи должны преследовать цель объединения семьи. Вопрос о передаче права на опеку может быть поставлен только в том случае если, несмотря на длительные и активные усилия, воссоединить семью не удается.

2.4 Общение детей и родителей в период воспитания ребенка вне дома

Забота о детях, не имеющих возможности жить в собственной семье, осуществляется таким образом, чтобы условия, в которых находится ребенок, в минимально возможной степени отличались от нормальных условий воспитания. Это относится также и к детям, переданным на воспитание без согласия опекунов. Воспитание и содержание ребенка должны осуществляться так, чтобы способствовать сохранению чувства родства с родственниками и другими близкими ему людьми, а также общению с семьей ребенка. Важно, чтобы ребенок воспитывался недалеко от привычного для него места без значительного отрыва от семьи и друзей, то есть как можно ближе к дому. Комиссия по социальному обеспечению и руководство детских учреждений обязаны обеспечивать возможность для своих "клиентов" поддерживать контакты с семьей.

Однако следует помнить и о том, что для обеспечения наилучшего ухода и по иным причинам из этого правила могут быть и исключения. Хороший уход и средства для этого имеют гораздо большее значение, чем соблюдение принципа близости. Потребность клиента в поддержании связей со своей семьей и другими родственниками иногда можно удовлетворять даже в тех случаях, когда расстояние до дома относительно велико. В некоторых случаях тщательно спланированные и прекрасно подготовленные встречи воспитанника со своими родственниками могут быть гораздо более полезными, чем случайные, неподготовленные встречи. Кроме того, когда ребенка изъяли из семьи и передали под опеку в соответствии с Законом со специальными указами о воспитании молодежи, то есть без согласия опекунов, Комиссия по социальному обеспечению обязана как можно теснее сотрудничать с родителями и стараться поддерживать отношения между ними и ребенком. Тесные и хорошие отношения нередко считаются важнейшим условием для нормального развития ребенка и его соединения со своими родителями. Соответственно, решение передать ребенка на воспитание не должно вести к ограничению родителей в их стремлении встречаться со своим ребенком в большей степени, чем это необходимо для блага ребенка.

Однако могут существовать условия, при которых родителям в течение определенного времени не разрешается встречаться со своим ребенком. К примеру, может появиться риск того, что родители, сами того не желая, повредят процессу воспитания. Кроме того, и личные условия родителей могут оказаться такими (например, длительное злоупотребление наркотиками или психическое заболевание), что их встречи с детьми окажутся невозможными. Ограничения могут касаться также и контактов по телефону или по почте. Как правило, такие ограничения могут действовать лишь непродолжительное время. Для более длительных ограничений требуются очень веские основания.

2.5 Усыновление

При усыновлении ребенок оказывается в том же положении, как если бы он родился в этой семье. Приемный ребенок считается ребенком усыновившего его человека, а не биологических родителей. Если один из супругов усыновляет ребенка другого супруга или приемного ребенка, то этот ребенок считается не кем иным как их совместным ребенком. Усыновление нерасторжимо. Ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, нельзя усыновить без согласия родителей. Согласие матери должно быть дано после того, как она в достаточной степени отошла от родов. В случае усыновления ранее усыновленного ребенка уже требуется получить согласие усыновителя или, если один из супругов усыновляет ребенка другого супруга, согласие супругов.

Никакого согласия не требуется от лица, страдающего серьезными психическими отклонениями, не участвующего в процессе опеки, или местопребывание которого неизвестно. В таком случае согласие должно быть получено от опекуна ребенка.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.