НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Информационно-аналитические материалы по Пермской области для подготовки ежегодного доклада "О положении детей в Российской Федерации" (2001 год)

Положение детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях

В 2001 году на территории Пермской области находилось одно действующее учебно-воспитательное учреждение закрытого типа - Очерская государственная специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением (планируемый контингент воспитанников - 90 человек). На 31.12.2001 в школе находилось 98 воспитанников в возрасте от 11до 16 лет, в течение года поступило вновь - 42 человека, выбыло по окончанию реабилитации - 38.

Из числа содержащихся в учреждении детей - 6 человек помещено за убийство, 11 - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 91 - за кражи, за грабежи и разбой 8 человек, за угон транспорта - 6, умышленное уничтожение и повреждение имущества - 10, сбыт наркотиков - 1 человек. Практически все воспитанники до помещения в спецшколу курили и употребляли спиртные напитки, 79 человек употребляли токсические и одурманивающие вещества, 10 - наркотики, у 12 воспитанников поставлен диагноз "алкоголизм".

Воспитательная система школы включает в себя учебный процесс, внеклассную работу, организацию досуга. Реализуются программы патриотического, трудового и физического воспитания. Приоритетным направлением деятельности является гражданское и правовое воспитание.

Учебный процесс осуществляется по программам основного общего образования, воспитанники обучаются в девяти классах-комплектах с 5 по 8 класс.

Для преодоления педагогической запущенности часть учебного времени отведена на индивидуальные занятия - коррекционные практикумы по математике и русскому языку. Факультативные занятия представлены курсами "Основы компьютерной грамотности" и "Граждановедение", которые преподаются с 5 по 8 класс.

По итогам 2000-2001 учебного года из 107 учащихся школы 28 закончили учебный год на "4" и "5", на повторное обучение никто не оставлен.

Подсобное хозяйство школы имеет площадь 66 гектаров земли, где размещаются сад, огород, зимние и летние теплицы, поля под картофель и многолетние травы. В прошедшем сельскохозяйственном сезоне выращено овощей и ягод на 190 тысяч рублей.

В 2001 году по программе "Дети Прикамья" учреждением приобретено оборудование для столярной мастерской на сумму 400 тыс. рублей.

Штат учреждения укомплектован полностью.

Контроль за соблюдением условий содержания воспитанников в спецшколе осуществляется регулярно: один раз в квартал - районной комиссией по делам несовершеннолетних и районной прокуратурой; один раз в полугодие - областной комиссией по делам несовершеннолетних и областной прокуратурой.

В 2001 г. фактов нарушения условий содержания выявлено не было, жалоб со стороны воспитанников и их родителей не поступало.

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением открытого типа "Уральское подворье" - это учреждение, имеющее 9 филиалов в 5 районах города Перми с количеством воспитанников 757 человек, в том числе 487 девушек. Подростки обучаются по 16 профессиям, востребованным на рынке труда (повар, пекарь, швея, маляр и другие).

В училище обучаются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Комплектование контингента обучающихся проводится только на основании решений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также заключений медико-психолого-педагогической комиссии. Еще до поступления в училище 10 % подростков совершили преступления и имеют судимость, 23 % состоят на учете в органах внутренних дел, 65 % подростков имеют ослабленное здоровье и хронические заболевания.

В каждой шестой семье родители безработные, 33 % воспитанников из малообеспеченных семей, каждый второй из неполной семьи.

Из числа вновь поступающих детей 20 % не имеют основного общего образования, в том числе 2 % детей имеют только начальное образование.

В рамках гуманистической педагогики в училище реализуется концепция педагогической поддержки. Задача педагогов состоит в том, чтобы оказать воспитаннику индивидуально ориентированную поддержку: определить совместно с ним его цели и интересы, возможности и пути преодоления препятствий, мешающих подростку достичь позитивных результатов в учебе и саморазвитии.

Созданию условий для организации и проведения образовательного процесса способствуют различные службы училища: учебно-производственная; воспитательная; психологическая; методическая; медицинская; служба социальной защиты; служба занятости; учебно-производственный центр.

Специфическая структура специального образовательного учреждения открытого типа предусматривает и специфическую организацию образовательного процесса, который включает в себя учебную и внеучебную деятельность.

Организация учебного процесса строится с учетом фактического уровня обученности воспитанников; имеется специальный учебный план, предусматривающий ликвидацию пробелов в знаниях воспитанников и организацию индивидуальной поддержки каждому.

Значительная часть подростков не имеет законченного общего образования, поэтому у них возникают серьезные затруднения в освоении выбранной профессии. На базе училища и вечерней школы функционирует общеобразовательное отделение. Сформировано 17 образовательных классов, в которых наряду с профессиональной подготовкой подростки овладевают общеобразовательными предметами по ускоренной программе. Это стало возможным за счет некоторой интеграции предметов общеобразовательного цикла с профессиональной подготовкой.

Поиск новых форм воспитательной работы привел к созданию в училище общественной организации - Ассоциация педагогов и воспитанников "Добрая воля", целью которой является социальная и нравственная поддержка подростков, находящихся в социально опасном положении, а также благотворительная деятельность в пользу детей-сирот и одиноких пожилых людей. Особое внимание уделяется гражданскому и военно-патриотическому воспитанию юношей - будущих защитников Отечества, особой популярностью у воспитанников пользуются клубы и объединения "МиР" (Мы и Россия), "Тропа", "Футбол-хоккей", в программе которых парашютно-десантная подготовка, туристские походы, спортивные состязания.

