НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Дети с особыми потребностями

Социологический анализ

Москва 2002 год

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Взаимодействие центра ранней помощи детям с особыми потребностями с населением Санкт-Петербурга3

1. Информированность матерей о центре ранней помощи детям с особыми потребностями

Информированность родителей о центре ранней помощи - это потенциальная возможность своевременно получить для ребенка квалифицированную помощь в случае необходимости. Информированность руководителей и сотрудников государственных учреждений и соответствующих органов управления районных администраций - это возможность компетентно взаимодействовать с центрами ранней помощи детям с особыми потребностями.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что информированность матерей, имеющих детей в возрасте до 7 лет, о центре ранней помощи детям с особыми потребностями велика. При этом речь идет не только о матерях, имеющих потенциальную потребность в помощи центра для своего ребенка, но и об имеющих здоровых детей (последние среди опрошенных составили четверть - 25%). Согласно результатам опроса, лишь 15,2% ничего не слышали о центре ранней помощи детям, информированы о нем - 84,8% опрошенных (см. перечень 1).

Перечень 1
Характер информированности матерей о центрах ранней помощи детям, %

  3,9 - Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось.

48,0 - Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью.

39,7 - Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращались за помощью.

  6,4 - Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы.

15,2 - Не слышали о существовании таких центров.

Среди матерей, информированных о центре ранней помощи, 87,9% слышали о нем только положительную, а 12,1% - в чем-то положительную, в чем-то отрицательную информацию. Полностью отрицательную информацию о центре ранней помощи детям опрошенные матери не слышали.

У большинства матерей складывается положительная информация о центрах ранней помощи, и тогда, когда они только узнают о них, и после посещения центра с целью получения помощи своим детям.

За помощью в такие центры обращались 74,5% опрошенных матерей, при этом 13,2% из их числа обращались в центр и для коррекции поведения ребенка, и для коррекции взаимоотношений с ребенком.

Две трети (66,7%) опрошенных матерей высказали потребность в более полной информации о работе центра ранней помощи. Причем такая потребность имеется как у тех, кто только слышал о таких центрах, так и у тех, кто обращался в центр за помощью.

Среди опрошенных 42-х экспертов лишь один не смог высказать компетентного мнения о работе центра ранней помощи. Хорошо информированы о центре ранней помощи руководители и врачи районных поликлиник, руководители специализированных детских садов и детских садов с интегрированными группами, однако лишь «посредственно» информированы о центре большинство руководителей органов управления образованием и социальной защиты районных администраций.

Медицинские работники и руководители специализированных детских садов (каждый второй) в наибольшей степени знакомы с содержанием работы центров ранней помощи, в меньшей степени знакомы - сотрудники органов управления образованием и органов социальной защиты районных администраций (см. рис. 1)

Рисунок 1
В какой степени эксперты знакомы с работой центров ранней помощи, (число экспертов)

Общий вывод: информированность о центрах ранней помощи детям с особыми потребностями и заинтересованных родителей, и родителей имеющих малолетних детей, и компетентных работников государственных учреждений, высока. Это свидетельствует о повышенном интересе с их стороны к работе центра ранней помощи, личной заинтересованности в результативном сотрудничестве с ним, а также о благожелательном отношении к центру, его сотрудникам. В то же время имеется необходимость в повышении информированности руководителей органов управления образованием и органов социальной защиты администраций районного уровня о центре ранней помощи.

Для матерей основным источником информации о центрах ранней помощи является поликлиника. Здесь получили сведения 66,5% опрошенных матерей. В том числе 47,4% от врачей, 17,3% прочитали информацию на стендах, развешенных на стенах коридоров поликлиники; 1,8% получили информацию от заведующего поликлиникой.

Из числа врачей основными информаторами выступают педиатр и невропатолог (см. рис. 2).

Рисунок 2
Доля врачей разного профиля, информировавших матерей о центрах ранней помощи, %

От заведующих детским садом информацию о центре ранней помощи детям получили только 15,6% и 15,0% - от других родителей, при встрече с ними в детском саду или в поликлинике (см. перечень 2).

Перечень 2
Источники, из которых родители получили информирмацию о центре ранней помощи (84,8% информированных матерей приняты за 100%), %

18,1 - Педиатр.

17,5 - Информационный стенд в поликлинике.

15,1 - Знакомые, родственники.

13,5 - Невропатолог.

12,9 - Другие родители, при встрече с ними в поликлинике, детском саду.

  4,6 - Логопед.

  4,6 - Неопатолог.

  3,0 - Заведующая детским садом.

  1,9 - СМИ (пресса, радио, телевидение).

  1,8 - Заведующая поликлиникой.

  7,0 - Другие врачи (дефектолог, тренер в бассейне, медсестра-массажист в поликлинике, хирург, консультанты курсов дородовой подготовки, Институт раннего детства, Институт раннего вмешательства).

Средства массовой информации играют незначительную роль в информировании о центре ранней помощи - информацию о центре из СМИ получили всего 1,9% родителей (см. рис. 3.

Рисунок 3
Основные источники информации для матерей о центре ранней помощи детям с особыми потребностями, %

Общий вывод: Основную роль в информировании родителей о центре ранней помощи детям с особыми потребностями выполняют поликлиники, точнее, врачи и наглядные стенды в коридорах поликлиник. В процесс информирования о центре ранней помощи родителей, имеющих детей с особыми потребностями, слабо вовлечены детские сады (и специализированные, и имеющие интегрированные группы), и почти совсем не вовлечены средства массовой информации.


[3] Исследование коммуникационной ситуации центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге проведено в форме социологического зондажа Центром социального прогнозирования 15-25 апреля 2002г., в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, медицинского обеспечения и социальной помощи».
Всего опрошено 200 женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет и проживающих в том районе, где находится центр ранней помощи. В составе экспертов опрошено: 11 руководителей и педиатров районных поликлиник, 10 руководителей специализированных детских садов, 11 руководителей детских садов с интегрированными группами, 10 руководителей органов управления образованием и социальной защиты. Всего опрошено 42 эксперта. Уровень компетентности экспертов по исследуемой проблеме достаточно высок, чтобы делать выводы, правильно отражающие тенденции взаимодействия центров ранней помощи детям с особыми потребностями с нуждающимися в такой помощи, а также с заинтересованными государственными организациями и органами управления районных администраций г. Санкт-Петербурга.
Матери, имеющие детей в возрасте до 7 лет, опрашивались интервьюерами в детских садах, поликлиниках, случайным способом - в течение одной недели.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.