НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Дети с особыми потребностями

Социологический анализ

Москва 2002 год

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Взаимодействие центра ранней помощи детям с особыми потребностями с населением Санкт-Петербурга3

4. Мнение о целесообразности расширения деятельности центра ранней помощи

Руководители поликлиник и педиатры едины во мнении о том, что центры ранней помощи детям с особыми потребностями в рамках своих специфических функций серьезно дополняют клиническое лечение детей. Такого же мнения придерживаются руководители детских садов с интегрированными группами. У других экспертов мнение более сдержанное (см. табл. 6).

Таблица 6
Мнение экспертов о том, действительно ли центр ранней помощи серьезно дополняет клиническое лечение детей с особыми потребностями, %

Характеристика работы центра Эксперты
Руководители поликлиник, педиатры Руководители специальных детских садов Руководители детсадов с интегрированными группами Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты
Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей 11 5 8 4
Бывает, что центр дублирует лечебные функции районной клиники 0 0 0 0
Центр иногда берется не за свои функции 0 0 0 0
Затруднились ответить 0 5 3 6

Руководители поликлиник считают оптимальным такое взаимодействие своей организации с центром ранней помощи, при котором осуществлялись бы: консультирование, методическая помощь, обучение, функционирование отделения центра ранней помощи в самой поликлинике, регулярное информирование сотрудников поликлиники о возможностях центра, совместный отбор детей для работы в центре, чтение лекций, информирование о результатах работы, проведение семинаров.

По мнению руководителей специализированных детских садов, оптимальная для них форма сотрудничества с центром ранней помощи: проведение семинаров, посещение специалистами центра учреждений по заявке, эффективная обратная связь с центром в ходе По мнению руководителей детских садов с интегрированными группами, оптимальная для них форма сотрудничества с центром:

- выезды специалистов центра в район, чтение лекций для руководителей яслей об адаптации младенческих групп;

- сотрудничество между специалистами центра и детского сада по проблемам детей с особыми потребностями;

- представление центром и детсадом информации друг другу о возможных взаимных услугах;

- более тесное взаимодействие с родителями на базе ДОУ;

- ознакомление с целями и задачами центра, совместная оценка эффективности лечения, привлечение средств массовой информации и ЦСО района для просветительской работы;

- передача функций по работе с семьей и детством ОСЗИ, что сделало бы более эффективным взаимодействие детских садов и центра ранней помощи;

- наличие совместного плана работы детских садов и центра ранней помощи.

По мнению сотрудников районной администрации, оптимальная форма взаимодействия с центром могла бы состоять в создании банка идей, технологий, а также в:

- проведении круглых столов, практических занятий для специалистов родственных учреждений;

- выезде специалистов центра ранней помощи в детские сады;

- предоставлении информации общего характера о работе центра для родителей и сотрудников родственных учреждений;

- консультации сотрудников родственных учреждений специалистами центра;

- пропаганде опыта эффективной работы центра ранней помощи с проблемными детьми;

- организации наглядной агитации;

- консультации, помощи в учебе сотрудников органов управления образованием и органов социальной защиты районных администраций.

Из опрошенных родителей 92,1%считают полезной деятельность центра ранней помощи и лишь 1% - бесполезной.

Мнение о том, что деятельность центра полезная, характерно и для тех матерей, кто просто слышали о центре, и для тех, кто посетили его (см. рис. 6).

Рисунок 6
Мнение опрошенных матерей о полезности деятельности центра ранней помощи, %

Руководители органов управления образованием и социальной защиты районной администрации оценивают взаимодействие центра ранней помощи с другими учреждениями в целом удовлетворительно (см. рис. 7). По их мнению, центр должен выстроить приоритет в своих взаимодействиях: на переднем плане должны быть взаимодействия со специализированными детскими учреждениями и детскими учреждениями с интегрированными группами; на втором - взаимодействие с районными клиниками, на третьем - с родителями, имеющими детей.

