НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Информационно-аналитические материалы по Пермской области для подготовки ежегодного доклада "О положении детей в Российской Федерации" (2001 год)

Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке

По состоянию на 01.01.2002 в органах пенсионного обеспечения состояло на учете 13,2 тыс. человек детей до 18 лет.

Число детей-инвалидов за анализируемый период увеличилось с 11,4 тыс. чел. до 13,2 тыс. чел., то есть на 15,8%, в то время как число детей, проживающих в области, в результате снижения рождаемости уменьшилось за этот период на 23,5 тыс. чел. (3,5%).

Если в 1999 году на 1000 детей, проживающих в области, приходилось 17 инвалидов в возрасте до 18 лет, то в 2001 году - 20. По всей видимости, тенденция к увеличению доли инвалидов в общей численности детей в области, учитывая социальные, экологические и прочие негативные факторы, сохранится и в будущем.

Дети-инвалиды являются получателями социальных пенсий. Средний размер пенсии ребенка-инвалида на конец 2001 года составил 684,58 руб. и не достиг и половины прожиточного минимума на 1 ребенка. Ухудшение соотношения среднего размера пенсий детей-инвалидов к величине прожиточного минимума на конец анализируемого периода связано, прежде всего, со значительным ростом в области размера прожиточного минимума в 3 квартале 2001 года. Размер пенсии ребенка-инвалида по состоянию на 01.01.2002 составлял лишь 60,6% от среднего размера пенсии среднестатистического пенсионера в области, и следовательно, детей-инвалидов также можно отнести к категории крайне бедных слоев населения.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размеры пенсий у детей-инвалидов до 18 лет, инвалидов с детства 1 и 2 групп, детей- круглых сирот повышен до 100% размера базовой части трудовой пенсии инвалидов 1 группы. Таким образом, размер пенсий у этих категорий получателей вырос с 1 января 2002 г. до 1035 рублей, а с 1 февраля т.г. (с учетом индексации) - до 1102,28 руб.

По данным управления здравоохранения области ведущую роль среди заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей-инвалидов, в 2001 году играют врожденные аномалии развития и болезни нервной системы.

Доля детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения увеличилась на 3,3%, и с болезнями костно-мышечной системы - на 1,2%.

По данным комитета социальной защиты населения области в 2001 году уровень первичной инвалидизации на 10 тыс. детского населения составил 28,5, что несколько ниже, чем в 2000 г. (33,1). Среди заболеваний, обусловивших инвалидность, первое место занимают врожденные аномалии развития, на втором месте стоят болезни нервной системы, на третьем стоят психические нарушения, на четвертом и пятом местах - болезни костно-мышечной системы и последствия травм.

В 2001 году было составлено 1534 индивидуальных программы реабилитации(ИПР), что в 4,7 раза больше, чем в 2000 г. Из 5769 детей, признанных инвалидами в 2001 году, ИПР была составлена каждому 4- ребенку.

Для проведения реабилитационных мероприятий создаются учреждения различного профиля. Всего в области функционирует 60 учреждений, осуществляющих реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, из них в системе образования: 14 коррекционных и вспомогательных школ; 23 центра и отделений психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в системе здравоохранения: 9 учреждений; в системе социальной защиты: 2 реабилитационных центра; 4 дома-интерната для умственно отсталых детей; 8 реабилитационных отделений МУ ЦСОН.

В системе социальной защиты населения в 2001 г. как и в предыдущие годы прослеживается тенденция расширения сети отделений реабилитации в муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, увеличения числа обслуживаемых в реабилитационных центрах.

Согласно приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.12.94 № 249 "Об утверждении примерного Положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями" на 1 тыс.детей-инвалидов в территории должно быть создано 1 реабилитационное учреждение. В Пермской области их 10, то есть обеспеченность реабилитационными центрами и отделениями реализации составляет 76%.

Наиболее эффективно организована работа по реабилитации детей на базе научно-методических центров "Добродея" и "Прометей" (г.Березники).

На территории Пермской области действует 4 детских дома-интерната для умственно отсталых детей в г.Кизеле, Осинском и Нытвенском районах. Количество домов-интернатов на протяжении 1999 и 2001 гг. остается неизменным. При постоянстве количества мест (790) общее число детей, проживающих в домах-интернатах, снизилось (с 614 до 533), так же как и уменьшилось количество детей-инвалидов, стоящих на очереди для помещения в дом-интернат. В 2001 году в стационарные учреждения социальной защиты населения помещены 68 детей-инвалидов. На 01.01.2002 очередности нет.

