НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Об ограничении и лишении родительских прав в отдельных странах ЕС

4. Германия

4.1 Законодательство об охране детства

Во второй половине 20 в. больше внимания стало уделяться не защите ребенка, а правам детей. Кроме всего прочего, это произошло под влиянием Статей 5 и 8 Европейской Конвенции о правах человека. Не менее важную роль в вопросах защиты несовершеннолетних сыграли и другие договоры, среди которых можно отметить Конвенцию ООН о правах ребенка от 1989 г., которая к настоящему времени вступила в силу в большинстве европейских стран. В 1980-е годы в европейском прецедентом праве появляются четкие положения о том, что всеобщие права человека в равной степени относятся как к взрослым, так и к детям. После того как внимание общественности стало в большей степени уделяться защите интересов ребенка, прецедентное право (а теперь и законодатели) все больше регулируют вопросы защиты прав ребенка.

Перемены в общественном мнении и, в частности, взглядов на помощь привели последнее время к внесению изменений и дополнений в законодательство о защите несовершеннолетних в Германии; кроме того, в настоящее время в этой стране идет работа по подготовке целого ряда законов.

Суть обсуждаемой проблемы можно сформулировать следующим образом: в чем состоит задача органов государственного управления в случае если родители не исполняют (или не могут исполнять) должным образом своих обязанностей по отношению к своим детям, и на каких основаниях государство может вмешиваться в семейную жизнь и личные дела родителей и детей (обоснование вмешательства государства в семейную и частную жизнь родителей и детей)? Как вопросы защиты детей и молодежи регулируются в разных европейских странах? Какие "требования" заложены в договорах относительно защиты детей и молодежи? При разработке данной проблемы необходимо разобраться со следующими вопросами:

  1. Соотношение прав родителей и прав детей.
  2. Кризисные ситуации, например, в случае, если ребенок убежал из дома.
  3. Профилактические меры, к примеру, обязательная регистрация определенных фактов.
  4. Составление перечня групп риска.
  5. Процессуальные права родителей, детей и третьих сторон.
  6. Право на запрос и право на обжалование, имеющееся у родителей, детей и третьих сторон.

В Германии значительное внимание уделяется п. 3. Связанные с этим вопросы интересуют, прежде всего, судебные власти, а уже затем решения судов находят свое отражение в законодательстве. Ответственность государства за своевременную помощь семьям, у которых не все благополучно с воспитанием детей, потребовала комплексной переработки законодательства, в частности публичного и гражданского права, и реорганизации органов по работе с молодежью. Было проведено укрупнение и усиление соответствующих государственных и частных организаций, занимающихся профилактикой в этой области.

4.2 Опека детей в Германии

а) В статье 6, часть I Конституции (Основного Закона) Германии говорится, что брак и семья находятся под особой защитой государства. Понятие "семья" охватывает отношения между родителями и их детьми. Это следует понимать, прежде всего, как конституционную "гарантию института" и как выражение основополагающей ценности, записанных в публичном и частном праве. Более того, это следует понимать как право государства принимать меры, идущие во благо браку и семье.

В соответствии с Частью II Статьи 6 забота и воспитание детей являются естественным правом и первейшей обязанностью родителей. Считается, что это не только конституционная основа принципа, в соответствии с которым главнейшими являются интересы ребенка, но и барьер на пути вмешательства государства.

б) Основным источником семейного законодательства Германии является Четвертая Книга Гражданского кодекса, состоящая из четырех глав. Первые три это "Гражданский брак", "Семейные отношения" и "Опека". Однако многие вопросы регулируются, в основном, прецедентным правом, в частности, подробное описание процедуры получения прав на опеку.

в) Особое значение имеет Закон "О детях и молодежи", являющийся Восьмой Книгой Кодекса социального обеспечения. В соответствии с этим законом в каждом сельском районе и в городах с населением минимум 60 тыс. человек создается специальный орган с широкими полномочиями по делам детей и молодежи, имеющих общественную значимость. В состав данного органа входит совет по делам опеки, занимающийся различными вопросами внешкольного образования детей и детскими приютами.

4.3 Родительская опека

а) Если раньше в Гражданском кодексе признавалась и регулировалась "родительская власть", то сегодня родители осуществляют "родительскую опеку". Эти терминологические изменения являются отражением сути современного принципа, в соответствии с которым главное значение имеют "интересы ребенка", а также то, что необходимо учитывать возрастающую способность ребенка действовать самостоятельно.

