НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот

БИБЛИОТЕКА

Проект Закона о патронате

Российская Федерация

Закон субъекта Российской Федерации

О государственных минимальных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми

В целях создания законодательной базы для установления государственных минимальных стандартов по социально-правовому обслуживанию детей, нуждающихся в государственной защите, и организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми, принимается настоящий закон.

Устанавливаются следующие государственные минимальные социальные стандарты:
- категорий детей, нуждающихся в государственной защите,
- вопросов, относящихся к компетенции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних,
- структуры органа опеки и попечительства,
—количественного норматива специалистов по опеке и попечительству органа местного самоуправления.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе

Для целей настоящего закона используются следующие понятия:
ребенок - лицо в возрасте до 18 лет;
благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
развитие ребенка - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
ребенок, нуждающийся в государственной защите, (далее, ребенок) - ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления;
орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления;
уполномоченная муниципальная служба (организация) по опеке и попечительству (далее - уполномоченная служба (организация) - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на основании настоящего закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;
ребенок, находящийся на попечении органа опеки и попечительства - ребенок, нуждающийся в государственной защите, в отношении которого вынесено решение о его передаче на попечение органов опеки и попечительства, либо заключен договор о разграничении ответственности по защите интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и органом опеки и попечительства;
патронатный воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка при сохранении у уполномоченной службы (организации) части функций законного представителя ребенка.
патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
социальный патронат – оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите".
учреждение, предоставляющее патронатное воспитание - учреждение, осуществляющее содержание, воспитание и подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, а также, поиск, отбор и обучение патронатных воспитателей, реабилитационную работу с детьми, переданными в семьи патронатных воспитателей.

Статья 2. Правовые основы деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми

Правовую основу деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми составляют Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, настоящий закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 3. Орган опеки и попечительства

Органом опеки и попечительства в субъекте Российской Федерации является муниципальное образование.

Статья 4. Основные принципы деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми

Основными принципами деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми являются:
признание индивидуальности ребенка и его родителей;
защита ребенка от насилия и эксплуатации, пренебрежения его интересами;
признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной семье, использование максимальных возможностей для оставления ребенка в родной семье; использование всех средств для возврата ребенка в родную семью;
планирование мер по защите прав ребенка;
учет возраста, пола, языка общения, культурной принадлежности, особенностей личности ребенка при планировании мер по защите его прав и законных интересов;
учет мнения родителей ребенка и самого ребенка (выраженного в доступной для него форме) при планировании мер по защите прав и законных интересов ребенка, ознакомление их со всеми возможными способами защиты прав и законных интересов ребенка;
признание оптимальной формой устройство ребенка в семью родственников или знакомых, в случае, если оставление ребенка с родителями не возможно;
осуществление мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с кровными родителями, если это не противоречит интересам ребенка;
обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не противоречит его интересам) в случаях его временного (или постоянного) устройства вне его кровной семьи;
конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье, патронатном воспитателе;
признание труда патронатного воспитателя по воспитанию ребенка
социально значимым, квалифицированным трудом, подлежащим оплате;
координация органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.

Раздел II. Государственные минимальные социальные стандарты организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми

Статья 5. Государственные минимальные социальные стандарты организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми

Государственные минимальные социальные стандарты организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми устанавливают:
категории детей, нуждающихся в государственной защите;
вопросы, относящиеся к компетенции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
структуру органов опеки и попечительства;
количественный норматив специалистов по социально-правовой защите детей.

Статья 6. Категории детей, нуждающихся в государственной защите

Нуждающимся в государственной защите признается ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления.

К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:
родители которых неизвестны;
утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
отобранные у родителей;
родители которых ограничены в родительских правах;
родители которых лишены родительских прав;
не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их (беспризорные дети);
родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;
родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными), или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;
с ограниченными возможностями (инвалиды);
из семьи беженцев или временных переселенцев;
а также, другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя или ребенка органом опеки и попечительства установлены основания, указанные в частях первой и второй настоящей статьи.
Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком, либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных частями первой и второй настоящей статьи, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается руководителем органа опеки и попечительства.

