НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Новая модель работы органа опеки и попечительства

Статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установила, что органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация, районная управа в г. Москве), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству (ст. 53 Конституции РФ, п.4 ст.6, ст.56 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » от 28 августа 1995 года, Закона РФ «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1993 г.) и являются органами опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом вторым ст. 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ».

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. Кроме этого, как того требует закон, в уставе муниципального образования должен быть раздел по организации работы по опеке и попечительству над различными категориями граждан, в т.ч. несовершеннолетними детьми, указано на какое структурное подразделение возлагается эта работа, какие документы подписываются собственно главой органа опеки и попечительства, а какие руководителем службы (структурного подразделения) и т.д.

На практике, многие органы местного самоуправления, по тем или иным причинам не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данному вопросу, подробно регламентируя работу по опеке и попечительству над детьми.

В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в должной мере. Вот почему так необходимо реформирование этой работы, создание «новой модели » по организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей.

Действующее законодательство (ст. 121 Семейного кодекса РФ) дает возможность уже сейчас организовать работу по опеке и попечительству над детьми не в традиционном, малоэффективном варианте, а по т.н. «новой модели».

В чем же заключаются основные элементы «новой модели»?

Во-первых, расширяется круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сюда входят также и родительские дети, дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся в государственной защите. Это «дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления » (ст. 1 Закона г. Москвы « Об организации работы по опеке и попечительству »).
Правом определить относится ребенок к категории нуждающегося в государственной защите или нет, наделяется глава органа опеки и попечительства, путем издания соответствующего постановления об этом.
Оказание своевременной помощи этим детям и семьям может существенно снизить риск, а в ряде случаев предотвратить их попадание в категорию оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, решается основная задача – сохранение ребенка в семье и семьи для ребенка.
Поэтому вторым элементом новой модели работы является введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронатное воспитание (далее – учреждение). Это либо вновь созданное учреждение или перепрофилированное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о котором мы будем говорить далее.
В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «Родители не вправе представлять интересы детей своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

Условия и порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, как следует из текста данной статьи, такой представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Он выполняет функцию надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации и осуществляет (при взаимном согласии сторон) необходимые виды и формы помощи для защиты прав и интересов ребенка.

Третьим элементом новой модели является составление Плана по защите прав ребенка – акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка. После составления и утверждения Плана Комиссией по охране прав детей (куда входят представители различных органов и организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих необходимой информацией о нем), осуществляется регулярный контроль выполнения принятого плана.

Очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства. Поэтому четвертым элементом новой модели является делегирование полномочий по опеке и попечительству не только одной управленческой структуре, (которой в практике, как правило, является соответствующий отдел образования органа местного самоуправления или, в некоторых случаях, отдел социальной защиты населения или отдел по материнству и детству, что принципиально не меняет существа дела, так как работу по опеке и попечительству ведут один или несколько специалистов по охране детства), а нескольким уполномоченным главой органа местного самоуправления службам (органам, организациям), которые будут выполнять эту работу. Вся работа по опеке и попечительству может быть распределена между собственно специалистом по охране детства и другими уполномоченными службами. Например, на территории данного органа опеки и попечительства имеется уже созданный Центр по социальной адаптации и реабилитации детей, который вполне справился бы с подготовкой заключений по вопросам ограничения, лишения родителей родительских прав, участия отдельно проживающегося родителя в воспитании ребенка и т.п., так как располагает соответствующим штатом специалистов психологов, социальных работников.
Пятым элементом новой системы является создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание. Это учреждение для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью, а также для работы по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми, признанными нуждающимися в государственной защите, но находящихся в кровных семьях а также, переданных в семьи патронатных воспитателей.

Директор, в пределах фонда оплаты труда, выводит усредненную ставку персонала по воспитанию и уходу за детьми в расчете на одного воспитанника. Это дает возможность принять на работу воспитателя для каждого из детей учреждения на основании трудового договора. (Предлагается, однако на федеральном уровне пересмотреть давно устаревшие типовые штаты подобных учреждений).

Воспитатель принимает ребенка на воспитание в семью, отвечает за жизнь и здоровье ребенка, подчиняется Уставу детского дома, решениям его медико-психолого-педагогического совета, воспитывает ребенка под руководством специалистов учреждения и контролируется его специальной социальной службой.
Для решения стоящих перед учреждением вышеперечисленных задач в нем создается специализированная служба (в виде сектора, группы социальных работников, психологов, педагогов). Создать подобную службу как самостоятельное учреждение в рамках органа местного самоуправления в сегодняшних экономических условиях трудно, хотя это было бы оптимальным решением проблемы организации этой работы.