В учреждениях проживают дети от 4 до 18 лет, поступающие из детских учреждений здравоохранения и образования, а также из семей. Все дети находятся на полном государственном обеспечении, получают в полном объеме медицинскую и социальную помощь, материально-бытовое обеспечение. В текущем году в штат обслуживающего персонала выделены специалисты по социальной работе с целью защиты прав детей. Они контролируют все установленные законом имущественные и материальные права детей на получение алиментов, определению дееспособности, по закреплению жилья. Созданы попечительские советы, которые также контролируют реализацию прав детей.

Вне стационарных учреждений семьям, имеющим детей-инвалидов оказывается адресная помощь, психологические и правовые консультации, социальная поддержка, выплата пособий и другое.

Дополнительные меры социальной поддержки финансируются за счет средств региональных программ социальной помощи населению.

Ежегодно Пермская область участвует в Федеральной целевой программе "Дети-инвалиды", подавая заявки в министерство труда и социального развития.

По итогам 2001 года Пермская область получила для домов-интернатов и реабилитационных центров оборудование, специальный автомобильный транспорт, спортивный инвентарь на общую сумму 569,2 тыс.рублей, что на 51,2 тыс.рублей больше, чем в 2002 году. Кроме того, согласно ФЦП "Дети-инвалиды" Пермская область получает слуховые аппараты, тест-системы, люкометры для обеспечения детей-инвалидов.

Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами беспрепятственно пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, оплате услуг связи (телефон, радио), бесплатным проездом на транспорте городского и пригородного сообщения с учетом существующих коммерческих рейсов в 5 из 47 территориях, льготным проездом на транспорте междугороднего сообщения, зубопротезированием и лекарственным обеспечением, слухопротезированием и обеспечением специальным автотранспортом (начиная с 2001 года), колясками и санаторно-курортным лечением.

В области все дети с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечиваются колясками в соответствии с медицинскими показаниями. В 2001 году обеспечено 100% (27 чел.) детей-инвалидов из числа подавших заявления. Выдача автотранспорта детям была затруднена из-за отсутствия порядка и условий предоставления автотранспортных средств. В сентябре 2001 г. разъяснение было получено и выдача автотранспорта началась, обеспечено 35 детей-инвалидов. Очередность на получение автомашины на сегодняшний день составляет 106 человек.

Протезно-ортопедическими изделиями бесплатно через государственное предприятие в 2001 году обеспечено 3410 детей-инвалидов и 685 детей получили протезы и ортезы через ЗАО "Ортмед". Ежегодно через органы социальной защиты населения дети-инвалиды получают санаторно-курортное лечение и проходят оздоровление. С целью выявления численности детей, нуждающихся в лечении, с 2002 года организована регистрация детей-инвалидов, которым показано санаторно-курортное лечение. Посредством конкурса средства на эти цели планируется направлять на оздоровительные базы, способные обеспечить лечение в соответствии с профилем заболевания детей.

По данным управления здравоохранения Пермской области, с 2001 года начала работу школа по обучению больных сахарным диабетом (дети-инвалиды) и их родителей на базе отделения эндокринологии ОДКБ. Обучение проводит врач, прошедший специализацию по данному вопросу в Эндокринологическом научном Центре РАМН. Все дети больные сахарным диабетом обеспечены генноинженерными инсулинами, шприц-ручками для введения инсулина, иглами.

С 2000 года все дети-инвалиды с соматотропной недостаточностью обеспечиваются соматотропным гормоном роста. С 2001 года производится обеспечение гормоном роста за счет федерального бюджета.

Направления областного управления здравоохранения на лечение в 2001 году получили 233 ребенка-инвалида, что составило 68,1% от общего числа направляемых детей. Оказание медицинской помощи за пределами области осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России № 147/43 от 14.05.2001 "Об организации оказания высоко технологичных видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения" и приказом управления здравоохранения области от 31.07.2001 № 281 "О порядке направления больных для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи". Так же осуществляется направление больных за пределы области по системе ФОМС.

За летний период 2001 года оздоровлено детей с ограниченными возможностями 5675 - 45% от общего числа детей-инвалидов, в том числе на базе детских отделений больниц - 820, местных санаториев - 629, в профилакториях - 619, по путевкам "Мать и дитя" - 181, в реабилитационных отделениях - 791, в загородных лагерях - 301.