Рисунок 7
Удовлетворенность экспертов характером профессионального взаимодействия своих организаций с центром ранней помощи (число экспертов)

По мнению многих специалистов, работающих в поликлинике, в компетенцию центра должны входить дети со следующими заболеваниями:

- имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал;

- рожденные на сроке гестации меньше 33 недель;

- перенесшие асфиксию в родах;

- имеющие генетические синдромы.

В целом эксперты не считают необходимым для центра заниматься детьми, имеющими злокачественные формы эпилепсии, дегенеративные заболевания нервной системы, снижение слуха, слепоту и слабовидение, деформацию конечностей (аномалии). По мнению большинства экспертов, эти заболевания относятся к компетенции специальных детских лечебных учреждений (см. табл. 7).

Таблица 7
Мнение экспертов о том, детям с какими заболеваниями центр должен оказывать помощь в первую очередь (число экспертов)

Виды заболеваний Это компетенция центра ранней помощи Это компетенция районной клиники Это компетенция специальных детских лечебных учреждений
1. Дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал 7 5 1
2. Дети с выявленными нарушениями:      
1) снижение слуха 3 2 7
2) слепота, слабовидение 3 1 8
3) церебральные и спинальные параличи 5 3 8
4) генетические синдромы (Дауна, Ушера и др.) 6 1 6
5) дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, невральные амиотрофии и др.) 2 1 8
6) врожденные аномалии (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи и др.) 4 3 7
7) деформация конечностей (аномалии) 3 5 7
8) органические поражения центральной нервной системы, гидроцефалия 5 5 5
9) злокачественные формы эпилепсии 1 2 7
10) подозрения на ранний детский аутизм 5 3 6
11) серьезные изменения в поведении ребенка в результате пережитого стресса 5 5 3
3. Дети биологической группы риска      
1) недоношенные и маловесные дети 8 5 0
2) рожденные на сроке гестации меньше 33 недель 7 6 0
3) перенесшие асфиксию в родах 7 6 1
4) находившиеся в отделениях интенсивной терапии 5 7 1
4. Дети родителей, имеющих психиатрические заболевания      
1) дети, подвергающиеся насилию 5 4 2
2) родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией 5 4 2
3) молодые мамы до 17 лет 5 4 1
4) дети беженцев 4 2 3

И опрошенные матери, и эксперты едины во мнении, что сеть центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге следует расширять (см. табл. 8).

Таблица 8
Мнение экспертов и матерей о том, следует ли в Санкт-Петербурге расширять сеть центров ранней помощи детям с особыми потребностями (число экспертов)

Отношение к расширению сети центров ранней помощи Эксперты (число чел.)
Руководители поликлиник, педиатры Руководители специальных детских садов Руководители детсадов с интегрированными группами Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты Матери, %
Следует расширить 10 9 9 7 91,7
Не следует расширять 0 0 1 0 5,9
Затруднились ответить 1 1 1 3 2,4

Доля матерей, считающих целесообразным расширение сети центров ранней помощи в Санкт-Петербурге, велика и среди тех, кто только слышал о центре, и среди тех, кто его посещал.


[3] Исследование коммуникационной ситуации центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге проведено в форме социологического зондажа Центром социального прогнозирования 15-25 апреля 2002г., в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, медицинского обеспечения и социальной помощи».
Всего опрошено 200 женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет и проживающих в том районе, где находится центр ранней помощи. В составе экспертов опрошено: 11 руководителей и педиатров районных поликлиник, 10 руководителей специализированных детских садов, 11 руководителей детских садов с интегрированными группами, 10 руководителей органов управления образованием и социальной защиты. Всего опрошено 42 эксперта. Уровень компетентности экспертов по исследуемой проблеме достаточно высок, чтобы делать выводы, правильно отражающие тенденции взаимодействия центров ранней помощи детям с особыми потребностями с нуждающимися в такой помощи, а также с заинтересованными государственными организациями и органами управления районных администраций г. Санкт-Петербурга.
Матери, имеющие детей в возрасте до 7 лет, опрашивались интервьюерами в детских садах, поликлиниках, случайным способом - в течение одной недели.

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.