В связи с этим, орган опеки и попечительства делегирует ряд конкретных полномочий учреждению. В частности – выявление детей, нуждающихся в государственной защите, поиск, отбор и обучение патронатных воспитателей, последующий контроль за условиями воспитания и содержания детей в семьях патронатных воспитателей и т.п. Таким образом, на территории одного органа местного самоуправления создается уже достаточно эффективная сеть служб осуществляющих работу по опеке и попечительству над детьми (специалист по охране прав детей, Центр по социальной адаптации, учреждение, предоставляющее патронатное воспитание).

Шестым элементом является разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка.

Традиционно сложилось (и это подкреплено нормами действующего законодательства Российской Федерации, ст.123 Семейного кодекса Российской Федерации), что законное представительство интересов ребенка может осуществляться родителями ребенка либо лицами их заменяющими (усыновителями, опекуном, попечителем, приемными родителями), или юридическим лицом – администрацией детского учреждения, в котором содержится ребенок. До устройства ребенка на воспитание в семью или учреждение, исполнение обязанностей его законного представителя возлагается на органы опеки и попечительства.

Передача ребенка на воспитание в семью или в учреждение означает одновременно и передачу всех полномочий в отношении этого ребенка его новому воспитателю – законному представителю. После этого орган опеки и попечительства осуществляет лишь «формальное» вмешательство в условия жизни и воспитания ребенка (например, в форме контрольных обследований подопечных детей два раза в год), что касается воспитанников учреждений для детей- сирот, то работа органа опеки с ними после их помещения в детский дом, практически заканчивается.

Данный подход неприемлем в условиях работы по «новой модели». В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка является постановление главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные правовые акты, устанавливающие правовой статус ребенка, как оставшегося без попечения родителей.

Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (учреждением) устанавливается в Плане по защите прав ребенка.

Разграничение прав и обязанностей позволяет четко определить и обязанности каждой из сторон по отношению к ребенку, а также следить за их своевременным выполнением.

Следующим седьмым необходимым элементом новой системы является Комиссия по защите прав ребенка (далее – Комиссия), которая возглавляется специалистом по охране детства и основной задачей которой является принятие плана по защите прав ребенка (подготавливаемого соответствующей уполномоченной службой, например, учреждением) и внесение необходимых изменений и дополнений в него на основании результатов проверок уполномоченной службой условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. Комиссия рассматривает и пересматривает План по защите прав ребенка по каждому несовершеннолетнему, нуждающемуся в государственной защите.

На постоянной основе в комиссии работают специалисты (инспектора) по охране детства. Остальные члены Комиссии приглашаются для рассмотрения каждого конкретного дела по должности – из числа сотрудников органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел и т.п., те, кто непосредственно работал с ребенком и может дать соответствующую информацию о ребенке и принимать участие в принятии конкретного решения по ребенку.

И, наконец, восьмым элементом системы является контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Отличие этой формы контроля от традиционных «контрольных обследований» опекаемых детей заключается в том, что осуществляется не просто проверка условий жизни и воспитания ребенка, а проверка выполнения Плана по защите прав ребенка. Проверка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка. Для облегчения и эффективности этой работы, рабочей группой разработаны специальные формы по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения плана по защите по защите прав ребенка для различных возрастных групп детей.


Экономические преимущества модели.

Зарубежный опыт показывает, что стоимость устройства в семью примерно в 10 раз меньше стоимости содержания ребенка в учреждении. Экономия происходит, в основном, за счет капитальных расходов.

Средний показатель содержания 1 ребенка в течение календарного года в детском доме № 19 ЦАО г. Москвы по сравнению с обычным детским домом округа, по данным ЦОУ МКО, в 1998 году был меньше на 25 тысяч рублей.
Высшая школа экономики провела экспертные оценки экономических аспектов состоятельности предлагаемой новой модели организации работы по опеке и попечительству. Они показали, что экономия неизбежных для действующей системы капитальных вложений только одного года позволит оплачивать расходы по функционированию предлагаемой модели в течение почти 25 лет.

Опубликовано на сайте Родитель.ru
Размещено 20.06.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.