НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Начало внедрения патроната в России и необходимость новой модели защиты прав ребенка

Введение
К началу 90–х годов стало очевидно, что существующая модель деятельности органов опеки и попечительства перестала функционировать, а общепринятые формы защиты прав ребенка (детские дома и интернаты) не только не защищают ребенка, но и там повсеместно нарушаются все его права. Малый процент усыновлений, передача под опеку детей, в основном, только родственникам ребенка, первые успехи и неудачи семейных детских домов показали необходимость:

- делегирования полномочий по опеке не только одному – двум сотрудникам (инспектору по охране детства), но специализированным профессиональным службам;

- введения гибкой формы устройства в семью, при условии как возможного сохранения части прав у кровных родителей (с целью проведения работы по воссоединению семьи), так и у этих специализированных служб (с целью создания системы профессиональной помощи людям, взявшим детей на воспитание в семью).

Фактически встал вопрос о необходимости создания новой системы работы по опеке и попечительству и о введении новых форм устройства и защиты прав детей. Заметим, что введенная в 1996 г. форма устройства в приемные семьи не позволила решить проблему, т.к. одновременно не были созданы службы по устройству в семьи (отсутствовал механизм создания этих служб), а приемные родители юридически также являлись законными представителями ребенка (т.е. в эти семьи можно помещать только детей с установленным статусом, и нет механизма влияния на процесс развития ребенка, помещенного в эти семьи (контроля).

Органы опеки и попечительства.

Статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установила, что органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация, районная управа в г. Москве), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству (ст. 53 Конституции РФ, п.4 ст.6, ст.56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года, Закона РФ «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1993 г.), и являются органами опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом вторым ст. 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ».

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли законы «Об организации работы по опеке и попечительству», в которых предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. Кроме этого, как того требует закон, в уставе муниципального образования должен быть раздел по организации работы по опеке и попечительству над различными категориями граждан, в т.ч. несовершеннолетними детьми, указано на какое структурное подразделение возлагается эта работа, какие документы подписываются собственно главой органа опеки и попечительства и каким руководителем службы (структурного подразделения) и т.д.

На практике, многие органы местного самоуправления, по тем или иным причинам не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данному вопросу, подробно регламентируя работу по опеке и попечительству над детьми.

В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в должной мере. Действующее законодательство (ст.121 Семейного кодекса РФ) дает возможность уже сейчас организовать работу по опеке и попечительству над детьми по – новому: возможно реформирование этой работы, создание профессиональных служб – учреждений, которые возьмут на себя часть (но не правоустанавливающих) функций органа опеки и попечительства (профессиональную работу с ребенком и семьей). Следовательно, необходимо создание учреждений нового типа, способных взять на себя выполнение этой работы.

Формы семейного устройства детей.

Существующие формы устройства ребенка в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) предполагают наличие установленного юридического статуса ребенка. Т.к. процесс установления этого статуса растягивается на годы, то ребенок неминуемо сначала попадает в сиротское учреждение, что губительно сказывается на его развитии.

Кроме этого, практика помещения детей в семью, действующая в настоящее время, не предполагает предоставление целенаправленной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание, т.к. семья приобретает все права в отношении этого ребенка. Это приводит к фактическому отсутствию контроля над опекунами, к отказам от усыновлений, к пренебрежению интересами детей в опекунских и приемных семьях.

Практика устройства в «домашние (семейные) группы» из приютов также имеет ряд негативных последствий – ограниченность срока пребывания в приюте означает, что либо приют должен содержать ребенка длительный срок, либо ребенка так или иначе заберут из семьи воспитателя домашней группы и направят в сиротское учреждение.

Создание новой модели работы по опеке и попечительству

В 1994 году по инициативе Министерства образования Российской Федерации и благотворительной организации Христианская Солидарность по Всему Миру была создана рабочая группа, состоящая из специалистов (юристов, психологов, управленцев). Координация различных российских специалистов осуществлялась Центром Обучения и Исследований Проблем Детского Благосостояния (далее, Центром обучения), привлечение ведущих зарубежных экспертов в области семейного права, защиты детства и детского благосостояния осуществлялась благотворительной организацией Христианская солидарность по всему миру (президент – член палаты Лордов Англии баронесса К. Кокс). Целью рабочей группы стала разработка модели реформирования системы опеки и попечительства в Российской Федерации на основе признания безусловной ценности семьи, в первую очередь кровной, для воспитания ребенка.

В 19941–995гг. Министерство заключают ряд договоров с администрациями областей России, такими, как Калининградская область, Пермская область, Владимирская область, с целью проведения в этих регионах экспериментальной работы по новой модели.