При всем том, что по гражданскому законодательству родительская опека, как абсолютное право, защищена от вмешательства третьих сторон, представляется, что в равной степени в ней присутствует понятие обязанности родителей перед своим ребенком.

б) Родительскую опеку законного ребенка осуществляют оба родителя. В случае разногласий по поводу обучения ребенка и других вопросов, касающихся его жизненных интересов, каждый из родителей может обратиться в Суд по делам опеки. Однако последний обладает ограниченными правами на вмешательство. Он не имеет права принимать решения за родителей, но может лишь определить, за кем из них остается последнее слово. Применительно к родительской опеке в законе проводится различие между личными и имущественными интересами ребенка. "Личная опека" предусматривает право и обязанность заботиться о ребенке, решать вопросы его/ее образования и определять место жительства. Определение имени ребенка также входит в сферу личной опеки. По специальному закону в 14-летнем возрасте ребенок уже может самостоятельно решать вопросы, связанные с религией.

в) Родители обязаны также заботиться об имуществе ребенка. На свое собственное содержание и на содержание детей родители могут использовать только доходы от имущества ребенка, если они не требуются для должного управления имуществом или для обеспечения ребенка, и если эти доходы равны доходам от имущества всех членов семьи. Особо важные законные сделки, заключаемые от имени ребенка, например, продажа недвижимости, требуют разрешения со стороны суда по опеке.

Внебрачный ребенок находится исключительно под родительской опекой матери, а отец не имеет никаких прав по опеке. Однако Федеральный конституционный суд вынес постановление, в соответствии с которым следует считать неконституционным исключение совместной опеки со стороны отца и матери после установления законнорожденности, когда родители проживают вместе с ребенком и оба желают выполнять родительские обязанности.

По желанию незамужней матери законным опекуном ребенка может стать государственный орган по делам молодежи. Его задача сводится, главным образом, к обеспечению прав и интересов ребенка в вопросах определения отцовства, содержания и наследования. После объединения Германии мать внебрачного ребенка в Восточной Германии сохраняла за собой право на осуществление полной родительской опеки, которое было у нее в соответствии с прежним Семейным кодексом. Ограничения, устанавливаемые Гражданским кодексом, в данном случае не действуют. Две основные задачи предстоящей переработки Закона о родителях и ребенке предусматривают изменение системы законного попечительства, которую нередко критикуют как ненужное государственное вмешательство, и улучшение законодательного положения отца незаконнорожденного ребенка.

Если личное благополучие или имущественные интересы ребенка находятся под угрозой, то суд по опеке обязан принять все необходимые меры по их защите. В крайнем случае родителей могут полностью или частично лишить прав на родительскую опеку. Подробный перечень дополнительных полномочий органа социального обеспечения молодежи приводится в Законе о детях и молодежи, принятом в 1990/91 гг. Однако вмешательство ограничивается действительно необходимыми мерами.

4.4 Опека после развода

После развода семейный суд также решает, кто из родителей будет осуществлять опеку над детьми. В данном случае право на опеку устанавливают исключительно исходя из соображений обеспечения благополучия ребенка. Если родители пришли к согласию и вместе предлагают решение проблемы опеки, семейный суд, как правило, принимает соответствующее решение. Однако он может принять и иное решение, если этого требует благополучие ребенка или когда предложение родителей противоречит пожеланиям ребенка, достигшего 14-летнего возраста. При рассмотрении характера благополучия, которое требуется ребенку, суды обычно руководствуются принципами, в соответствии с которыми:

    как правило, ребенок передается на попечительство тому из родителей, который может обеспечить наилучшие возможности для развития ребенка;

    необходимо сохранить прежние условия жизни ребенка;

    разделение братьев и сестер обычно нежелательно. В подавляющем большинстве случаев право опеки получает один из родителей. В Гражданском кодексе недавно появилось положение о совместной опеке. Суды приветствуют совместную опеку, но только в том случае, если оба родителя выражают готовность к сотрудничеству. Вопросы совместной опеки подробно расписаны в законодательстве, действует также и прецедентное право.

4.5 Личное общение

Родитель, лишенный права личной опеки, тем не менее, сохраняет право на личные встречи со своим ребенком. Он или она может также требовать информацию о состоянии ребенка, если это касается благополучия последнего. Решение суда о личном общении может выполняться путем применения гражданско-правовой санкции к другому родителю. Бабушки и дедушки, а также иные лица не имеют права на личное общение.