Статья 7. Вопросы, относящиеся к компетенции органа опеки и попечительства в отношении детей

К компетенции органа опеки и попечительства в отношении детей относится:
выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;
социальный патронат над семьей;
устройство детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитание;
профилактика жестокого обращения с детьми;
защита личных неимущественных и имущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите;
оказание материальной и иной необходимой помощи детям.

Статья 8. Организация работы органа опеки и попечительства в отношении детей

В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции в соответствии со статьей 7 настоящего закона, глава органа местного самоуправления вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).
Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству над детьми определяется настоящим законом, уставом соответствующего муниципального образования.

Статья 9. Вопросы, относящиеся к компетенции уполномоченных служб (организаций) по опеке и попечительству в отношении детей

К компетенции уполномоченных служб (организаций) по опеке и попечительству в отношении детей относится:
выявление детей, нуждающихся в государственной защите, координация этой работы с другими органами, учреждениями (организациями);
сбор информации о ребенке, нуждающемся в государственной защите;
ведение учета детей, нуждающихся в государственной защите;
первичное обследование и подготовка заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, представление заключения в судебные и иные органы о состоянии развития и здоровья ребенка, подвергшегося насилию, жестокому обращению, либо находящегося в условиях, угрожающих его здоровью и развитию;
предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье;
реабилитационная помощь выявленным детям, нуждающимся в государственной защите, в том числе, проживающим в семьях кровных родителей;
подготовка заключения о целесообразности изъятия ребенка из семьи, либо социального патроната над семьей;
подготовка и утверждение плана по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений;
заключение договора с кровными родителями о социальном патронате над семьей;
подготовка и представление заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
определение порядка контактов ребенка с родителями и другими родственниками;
подготовка документа, разрешающего раздельное проживание попечителя с подопечным;
предъявление исков в суд о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации;
представление прав и законных интересов ребенка в суде в случае отсутствия законных представителей, или иных причин, по которым необходимо обеспечить представительство интересов ребенка в суде;
участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
поиск, отбор, подготовка усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей; подготовка заключения в суд о возможности лица, желающего взять ребенка на воспитание, быть усыновителем, опекуном, приемным родителем, патронатным воспитателем;
подготовка проекта постановления об опеке и попечительстве над ребенком;
осуществление комплексной диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка с целью подготовки его к устройству на воспитание;
подготовка договора с приемными родителями;
заключение договора с патронатным воспитателем;
обеспечение патронатного воспитателя необходимыми материальными средствами и оборудованием для воспитания и содержания воспитанника;
подготовка и обучение патронатных воспитателей;
подготовка постановления главы органа местного самоуправления о направлении ребенка на полное государственное обеспечение;
подготовка постановления главы органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление мер, предусмотренных планом по защите прав ребенка;
проведение проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, выполнения плана по защите прав ребенка;
подготовка заключения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
рассмотрение сложных и спорных ситуаций по защите личных и имущественных прав детей, подготовка мирового соглашения между отдельно проживающими родителями, решение вопроса о возможности отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетнему и иных вопросов;
охрана интересов не родившегося наследника при разделе наследственного имущества;
рассмотрение жалоб граждан по вопросам выявления и устройства детей; рассмотрение жалоб сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка;
информирование детей и их родителей (законных представителей) обо всех видах предоставляемой помощи, о государственных и негосударственных службах помощи детям и семьям, о порядке обращения и обжалования гражданами решений органов опеки и попечительства в отношении детей;
консультирование граждан по вопросам охраны прав несовершеннолетних детей.

