НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Информационно-аналитические материалы по Пермской области для подготовки ежегодного доклада "О положении детей в Российской Федерации" (2001 год)

Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей

В соответствии с федеральными законами от 24.07.98 № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20.07.2000), от 24.06.99 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 10.12.95 № 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в 2001 году продолжалось формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Развитие системы социального обслуживания семьи и детей, расширение сферы оказываемых услуг населению привело к увеличению численности обслуженных взрослых и детей: 2001 г. - 174438 чел., 2000 г. - 135399 чел., 1999 г. - 60272 чел.

В 2001 году продолжали активно работать центры психолого-педагогической помощи. В июле 2001 г. открылся центр в г.Соликамске.

В 2001 году в Горнозаводском районе было открыто отделение - социальная гостиница для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Важную роль в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отводится специализированным учреждениям для несовершеннолетних.

В Пермской области действуют 24 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и 16 отделений-приютов при муниципальных центрах социального обслуживания населения, которые выполняют функции приютов для детей и подростков. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 № 1063-р определены минимальные социальные стандарты на открытие специализированных учреждений для несовершеннолетних: 1 учреждение на 10 тыс. детского населения. В соответствии с данным документом общий процент обеспеченности данными учреждениями составляет 66,4%. Следовательно, имеющаяся на сегодняшний день сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних недостаточна.

Важно, что специализированные учреждения для несовершеннолетних принимают детей по личному заявлению, если жизненная ситуация, по мнению самого ребенка, определяется как трудная. За 2001 год оказана комплексная помощь 9897 детям (2000 г. - 6556, 1999 г. - 3712).

Сроки нахождения детей и подростков в специализированных учреждениях показывают, что 3819 детей получают реабилитацию в течение 3-х месяцев (38,5% от общей численности обслуженных), что на 2157 чел. больше, чем в 2000 году. 1172 ребенка остаются в приютах до 6-ти месяцев (11,8% от общей численности обслуженных), что на 437 чел. больше, чем в 2000 году и 500 воспитанников приютов находятся до года (5% от общего числа обслуженных), что на 319 чел. больше, чем в 2000 году.

Работая в режиме круглосуточного приема детей, специалисты специализированных учреждений для несовершеннолетних определяют степень трудностей, возникших в семье, возможные пути разрешения ситуации, включая последующее возвращение ребенка в семью, ее патронаж. На социальном патронаже в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в течение 2001 года находилось 10776 семей (2000 г. - 16600, 1999 г. - 10519).

Работа специализированных учреждений для несовершеннолетних при тесном взаимодействии с органами образования, внутренних дел, опекой и попечительством, комиссиями по делам несовершеннолетних позволяет определить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к проживанию в другой семье или интернатном учреждении.

Всего за 3 года работы специализированными учреждениями для несовершеннолетних жизнеустроено 20165 детей и подростков, из них 7510 детей вернулись в кровную семью, 1674 ребенка устроены в государственные учреждения системы образования, 573 отданы в замещающие семьи.

Повышение эффективности деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних напрямую связано с кадровой обеспеченностью учреждений.

Численность всех работников в специализированных учреждениях составляет 2743 чел., в том числе специалистов - 1642 чел., работающих по договору - 67 чел. (2000 г. - 1008, специалистов - 575, по договору - 9). Доля специалистов, повысивших квалификацию в 2001 году, в общем количестве специалистов составила 6,8% (2000 г. - 6,5%). Анализ кадрового состава специализированных учреждений для несовершеннолетних показывает недостаточность в укомплектованности психологами, юристами, специалистами по социальной работе, социальными педагогами (Бардымский, Верещагинский, Кишертский районы), что сказывается отрицательно на качестве реабилитационного процесса. Кроме того, сотрудники специализированных учреждений для несовершеннолетних не в полном объеме получают льготы и надбавки, предусмотренные законом для этого вида учреждений (за работу с детьми с девиантным поведением, за работу с детьми с ЗПР). Включена только 20-процентная надбавка за детей-сирот. Специалисты отделений-приютов, входящих в структуру центров социального обслуживания населения, осуществляя ту же деятельность, не получают надбавок вообще, так как центр социального обслуживания населения не входит в номенклатуру специализированных учреждений для несовершеннолетних. В 2001 году эта проблема решалась через выделение отделений-приютов в самостоятельные учреждения (Чердынский район).

Продолжает оставаться неудовлетворительным финансирование специализированных учреждений для несовершеннолетних. Законом Пермской области от 31.08.2001 № 1674-292 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области" определен минимальный социальный стандарт финансирования содержания социальных приютов -42370 руб. в год на одного ребенка, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних со стационаром 54110 рублей в год на одного ребенка. Этот стандарт занижен на местах органами местного самоуправления в гг.Лысьве, Соликамске, Верещагинском районе.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" воспитанники специализированных учреждений для несовершеннолетних обеспечиваются одеждой и обувью по нормам, предусмотренным для детей-сирот, что крайне недостаточно воспитанникам приютов, где они находятся временно до 6 месяцев. На сегодняшний день вопрос о новых нормах для воспитанников социальных приютов в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации не нашел положительного решения.

Сегодня не представляется целесообразным помещение в учреждения безнадзорных детей, за которыми ослаблен контроль со стороны их семьи. Необходима работа с семьями по месту жительства, повышение родительской ответственности за выполнение своих обязанностей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов. По реализации данных задач в 2001 году в территориях области реализован социальный проект "Возвращение домой" (победитель окружного конкурса "Социальное партнерство"). Это новый подход к решению проблемы роста численности социальных сирот, который позволит создать механизм действенной помощи конкретной семье.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних в своей деятельности используют формы семейного воспитания детей, открывая семейные воспитательные группы. В 2001 году в структуре учреждений функционировало 4 семейные воспитательные группы (2000 г. - 0) в г.Лысьве, Верещагинском районе, ОСРЦН "Дом надежды" в г.Перми. Положительно зарекомендовал себя опыт работы Чернушинского отделения-приюта по организации помощи детям в патронатных семьях. В 2001 году 8 патронатных семей приняли 18 детей района, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Для укрепления материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, создания условий для внедрения новых социальных технологий в 2001 году была продолжена работа по реализации целевой программы "Профилактика безнадзорности", в рамках которой оказывалась помощь учреждениям в оснащении порядка 39 единиц оборудования. Из средств областного бюджета на эти цели в 2001 году было выделено 1203 тыс.рублей.

Исходя из необходимости повышения качества деятельности системы социального обслуживания семьи и детей, повышения ее эффективности необходимо: принять государственные стандарты в сфере социального обслуживания семьи и детей;
развивать межведомственное взаимодействие в сфере обслуживания семьи и детей;
совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
развивать социальный патронаж семей, что позволит усилить помощь и поддержку в первую очередь детям групп риска;
создать единый банк данных о каждой семье с детьми, находящейся в социально опасном положении;
развивать незатратные (нестационарные) формы социального обслуживания семьи и детей;
задействовать в различных конкурсах социальных проектов по работе с семьей потенциал НКО и самих учреждений;
активизировать развитие семейных форм жизнеустройства детей-выпускников специализированных учреждений для несовершеннолетних (семейные воспитательные группы, патронатные семьи).

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.