НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Дети с особыми потребностями

Социологический анализ

Москва 2002 год

ГЛАВА ВТОРАЯ
Дети с нарушениями интеллекта2

1. Деятельность ПМПК

А) Квалификационный состав ПМПК

Деятельность ПМПК в определении судьбы детей с нарушениями интеллекта является ключевой на начальной стадии, когда дается медико-психологическое заключение о состоянии ребенка. Любая погрешность в диагностике - это ущерб судьбе нескольких человек: и ребенка, и его родителей. Результат диагноза зависит не только от уровня профессиональной подготовки эксперта ПМПК, но и от его практического опыта.

В Орловской области средний стаж работы специалистов ПМПК составляет 8 лет. Однако из их числа только 50% работают в ПМПК более 5 лет, а 50% - менее 5 лет. При такой ответственности, когда погрешность диагноза, условно говоря - примерно на 40% зависит от практического опыта, подобное соотношение специалистов по стажу работы в ПМПК не вполне благоприятное. В результате, как указали опрошенные члены ПМПК, из каждых 100 диагнозов 3-4 бывают ошибочными. Это означает, что на каждых 1000 детей с нарушениями интеллекта приходится 30-40 практически здоровых детей, которых, тем не менее, ПМПК направляет на «лечение».

Чтобы избежать подобных ошибок, представляется целесообразной такая ротация членов ПМПК, при которой доля имеющих стаж работы в ПМПК менее 5 лет не будет превышать 20% - то есть один человек из шести.

Кроме того, члены ПМПК считают недостаточной численность сотрудников комитета (6 человек). Согласно их мнения, число членов ПМПК необходимо увеличить хотя бы до семи, укрепив штат квалифицированными психологами.

Члены ПМПК работают в комиссии с большим желанием, что свидетельствует о квалифицированном подборе специалистов государственными органами, формирующими ПМПК и контролирующими их деятельность. В то же время результативность работы ПМПК не всегда зависит от диагностической деятельности членов комиссии. Имеются проблемы, проистекающие из несовершенства информирования. Так, по мнению членов ПМПК, подкрепленному мнением воспитателей (педагогов) специальных (коррекционных) учреждений, в настоящее время диагностирование в масштабах области проходят не более 80% детей из состава имеющих нарушения интеллекта.

При такой ситуации наносится ущерб как обычным образовательным учреждениям, где, наряду с педагогическими проблемами, проистекающими от «трудных подростков», могут иметь место и проявления девиации, так и ребенку с нарушениями интеллекта либо его родителям. У ребенка может сформироваться фобия социальной отчужденности, комплекс неполноценности, затрудняющие последующую адаптацию к социальной и профессиональной жизни.

Б) Проблемы информирования

Недостатки в информировании ПМПК о детях с нарушениями интеллекта проистекают из того, что очень часто сведения о детях поступают после того, как они в течение некоторого времени (нескольких месяцев) обучались в обычной школе. В итоге, как указали 93% опрошенных членов ПМПК, о детях с нарушениями интеллекта их информируют преимущественно воспитатели дошкольных учреждений или учителя обычных школ (см. табл. 1). Информирование членов ПМПК со стороны родителей или врачей производится в два раза реже.

Таблица 1
Источники, из которых члены ПМПК получающих информацию о детях, с которыми им предстоит работать, %

Источники информации Чаще всего Редко Практически никогда Итого
От родителей детей 58,5 31,7 9,8 100
От врачей (медкомиссии) 53,7 39,0 7,3 100
От воспитателей или учителей 92,7 7,3 0,0 100
От сотрудников МВД 2,4 17,1 80,5 100
ПМПК ведет регулярное наблюдение 56,1 29,3 14,6 100

Решить эту проблему возможно создав условия для всеобщей профилактической диспансеризации детей в возрасте 4-6 лет, что, естественно, требует соответствующего финансирования. Диспансеризация детей сегодня ведется лишь каждым вторым ПМПК Орловской области.