Статья 10. Правовые акты органа местного самоуправления, принимаемые по вопросам опеки и попечительства в отношении детей

Правовые акты органа местного самоуправления, принимаемые по вопросам опеки и попечительства в отношении детей:
Глава органа местного самоуправления как руководитель органа опеки и попечительства издает постановления по следующим вопросам:
о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии со статьей 6 настоящего закона);
о делегировании полномочий по опеке, попечительству уполномоченной службе (организации);
о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
об утверждении плана по защите прав ребенка;
о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
об опеке, попечительстве;
о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;
о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
заключает договоры:
о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
о доверительном управлении имуществом.
Иные правовые акты по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних издаются уполномоченной службой (организацией), на которую возложена работа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Статья 11. Структура органа опеки и попечительства

Для осуществления функций по опеке и попечительству в отношении детей орган местного самоуправления создает следующие уполномоченные муниципальные службы по опеке и попечительству над детьми:
комиссию по опеке и попечительству над детьми;
службу по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства;
службу по устройству детей на воспитание в семьи граждан.

Вышеуказанные муниципальные службы выполняют функции по опеке и попечительству в соответствии с настоящим законом и при необходимости могут привлекать к работе специализированные учреждения (организации) для оказания содействия в выполнении своих функций.

В целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, учреждение, предоставляющее патронатное воспитание, осуществляет устройство своих воспитанников в семьи патронатных воспитателей.
Порядок лицензирования учреждения, предоставляющего патронатное воспитание, определяется Правительством субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Комиссия по опеке и попечительству над детьми

Комиссия по опеке и попечительству над детьми (далее, комиссия) создается как самостоятельное структурное подразделение органа местного самоуправления.

Основными функциями комиссии являются:
утверждение плана по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений;
подготовка заключения о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям;
рассмотрение результатов проверок выполнения плана по защите прав ребенка;
рассмотрение жалоб сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка;
рассмотрение сложных и спорных ситуаций по защите личных и имущественных прав детей, споры, связанные с воспитанием детей отдельно проживающим родителем, подготовка мирового соглашения между отдельно проживающими родителями, решение вопроса о возможности отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетнему и иных вопросов;
подготовка постановления главы органа местного самоуправления о направлении ребенка на полное государственное обеспечение;
подготовка постановления главы органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подготовка постановления об опеке и попечительстве над ребенком;
определение порядка контактов ребенка с родителями и другими родственниками;
подготовка документа, разрешающего раздельное проживание попечителя с подопечным;
подготовка заключения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
подготовка заключения о целесообразности регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
охрана интересов не родившегося наследника при разделе наследственного имущества;
представление прав и законных интересов ребенка в суде в случае отсутствия законных представителей, или иных причин, по которым необходимо обеспечить представительство интересов ребенка в суде;
Комиссия состоит из не менее трех постоянных сотрудников.
Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав комиссии, на основании распоряжения председателя комиссии, включаются по должности работники государственных и муниципальных органов и учреждений - представители образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, имеющие сведения о данном ребенке.

Решения, принимаемые комиссией на основе простого большинства голосов, являются обязательными для исполнения соответствующими муниципальными службами.

Статья 13. Уполномоченная муниципальная служба по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства

Уполномоченная муниципальная служба по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства создается как самостоятельное подразделение органа местного самоуправления, или как муниципальная служба, осуществляющая работу по следующим направлениям:
1. Выявление, учет детей, нуждающихся в государственной защите и обследование условий их жизни и воспитания:
выявление детей, нуждающихся в государственной защите, координация этой работы с другими органами, учреждениями (организациями);
сбор информации о ребенке, нуждающемся в государственной защите;
ведение учета детей, нуждающихся в государственной защите;
первичное обследование и подготовка заключения об условиях жизни и воспитания ребенка;
предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье;
подготовка и представление заключения в судебные и иные органы о состоянии развития и здоровья ребенка, подвергшегося насилию, жестокому обращению, либо находящегося в условиях, угрожающих его здоровью и развитию;
реабилитационная помощь выявленным детям, нуждающимся в государственной защите, в том числе, проживающим в семьях кровных родителей;
подготовка заключения о целесообразности изъятия ребенка из семьи, либо социального патроната над семьей;
проведение проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, выполнения плана по защите прав ребенка;
представление заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
предъявление исков в суд о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации;
участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
осуществление мер, предусмотренных планом по защите прав ребенка;
подготовка заключения о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
информирование детей и их родителей (законных представителей) обо всех видах предоставляемой помощи, о государственных и негосударственных службах помощи детям и семьям, о порядке обращения и обжалования гражданами решений органов опеки и попечительства в отношении детей;
консультирование граждан по вопросам охраны прав несовершеннолетних детей.
2. Социальный патронат:
Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
Договор о социальном патронате заключается между родителями, уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между ними.
К числу полномочий уполномоченной службы (организации) по осуществлению патроната относится:
заключение договора с кровными родителями о социальном патронате;
проведение социально – реабилитационной работы с родителями, направленной на сохранение семьи;
заключение договора с патронатными воспитателями, направляемыми в семью ребенка, нуждающегося в государственной защите, для осуществления социального патроната над этой семьей;
обеспечение патронатного воспитателя, направляемого в семью, необходимыми материальными средствами и оборудованием для осуществления мер, предусмотренных в плане по защите прав ребенка.