За 1995–2000 гг. рабочая группа совместно с Московским комитетом образования и Минобразования, благотворительной организацией «Христианская солидарность по всему миру» провели 5 конференций и 10 рабочих семинаров для специалистов. Рабочая группа контактировала и консультировалась с 80 российскими специалистами и с порядка 150 управленцами из 10 Российских регионов. Рабочая группа изучила имеющийся зарубежный опыт, представленный специалистами Великобритании и США, результаты работы докладывались ежегодно на международных конференциях, таких как проводимых ЮНИСЕФ, International Foster Care Organization, International Child Welfare Forum, других.

Детский дом № 19 г. Москвы (Проект «Наша Семья»).

В 1996г. в Центральном административном округе г. Москвы Московским комитетом образования был открыт детский дом № 19 «Наша семья», на базе которого впервые в России началась и производится апробация предлагаемой модели и патронатного воспитания. Работа детского дома продемонстрировала безусловный успех предлагаемых подходов. В семьи патронатных воспитателей устраиваются практически все дети, направляемые в детский дом, производится возврат детей родителям. За 4 года устроено в семьи 78 детей, возвращено в кровную семью – 20 детей, передано под опеку – 2 детей, на усыновление – 5 детей.

Внедрение в России.

С 1997г. по настоящее время открыты экспериментальные площадки по патронату и началась работа по внедрению новой модели опеки и попечительства в Калин градской, Владимирской, Пермской, Ростовской областях, в республике Карелия, Башкортостан.

Основные принципы построения модели:

- Семья – единственно возможное наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка.

- Кровная семья лучше для ребенка, чем любая другая, основная работа должна проводиться по предотвращению отобраний детей от родителей.

- Уникальность каждого случая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкая форма помощи.

- Патронатное воспитание – новая, более гибкая, чем другие форма устройства ребенка в семью и форма работы с проблемной семьей.

- Воспитание брошенного ребенка – тяжелый социально – педагогический труд, который должен быть оплачен – необходима профессионализация труда воспитателей, берущих детей на воспитание в семью.

- Партнерство – основной принцип взаимодействия всех сторон.

- Профессионализация воспитателей не означает наличие у них диплома, она означает способность к самообучению при наличии стартовой подготовки и готовность быть партнером психологам и педагогам.

- Мобильность службы – первый залог успеха в работе с проблемной семьей и кандидатами в патронатные воспитатели. Обюрокрачивание процедур несовместимо с личным подходом к каждому ребенку и семье.

Основные цели работы:
- перекрыть поток детей, направляемых в гос. учреждения органами опеки, иметь возможность поместить в семью любого ребенка, которому требуется и возможно устройство в семью, и на любой срок
- вернуть детей домой или не допустить изъятие ребенка из кровной семьи путем социальной помощи на дому и на основе сотрудничества с родителями
- реформировать работу органов опеки на основе перепрофилирования детских домов (домов ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком

Основные ожидаемые последствия от внедрения предлагаемой модели:
- меньшее количество детей будет отбираться у родителей;
- те дети, которые на время будут изыматься из семьи, смогут в нее вернуться;
- те дети, которым нельзя будет вернуться в семью, будут воспитываться другой семье;
- планирование попечения над ребенком будет означать проведение периодической оценки состояния ребенка и пересмотр мер его государственной защиты, тем самым ребенок не сможет быть отправлен в детский дом в младенчестве и забыт там до совершеннолетия;
- те сиротские учреждения, которые не будут перепрофилированы в службы органов опеки, перестанут получать детей и будут закрыты после выпуска имеющихся в них детей;
- в результате произойдет большая экономия бюджетных средств как при подсчете текущих расходов (содержание в семье дешевле содержания в учреждении за счет экономии на зданиях и коммунальных услугах), так при подсчете отдаленных последствий (высвобождение площадей, занимаемых детскими сиротскими учреждениями, сокращение потока помещаемых в тюрьмы молодых людей).

Результатом работы рабочей группы явилось создание Проекта Законов для Российской Федерации и для субъекта Российской Федерации «О минимальных государственных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми», которые уже приняты как целое в Калининградской области и частично в Москве. В ноябре 2000г. Мосгордума рассмотрит дополнения и изменения к действующему закону г. Москвы «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве», которые позволят начать реализацию новой модели в целом.

Рабочая группа разработала также пакет рабочих материалов по планированию работы по защите прав ребенка, по оценке ребенка, находящегося на попечении, по работе с гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью, разработан весь пакет документов о реформировании государственных сиротских учреждений в службы по опеке и попечительству, ряд других методических документов.

В 1998 –1999 гг. разрабатывается программа переподготовки кадров социальных работников для системы уполномоченных служб органов опеки и попечительства. В 1997г- 1998 гг. Московское бюро ЮНИСЕФ заключило договор с Центром обучения о создании уникальной тренинговой программы, которая впервые в Российской Федерации позволила бы подготовить работников, владеющих НОВЫМ ВИДЕНИЕМ, УБЕЖДЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ и УМЕНИЯМИ, необходимыми для практической работы служб органов опеки и попечительства.

Опубликовано на сайте Родитель.ru
Размещено 20.06.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.