4.6 Лишение родительского права на воспитание

а) Если физическое, психическое или эмоциональное состояние ребенка подвергается серьезному риску, или ему угрожает полная заброшенность из-за того, что родители не занимаются должным воспитанием, или из-за неисполнения обязанностей или ненамеренной неспособности родителей исполнять свои обязанности в отношении ребенка, а также если родители не хотят или не могут предотвратить опасность для благополучия ребенка, суд по делам опеки принимает все необходимые меры для предотвращения такой опасности.

Суд по опеке принимает решение о попечении и воспитании отлученного от родителей ребенка, если это становится необходимым из-за того, что ребенку или молодому человеку грозит заброшенность со стороны родителей или от него на самом деле отказались. Однако по закону (Конвенция о правах человека) попечение и воспитание отлученного от родителей ребенка допускается вне семьи только в том случае, если других способов помощи в воспитании ребенка больше нет.

Попечение и воспитание отлученного от родителей ребенка может осуществлять вышестоящий орган по делам детей и молодежи. В этом случае официальный орган защищает право родителей на воспитание ребенка или молодого человека в той степени, в какой это необходимо для развития ребенка.

В соответствии с Гражданским кодексом "Родителей можно лишать права на воспитание и опеку, если физическое, психическое или психологическое благополучие или имущество ребенка находятся под угрозой вследствие

    злоупотребления правом родительской опеки;

    неисполнения обязанностей в отношении ребенка;

    безответственной неспособности родителей;

    плохого поведения третьей стороны,

и если родители не хотят или не могут предотвратить опасность, то суд по опеке может лишить родителей права на воспитание и опеку, и принять все необходимые меры для устранения этой опасности."

б) В данном положении благополучие ребенка рассматривается в качестве единственной и важнейшей причины для лишения родителей права на воспитание и опеку. Ответственность родителей за то, что они поставили под угрозу благополучие ребенка, играет всего лишь незначительную роль. Благополучие ребенка это единственная вещь, ради которой и принимается обсуждаемая мера, и поэтому его учитывают прежде любых других условий и последствий. Санкции применяются исключительно в интересах ребенка и не направлены на осуждение родителей. Поэтому суд по опеке имеет возможность выбирать из целого ряда разнообразных условий лишения родителей родительских прав и принимать самые разные решения. Таким образом, суд не обязан судить о личной ответственности представших перед судом родителей (родителя). Это происходит только в случае наличия доказательств очевидности злоупотреблений своими правами и неисполнения обязанностей в отношении ребенка. Но если личную ответственность доказать не удается, судья в любом случае имеет право вынести решение по поводу безответственной неспособности и, соответственно, не прибегать к моральному осуждению представших перед судом родителей (родителя), которые и без того могут пострадать в будущем вследствие несложившихся отношений со своим ребенком.

в) В законодательстве отсутствует описание юридических последствий, но говорится только о лишении родительских прав; однако приемлемая мера такого лишения определяется в суде. Поскольку родительское право на воспитание и попечение включает в себя массу различных прав, судья может вынести решение о принятии только таких мер, которые уместны и достаточны для исправления ситуации в плане воспитания и попечения. К примеру, судья может лишить родителей (родителя) права на родительскую опеку. Вынесение такого ограниченного решения обеспечивает его конституционность по целому ряду аспектов, в частности, принципа пропорциональности, как части принципа законности. В этой связи каждое разбирательство в суде опеки вопроса о праве родителей на опеку должно производиться с учетом принципа пропорциональности.

Это означает, что для предотвращения или недопущения опасности нельзя принимать более строгие, чем это абсолютно необходимо, меры. Ребенка могут отделить от родной семьи только если более мягких мер для предотвращения опасности оказывается недостаточно; иными словами, если дополнительное обучение в интернате или терапевтическая помощь в рамках системы социального обеспечения молодежи не позволяют избежать отделения ребенка от родителей. Далее, родителей могут лишить права на самостоятельное воспитание своего ребенка только в случае если это абсолютно необходимо для предотвращения опасности.

Поэтому в соответствии с конституцией здесь требуется особое законное основание. Функция государства в вопросах опеки имеет - конституционное - ограничение в виде исключительного права родителей на воспитание, но в то же время государство обязано защищать право ребенка на нормальное развитие, если такое развитие не обеспечивается родителями., В частности, если отделение ребенка от семьи становится необходимостью, то выполнять соответствующие распоряжения суда по делам опеки обязаны государственные органы по делам детей и молодежи. В этом случае такие органы оказывают помощь в воспитании ребенка в приемной семье или в детском доме.

