НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Дети с особыми потребностями

Социологический анализ

Москва 2002 год

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Взаимодействие центра ранней помощи детям с особыми потребностями с населением Санкт-Петербурга3

2. Опыт обращения матерей за помощью в центр

За помощью в центр ранней помощи, матери обращались прежде всего по четырем причинам: для коррекции общего отставания ребенка в физическом развитии, для коррекции нарушения речи, для коррекции двигательных нарушений у ребенка, для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии (см. перечень 3).

Перечень 3
За помощью какого вида обращались матери в центр ранней помощи, %

36,3 - Для коррекции общего отставания в физическом развитии.

24,5 - Для коррекции нарушения речи.

23,5 - Для коррекции двигательных нарушений у ребенка.

19,1 - Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии.

  3,4 - Для коррекции нарушений зрения у ребенка.

  2,0 - Для коррекции слуха у ребенка.

13,7 - По другим причинам.

Направляют детей в центр ранней помощи для коррекции поведения все врачи, но чаще всего невропатологи, неопатологи, заведующие поликлиникой, а для коррекции взаимоотношений с ребенком - прежде всего логопеды, педиатры, хирурги.

Обратившимся за помощью родителям в центре ранней помощи оказывали в основном три вида помощи: консультация и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка; консультации по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка; создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Правового консультирования по защите прав больного ребенка центр не оказывал (см. перечень 4).

Перечень 4
Оценка опрошенными помощи, которую центры оказали их детям, %

37,7 - Получили всестороннюю консультацию и хорошие рекомендации по профилактике нарушений у ребенка.

34,8 - Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка.

23,5 - Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой.

  6,4 - Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения.

  2,0 - Получили консультацию, но более рекомендовать ничего дельного не смогли.

  0,5 - Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи.

  4,4 - Другие виды помощи.

  0,0 - Ничем не помогли.

Ни одна из опрошенных матерей, обращавшихся в центр, не ответила, что в центре ей ничем не помогли (см. перечень 5).

Перечень 5
Впечатления матерей от взаимодействия с центром ранней помощи детям, %

74,5 - Сотрудники службы уважительно относятся и к ребенку, и к родителям.

74,0 - Сотрудники Центра активно взаимодействуют как с ребенком, так и с родителями.

73,0 - Сотрудники центра результативно взаимодействуют и с ребенком, и с родителями.

65,7 - У родителей не было ни в чем отказа, когда обращались за помощью в Службу.

65,2 - Родителей никто из сотрудников Службы лично не заставлял включиться в программу обслуживания ребенка, родители решились на это добровольно.

52,0 - В Центре можно получить консультацию и помощь от всех специалистов, в которых ребенок нуждается.

50,0 - Сотрудники службы никогда не разглашают информацию о ребенке.

Получают регулярную консультацию те, кто обращался в центр за помощью в связи с необходимостью коррекции слуха у ребенка или нарушений зрения. В целом же дети получают в центре всестороннюю помощь.

По мнению опрошенных матерей, для центра характерны в первую очередь три качества:

- сотрудники активно взаимодействуют как с ребенком, так и с родителями;

- сотрудники уважительно относятся и к ребенку, и к родителям;

- сотрудники результативно взаимодействуют и с ребенком, и с родителями.

Во вторую очередь:

- родители ни в чем не получали отказа при обращении в центр за помощью.

В третью очередь:

- в центре можно получить консультацию и помощь всех специалистов, хотя иногда какого-то специалиста в штате центра нет;

- сотрудники службы никогда не разглашают информацию о ребенке.

Все перечисленные критерии соответствуют основным этическим и профессиональным требованиям, выдвигаемым как к каждому сотруднику, так и к деятельности центра в целом.

Высокие оценки о взаимодействии с центром характерны для родителей независимо от того, за какой помощью они обращались (см. табл. 1).

Отказы сотрудников центра в помощи обращавшимся матерям были в основном в случае нарушения зрения и коррекции двигательных нарушений у детей.

Хотя и очень редко, но случались «настаивания» сотрудников центра на обязательном включении в программу ребенка для коррекции нарушения речи.

У некоторых матерей, обращавшихся за помощью в центр, возникали затруднения из-за отсутствия нужного специалиста. Так бывало при обращении для коррекции речи, двигательных нарушений, общего отставания в интеллектуальном развитии, нарушений зрения у ребенка.

Эксперты оценивают работу центра в целом положительно (см. табл. 2 Никто из экспертов не сказал, что работа центра неэффективна. Наиболее высоко оценили работу центра ранней помощи руководители поликлиник и педиатры, руководители детских садов с интегральными группами. Менее эффективно оценили - руководители специализированных детских садов, руководители органов управления образованием и органов социальной защиты. Эту оценку также нельзя назвать отрицательной - она скорее «умеренная».

Таблица 1
Оценка руководителями органов управления образованием и социальной защиты районной администрации взаимодействия центров ранней помощи с районными учреждениями (число экспертов)

Взаимодействие Эффективное В целом удовлетворительное Неэффективное
С районными клиниками 1 5 0
Со специализированными детскими учреждениями 2 4 2
С детскими учреждениями с интегрированными группами 0 5 3
С родителями, имеющими младенцев или малолетних детей 3 4 1

Эксперты иногда называли недостатки, присущие центру ранней помощи, но эти недостатки носят «инструментальный» характер. Так, руководители поликлиник и педиатры указали на недостаточность информации о работе центра и неполную укомплектованность специалистами; руководители органов управления образованием - на недостаточную информированность о центре родителей, имеющих детей с особыми потребностями (руководители детских садов с интегрированными группами также указали на этот недостаток).

Наиболее тесные связи с центром ранней помощи поддерживают руководители и педиатры поликлиник, а также руководители детских садов с интегрированными группами.