Недостаток средств, неопытность трети членов ПМПК (они имеют стаж работы в комиссии менее 3 лет), отсутствие возможности для проведения всеобщей профилактической диспансеризации детей, - все это приводит к тому, что из шести основных видов функциональных задач ПМПК качественно выполняются только три: направление детей на обучение, консультативно-методическая помощь родителям, консультативно-методическая помощь работникам специальных (коррекционных) детских учреждений. В данном случае речь лишь о факте оказания помощи, без оценки ее качества. В принципе, большинство воспитателей и родителей удовлетворены помощью, которую они получают со стороны членов ПМПК.

Проблемы начинаются с момента, когда возникает необходимость контроля развития ребенка в динамике. Возможности у членов ПМПК для коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных особенностей не всегда благоприятные. По-видимому, это связано с чрезмерной загруженностью членов ПМПК и с несовершенством методики динамического анализа результатов коррекции.

Невысоким является также участие членов ПМПК в социальной и профессиональной адаптации детей. Пожалуй, эта проблема - наиболее серьезная во всем процессе социальной и профессиональной реабилитации детей с нарушениями интеллекта. После завершения воспитания (коррекции) и обучения, судьба многих из них становится неопределенной. Участие государства в судьбе таких детей ограничивается, как правило, материальной помощью (иногда медицинской), которую осуществляют государственные органы социальной защиты.

Члены комиссии признают недостаточной работу, проводимую ПМПК с родителями по повышению уровня знаний о причинах возникновения отклонений в интеллектуальном развитии детей и подростков. В то же время такая работа, особенно с привлечением средств массовой информации (СМИ), сегодня очень нужна. Вместо конструктивной помощи в профилактике рождаемости детей с нарушениями интеллекта, проводя интенсивную рекламную кампанию алкоголя, СМИ противодействуют такой профилактике. Ситуацию усугубляет набирающая темпы наркотизация молодежи.

Слабая работа членов ПМПК по просвещению населения и привлечению к этому СМИ, в немалой степени обусловлена отсутствием денег и специалистов в штате ПМПК (например, нет сотрудников по связям с общественностью).

Основные помощники ПМПК в работе с детьми с нарушениями интеллекта и их родителями - образовательные учреждения и учреждения здравоохранения. Совместно с ними ПМПК осуществляют до 80% работы, связанной с реабилитацией детей с нарушениями интеллекта (см. табл. 2).

Определенную помощь в этой работе оказывают административные органы и, в последующем, органы социальной защиты. Некоторая помощь имеет место и со стороны средств массовой информации, хотя и не очень большая.

Таблица 2
Оценка членами ПМПК видов деятельности комиссии, %

Виды деятельности ПМПК Оценка по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5 Средняя оценка
Правильность направления на обучение - - - 24,4 75,6 4,8
Содействие социальной адаптации 4,8 - 29,3 43,9 22,0 3,8
Содействие трудовой адаптации 17,0 2,4 36,6 31,7 12,3 3,2
Консультационно-методическая помощь родителям 7,3 2,4 7,3 39,0 44,0 4,1
Консультационно-методическая помощь работникам детских учреждений - 4,9 7,3 39,0 48,8 4,3
Коррекционно-педагогическая работа с детьми и подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных особенностей - 2,4 26,8 31,7 39,1 4,1

Практически никакой помощи в реабилитации детей с нарушениями интеллекта не оказывают общественные и религиозные организации (см. табл. 3). По всей видимости, со стороны общественных организаций правомерно ожидать мобилизацию попечительских источников средств, а со стороны религиозных - психологическую поддержку родителей. Отчужденность общественных и религиозных организаций от взаимодействия с органами и учреждениями по реабилитации детей с нарушениями интеллекта объясняется тем, что, по сложившейся в России с XIX века традиции, концепция их деятельности имеет не социальную направленность, что явилось бы проявлением альтруизма, а политическую, свидетельствующую об эгоизме и ориентированности на свои корпоративные интересы.