При этом делается все возможное для того, чтобы воспитание в приемной семье осуществлялось на добровольной основе. Здесь также играют роль и следующие соображения: органы по делам детей и молодежи предлагают свое содействие в вопросах образования, терапии и в оказании иной бесплатной помощи для предотвращения опасностей или недопущения остановки в развитии молодого человека; сотрудничество на основе партнерства с родителями и молодыми людьми. Если, однако, для защиты права на нормальное развитие не удается избежать вмешательства суда по делам опеки, то, как того требует Конституция, вместо мероприятий по обеспечению заботы и воспитания изъятого из семьи ребенка такое вмешательство возможно только в соответствии с Законом о родительской опеке (может быть частью Гражданского кодекса)

С позиций юридического толкования данного принципа судья обязан рассмотреть, на любом этапе слушаний, какая мера с точки зрения законных прав всех участников судебного разбирательства - родителей и ребенка - будет наименее обременительной с учетом их конституционных прав. Во-вторых, меры, принимаемые по отношению к родителям, должны быть в достаточной степени пропорциональными. Пропорциональность является достаточной, если выгоды в смысле благополучия ребенка, являющиеся следствием принятого решения, сравнимы с правовым и фактическим ущербом для родителей в результате потери ими права на воспитание и опеку ребенка.

С учетом того, что в Конституции Германии права родителей относятся к числу наиболее значимых основных прав, суды вынуждены ставить высокие барьеры перед государственными органами, желающими изъять ребенка из его родной семьи. До того как суд по делам опеки выносит окончательное решение о лишении родителей родительских прав, полностью или частично, он тщательно изучает все меры, которые орган по делам детей и молодежи уже предпринял или предлагает суду на утверждение. Поэтому орган по делам молодежи должен представить суду все что было сделано или планируется сделать по данному случаю на благо ребенка, а также для сохранения родителями возможности и дальше проживать вместе со своим ребенком, или какие меры следует предпринять для обеспечения возврата ребенка в свою семью.

Исходя из этого, можно предположить, что орган по делам молодежи может предложить на рассмотрение суда целый комплекс мер для осуществления профессионального вмешательства на благо ребенка. Соответственно, имеется ряд социально-педагогических мер, которые должны быть предприняты, и которые родители и ребенок имеют право потребовать. Этот набор мер должен быть представлен суду по делам опеки заранее, и только после их тщательного изучения суд может вынести какие-то решения, ограничивающие права родителей.

4.7 Юридические последствия лишения или ограничения прав на родительскую опеку

а) Если суд по делам опеки выносит решение о запрете родителям заниматься теми или иными вопросами воспитания ребенка, то последнему назначается попечитель: если, к примеру, родителям запрещается по закону, из соображений защиты ребенка, осуществлять какие-то юридические действия, например, определять место жительства ребенка.

Орган опеки обязан предложить суду по делам опеки кандидатуры лиц, способных выступать по отдельным вопросам в качестве индивидуальных опекунов или индивидуальных попечителей. Далее этот орган обязан участвовать в контроле за процессом опекунства, осуществляемого отдельными опекунами и отдельными попечителями. Такой контроль осуществляется для обеспечения выполнения ими законодательно установленных обязательств в соответствии с положениями других законов (например, гражданского кодекса). По мере возможности, вместо такого контроля желательно проводить регулярные консультации между отдельными опекунами и попечителями и органом по делам детей и молодежи.

Суд по делам опеки может также назначить в качестве опекуна или государственного попечителя и сам орган по делам детей и молодежи.

4.8 Последующая помощь суда по делам опеки

Орган по делам детей и молодежи обязан сотрудничать с судом по делам опеки, к примеру, в вопросах организации добровольного участия родителей в воспитании при любом устройстве ребенка, даже в тех случаях, когда ребенок был усыновлен или находится на воспитании в приемной семье. Таким образом, предметом решения или постановления суда по делам опеки становятся все аспекты, имеющие существенное значение для благополучия ребенка, в частности, вопросы образования. Данная функция сотрудничества с судом по делам опеки называется помощью суду со стороны органа по делам детей и молодежи. Это касается случаев, когда, к примеру, суд по делам опеки или сам орган по делам детей и молодежи не в состоянии найти подходящего индивидуального опекуна.

4.9 Коллективная опека

Вместо индивидуальной опеки, воспитанием и опекой ребенка может заниматься ассоциация, если в составе ее членов имеются лица, профессионально подготовленные для осуществления данной функции.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.