В соответствии с основными направлениями государственной образовательной политики по обучению детей-инвалидов на территории Пермской области наблюдается постепенное слияние общего и специального образования, что создает возможность обеспечения равных прав детей-инвалидов на получение цензового образования на основе различных образовательно-средовых условий.

На 01.01.2001 в общеобразовательных школах области обучалось 3469 детей-инвалидов (1999 г. - 3003 чел., 2000 г. - 3166 чел.), на дому 1043 ребенка-инвалида, в коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в развитии - 1109 чел. (2000 г. - 1093 чел.), с 550 до 735 чел. увеличилась численность детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Для отработки единого механизма учета детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов, осуществления постоянного контроля по обеспечению их равных прав на получение доступного образования департаментом образования области издан приказ от 29.11.2001 № 372 "Об организации учета детей-инвалидов на территории Пермской области". В соответствии с приказом в настоящее время проводится организационная работа по определению для каждого ребенка инвалида, не обучавшегося ранее, индивидуальной программы развития и обучения.

В областной школе для неслышащих детей с 2000-2001 учебного года реализуются программы в объеме основного среднего (полного) образования.

Интегрированный подход к обучению лиц с отклонениями в развитии нашел отражение в углублении и расширении процессов взаимодействия образовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования. В 2001 году в ПУ № 4, 17, 25, 28, 39, 68, 86, обучаются дети с нарушением слуха и интеллекта.

К образовательному пространству активно привлекаются дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, которые ранее именовались "необучаемыми". В 2001 году 17 школ для умственно отсталых детей обучают детей указанной категории (в 2000 году - 12 школ).

Рост численности детей с речевой патологией актуализировал проблему нормативного регулирования процессов оказания помощи данной категории детей на региональном уровне. В декабре 2001 г. издан совместный приказ департамента образования и управления здравоохранения № 409/509 "О мерах по совершенствованию логопедической помощи детям с речевым недоразвитием в Пермской области", определивший основные мероприятия.

В течение 2001 года принимались меры по укреплению материально-технической базы учреждений для детей с отклонениями в развитии. По федеральной целевой программе "Дети-инвалиды" учреждениями получены физкультурно-оздоровительные комплексы (филиал областной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья в с.Карагай, СКОУ 8 вида Кунгурского района), логопедические тренажеры "Дэльфа-142" (областная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, школа для детей с тяжелыми нарушениями речи г.Перми, школа для детей с нарушениями зрения), аудио-класс на 10 мест (областная школа для слабослышащих и позднооглохших детей).

В целях отработки единых региональных подходов при организации и проведении ранней диагностики отклонений в развитии в марте 2001 г. на базе псилого-медико-педагогической комиссии г.Березники совместно с областным управлением здравоохранения проведено совещание "Проблемы раннего выявления и комплексной помощи детям с отклонениями в развитии". Результатом работы явилось создание проекта программы раннего вмешательства и комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. В экспериментальном порядке программа апробируется в учреждениях здравоохранения Мотовилихинского района города Перми.

В мае 2001 г. совместно с общественной организацией родителей "Дети с синдромом ДАУН" проведен "круглый стол" по обсуждению проекта "Концепции интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях общего типа". Определены основные этапы работы по организации обучения детей с синдромом ДАУН в образовательных учреждениях области.

Совместно с ПОИПКРО для руководителей учреждений, обучающих детей с отклонениями в развитии, в 2001 году проведен семинар-практикум по проблеме "Реформирование специального образования в Пермской области". В работе семинара принял участие директор НИИ дефектологии Российской академии образования профессор Н.Н.Малофеев.

Задачи профилактики и сокращения детской инвалидности, полной реализации интеллектуального потенциала ребенка-инвалида, развития всех его способностей, максимально возможной медико-социальной реабилитации и интеграции ребенка-инвалида в общество без какой-либо дискриминации, воспитание ребенка-инвалида в собственной или замещающей семье, а до полной реализации этой задачи - создание гуманных и развивающих условий воспитания в государственных учреждениях - могут быть решены только путем последовательной, целенаправленной деятельности всех субъектов государства и общества. В этой связи в области необходимо: отработать на региональном уровне единую систему учета детей-инвалидов для обеспечения доступности образовательных услуг;
обеспечить региональную концепцию дистанционного обучения детей-инвалидов;
усилить взаимодействие в работе службы занятости и социальной защиты населения по профотбору, профподготовке, профориентации детей-инвалидов.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.