Педиатры и руководители поликлиник регулярно рекомендуют своим пациентам обратиться за помощью в центр ранней помощи, если дети в этом нуждаются. Такие рекомендации были неоднократно. Как правило, все врачи в последующем проявляют интерес к итоговым результатам помощи, оказанной детям с особыми потребностями в центре ранней помощи.

Тесное методическое взаимодействие с центрами ранней помощи осуществляют лишь врачи.

Таблица 2
Мнение опрошенных матерей о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %

Характер информации о работе центра Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями
Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращались за помощью Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы
Только положительная 87,5 88,8 93,8 38,5
В чем-то положительная, в чем-то отрицательная 12,5 8,2 4,9 30,8
В целом отрицательная 0,0 0,0 0,0 0,0
Затруднились оценить 0,0 3,6 1,3 30,7
ИТОГО 100 100 100 100

Таблица 3
Наличие или отсутствие потребности у матерей в дополнительной информации о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %

Есть ли потребность в более полной информации о работе центра Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями
Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращались за помощью Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы Не слышали о существовании таких центров
Есть потребность 87,5 53,1 76,5 76,9 67,7
Нет потребности 12,5 46,9 23,5 23,1 32,3
ИТОГО 100 100 100 100 100

Таблица 4
Характер помощи, оказываемой центром ранней помощи, в зависимости от вида заболевания детей, %

Характер помощи Чем была вызвана потребность обращения за помощью
Для коррекции слуха у ребенка Для коррекции нарушений зрения у ребенка Для коррекции нарушения речи Для коррекции общего отставания в физическом развитии Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии Для коррекции двигательных нарушений у ребенка Другая причина
Ничем не помогли 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Получили консультацию, но рекомендовать ничего дельного не смогли 0,0 0,0 2,0 2,7 2,6 4,2 0,0
Получили всестороннюю консультацию и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка 50,0 57,1 60,0 43,2 59,0 45,8 57,1
Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой 50,0 42,9 34,0 40,5 38,5 39,6 7,1
Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения 0,0 14,3 10,0 8,1 15,4 10,4 0,0
Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка 75,0 71,4 38,0 48,6 48,7 41,7 46,4
Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи 0,0 0,0 0,0 0,0 2,6 0,0 0,0
Оказывают другие виды помощи 0,0 14,3 2,0 8,1 7,7 6,3 21,4

Как правило, руководители поликлиник и педиатры получают в центре консультацию и методическую помощь, пользуются центром для проведения обмена опытом (особенно невропатологи), практических занятий, семинаров, для изучения организации работы с детьми с особыми потребностями (см. рис. 4).

Рисунок 4
Какие контакты поддерживают эксперты с центром ранней помощи (число экспертов)

Руководители специализированного детского сада редко едут в центр, чаще сотрудники центра приезжают в детский сад. В ряде случаев они приезжают в детский сад еженедельно, обследуют детей, наблюдают за теми, кто находится у них на учете.

Руководители детских садов с интегрированными группами иногда встречаются с работниками центра для консультаций, в основном тогда, когда последние приезжают в сад. Бывают обмены опытом. Совместно отбирают детей для интегрированных групп.

Специалисты детского сада обращаются за помощью в центр, когда своими силами не могут решить проблему ребенка. Некоторые специалисты детских садов прошли обучение в центре. Центр снабжает детские сады учебно-методической литературой, организует семинары.

Руководители административных органов иногда направляют в центр родителей, имеющих детей с особыми потребностями; получают от центра информацию о социально-неблагополучных семьях, участвуют в совместных совещаниях, семинарах, иногда пользуются консультацией.

Характером профессионального взаимодействия своих учреждений с центром ранней помощи удовлетворены не все эксперты (см. рис. 5).

Рисунок 5
Оценка экспертами эффективности работы центра ранней помощи (число экспертов)

Больше всего неудовлетворенных взаимодействием с центром ранней помощи среди руководителей органов управления образованием и социальной защиты районных администраций.

причины неудовлетворенности:

1) Руководители органов управления образованием и социальной защиты районных администраций не удовлетворены уровнем должного взаимодействия центра с другими районными учреждениями.

2) Руководители поликлиник и педиатры выразили неудовлетворенность слабым информированием, отдаленностью центров от поликлиник, отсутствием тесного контакта, а также тем, что центр выполняет функцию не в полном объеме.

3) Руководители специализированных детских садов не удовлетворены отсутствием информации, тем, что сотрудники центра не проявляют должной активности в контактах, а также отсутствием постоянно действующего договора о сотрудничестве.

4) Руководители детских садов с интегрированными группами выразили неудовлетворенность отсутствием достаточной информации о деятельности центра ранней помощи.


[3] Исследование коммуникационной ситуации центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге проведено в форме социологического зондажа Центром социального прогнозирования 15-25 апреля 2002г., в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, медицинского обеспечения и социальной помощи».
Всего опрошено 200 женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет и проживающих в том районе, где находится центр ранней помощи. В составе экспертов опрошено: 11 руководителей и педиатров районных поликлиник, 10 руководителей специализированных детских садов, 11 руководителей детских садов с интегрированными группами, 10 руководителей органов управления образованием и социальной защиты. Всего опрошено 42 эксперта. Уровень компетентности экспертов по исследуемой проблеме достаточно высок, чтобы делать выводы, правильно отражающие тенденции взаимодействия центров ранней помощи детям с особыми потребностями с нуждающимися в такой помощи, а также с заинтересованными государственными организациями и органами управления районных администраций г. Санкт-Петербурга.
Матери, имеющие детей в возрасте до 7 лет, опрашивались интервьюерами в детских садах, поликлиниках, случайным способом - в течение одной недели.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.