В основной общеобразовательной специальной школе № 14 "Подросток" с отделением профессиональной подготовки для детей и подростков с девиантным поведением открытого типа г. Чусового в 2000-2001 учебном году обучалось 130 подростков, в том числе 112 юношей и 18 девушек. На учете в органах внутренних дел состоит 38 подростков, из них 27 условно осуждены, 2 вернулись из воспитательных колоний. Все подростки поступают в школу по направлениям городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной контингент учащихся составляют дети с сохраненным интеллектом и способные хорошо учиться, но допускавшие ранее в общеобразовательных школах нарушение дисциплины, пропуски уроков, имевшие низкую успеваемость.

В асоциальных семьях воспитывается 16 учащихся, в неполных - 53, в семьях безработных родителей - 12, многодетных -13, малообеспеченных -9, в семьях опекунов - 15. У 6 воспитанников члены семьи находятся в местах лишения свободы, у 9 воспитанников - родители - инвалиды. В школе 6 классов, в том числе: 1 седьмой, 2 восьмых и 3 девятых. Создано восемь групп профессиональной подготовки по различным профессиям: портной, столяр, слесарь, домашний парикмахер, штукатур-маляр, электромонтажник).

Педагогический коллектив состоит из 43 человек, в том числе имеются специалисты: психотерапевт, педагоги-психологи, социальные педагоги. В материально-техническом обеспечении школы находится здание, общей площадью 920,0 кв. метра. В здании оборудованы производственные мастерские по 6 профилям, имеются кабинеты специалистов: медицинский кабинет, кабинеты для индивидуальных занятий педагогов-психологов и социальных педагогов. Также, в школе есть 6 учебных кабинетов, кабинет для проведения внеклассных мероприятий, библиотека. В настоящее время ведется работа по реконструкции столовой и созданию тренажерного зала.

Образовательная деятельность осуществляется на основании устава школы, лицензии, других локальных актов. Обучение проводится по программам основного общего образования, (2 ступени) и профессиональной подготовки. Особенности контингента учащихся предполагают выделение в учебно-воспитательном процессе периодов адаптации и реабилитации.

Для реализации поставленных задач, а также для дальнейшего развития образовательного учреждения педагогическим коллективом школы совместно с Пермским областным институтом повышения квалификации работников образования была разработана программа развития школы "Социально-трудовая адаптация и психолого-педагогическая реабилитация учащихся в условиях основной общеобразовательной спецшколы № 14 "Подросток".

Разработана модель выпускника школы. Это юноша или девушка, которые являются, прежде всего, достойными гражданами своей страны и ее патриотами.

На конец 2001 г. в воспитательных колониях ГУИН Минюста России по Пермской области отбывали наказание 803 человека. Анализ динамики совершенных преступлений за три предыдущих года свидетельствует об увеличении преступлений: за убийство на 31%, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - на 105%, за разбои - на 44%.

Идет снижение преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 16 лет на 43% и увеличение количества преступлений, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет на 4%.

В связи с тем, что увеличилось количество преступлений, подпадающих под категорию тяжких и особо тяжких, увеличились сроки наказания: 3-5 лет на 1%; более 5 лет на 49%. До осуждения 49% спецконтингента не учились и не работали.

В воспитательных колониях ГУИН Минюста России по Пермской области несовершеннолетним осужденным созданы материально-бытовые условия, имеется все необходимое для получения общего образования. В ВК-1,2 существуют школы с кабинетной системой обучения, обучение осуществляется по типовым программам Минобразования России. На начало учебного года подлежало обязательному основному общему образованию в 1999 году - 519 человек, 2000 году - 451 человек, 2001 г. - 447 чел. Увеличилось количество осужденных, получающих среднее полное образование на 128% и уменьшилось количество осужденных получающих начальное образование на 28%.

Созданы условия для получения профессионального образования. В профессиональных училищах, на предприятиях воспитательных колоний проводится подготовка подростков по специальностям: столяр-плотник, каменщик, электросварщик, маляр-штукатур и др.

Питанием и одеждой несовершеннолетние в воспитательных колониях обеспечиваются бесплатно.

Проводится работа по внедрению гуманных норм обращения с осужденными, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, учебе, активное участие в работе самостоятельных организаций и т.д. осужденным в качестве поощрения предоставляется право посещения культурно-массовых и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудников колонии. В 1999 году таких осужденных было 55, в 2000 г. - 52, в 2001 г. - 20. Предоставляются отпуска с выездом: 1999 г. - 0, 2000 г. - 0, 2001 г. - 6 чел.

Способствуя сохранению родственных связей, разнообразию досуговых мероприятий, адаптации и формированию право послушного мировоззрения у воспитанников, администрация ВК организует работу родительских комитетов, сотрудничает с религиозными конфессиями и другими общественными организациями.

В случаях, когда администрации воспитательных колоний приходят к выводу, что подросток исправился до окончания срока наказания и не представляет опасности для общества, по рекомендации администрации колонии согласно статье 175 УИК РФ суд рассматривает вопрос о его условно-досрочном освобождении.

После освобождения эта категория граждан испытывает серьезные трудности в трудоустройстве. Работодатели с подозрением относятся к ним, так их профессиональный уровень, как правило, не обеспечивает должной конкуренции на рынке труда. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание особенно в трудовом и бытовом устройстве могут подтолкнуть его к совершению новых преступлений.

Чтобы избежать этих последствий, необходимо разработать нормативный документ, где регламентировать вопросы: о правах и обязанностях государственных учреждений, обязанных заниматься трудовым и бытовым устройством лиц, освободившихся из мест лишения свободы, ст.180 УИК РФ;
порядок трудового и бытового устройства осужденных без определенного места жительства с помощью органов самоуправления, комитетов социальной защиты населения;
создание органа, координирующего эту работу.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.