Таблица 3
Оценка специалистами взаимодействия ПМПК с государственными и общественными организациями, %

Взаимодействие Оценки по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5 Средняя оценка
С административными органами 2,4 9,8 31,7 26,8 29,3 3,7
С образовательными учреждениями 0,0 2,4 34,9 29,3 33,4 3,9
С учреждениями здравоохранения 2,4 12,2 22,0 31,7 31,7 3,8
С организациями социальной защиты населения 4,8 19,5 43,9 22,0 9,8 3,1
С общественными организациями 54,9 18,8 19,5 2,2 4,6 1,8
С религиозными организациями 80,5 14,6 0,0 4,9 0,0 1,3
Со средствами массовой информации 2,4 12,2 46,3 36,6 2,5 3,2

В) Медико-психологическая и методическая работа

Организационная, медико-психологическая и методическая работа ПМПК Орловской области налажена хорошо (см. табл. 4).

Таблица 4

Мнение членов ПМПК о наиболее сильных и наиболее слабых сторонах деятельности ПМПК, %

Функции Сильная Слабая Вообще отсутствует
Организация работы (4,9) 92,7 7,3 0,0
Координация усилий всех заинтересованных организаций (4,1) 56,1 43,9 0,0
Прогноз ситуации по развитию ребенка (4,6) 80,5 19,5 0,0
Исследование проблем, входящих в компетенцию ПМПК (4,3) 70,7 22,0 7,3
Методическая помощь специальным (коррекционным) учреждениям (4,7) 85,4 14,6 0,0
Инновационные инициативы (3,4) 36,6 48,8 14,6
Просветительская работа (4,3) 65,9 31,7 2,4
Издательская деятельность (3,2) 22,0 65,9 12,1

Примечание: показатели в скобках после текста в левом крайнем столбце означают средние баллы по пятибалльной шкале.

Слабо осуществляется только техническое и методическое обновление содержания работы, а также просветительская деятельность, в основном из-за отсутствия денег и нужных специалистов.

Основная масса (60%) диагностированных детей направляется в коррекционные образовательные учреждения; примерно 20% - в специальные и 20% - в обычные образовательные учреждения (см. рис. 1).

Рисунок 1
Доля детей, направленных ПМПК в течение прошедших 3 лет в разные учреждения, %

Об эффективности работы ПМПК свидетельствует и то, что из каждых 100 диагнозов родители выражают несогласие в 5-7 случаях. Это несогласие иногда обосновано из-за погрешности диагноза. Погрешности способствует, наряду с возможными ошибками членов комиссии, несовершенство документов, сопровождающих ребенка в ПМПК. Каждое четвертое заключение врачей-специалистов грешит неполнотой информации. Не всегда качественны результаты генетических исследований, а порой они отсутствуют.

Бывают неправильно составленные характеристики из дошкольного или образовательного учреждения. Идя навстречу просьбам родителей, воспитатели и педагоги искажают информацию.

По мнению трети членов ПМПК, сегодня нуждаются в совершенствовании критерии аттестации детей с нарушениями интеллекта и законодательство, регулирующее их реабилитацию.

Общая оценка медико-психологического состояния детей Орловской области, высказанная членами ПМПК, удручающая. По их мнению, из состава детей Орловской области 6-летнего возраста 40-45% имеют нарушения центральной нервной системы, а 20% - задержку интеллектуального развития.


[2] Исследование проблем, связанных с диагностикой, направлением на воспитание, коррекцию, обучение детей с нарушениями интеллекта, проведено в Орловской области в сентябре 2001г.
Проблемы изучались путем опроса трех групп: 1) членов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - 41 человек, 2) воспитателей специальных (коррекционных) детских учреждений - 90 чел., 3) родителей детей с нарушениями интеллекта - 100 чел.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.