Статья 14. Уполномоченная муниципальная служба по устройству детей на воспитание в семьи граждан

Уполномоченная муниципальная служба по устройству детей на воспитание в семьи граждан создается как самостоятельное подразделение органа местного самоуправления, или как муниципальная служба, осуществляющая работу по следующим направлениям:
поиск, отбор, подготовка усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей; подготовка заключения в суд о возможности лица, желающего взять ребенка на воспитание, быть усыновителем, опекуном, приемным родителем, патронатным воспитателем;
осуществление комплексной диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка, нуждающегося в государственной защите, с целью подготовки его к устройству на воспитание в семью;
подготовка документов по усыновлению ребенка для представления в суд
подготовка проекта постановления об опеке и попечительстве над несовершеннолетним;
подготовка договора с приемными родителями о передаче им на воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите;
заключение договора с патронатным воспитателем о передаче ему на воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите;
обеспечение патронатного воспитателя необходимыми материальными средствами и оборудованием для воспитания и содержания воспитанника;
осуществление государственных мер, предусмотренных договором, заключенным с патронатным воспитателем о передаче ему на воспитание ребенка;
осуществление контроля за выполнением приемными родителями, патронатным воспитателем их обязательств, предусмотренных договором о передаче им на воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите;
информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитания в семью.

Статья 15. Учреждение, предоставляющее патронатное воспитание

Учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляющее патронатное воспитание - организация для содержания, воспитания, и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью, для поиска, отбора, обучения патронатных воспитателей, воспитания воспитанников учреждения в семьях патронатных воспитателей и для проведения реабилитационной работы с детьми, переданными в семьи патронатных воспитателей.
Учреждение осуществляет функции опекуна (попечителя) в отношении воспитанника учреждения, патронатные воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанника в период его проживания в семье воспитателя.
В компетенцию учреждения входит:
содержание и воспитание детей, нуждающихся в государственной защите;
осуществление комплексной диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка с целью подготовки его к помещению в семью, проведение реабилитационной работы с ребенком, переданным на воспитание в семью патронатного воспитателя;
заключение трудового договора с патронатным воспитателем о передаче ему на воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите;
обеспечение патронатного воспитателя необходимыми материальными средствами и оборудованием для воспитания и содержания воспитанника;
осуществление государственных мер, предусмотренных планом по защите прав воспитанника, трудовым договором, заключенным учреждением с патронатным воспитателем;
защита личных и имущественных прав воспитанников;
осуществление контроля за выполнением патронатным воспитателем его обязательств, предусмотренных договором о передаче на воспитание в его семью воспитанника учреждения;
информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитания в семью.
Порядок лицензирования негосударственных учреждений для детей, нуждающихся в государственной защите, предоставляющих патронатное воспитание, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Количественный норматив специалистов по опеке и попечительству над детьми

Для обеспечения эффективного выявления, учета, осуществления социального патроната над семьей, устройства детей на воспитание в семьи, а также охраны их прав и законных интересов устанавливается следующий количественный норматив:
для организации выявления, учета и обследования детей, нуждающихся в государственной защите, а также, защиты их прав и законных интересов -
1 специалист на 2000 детского населения, проживающего на данной территории;
для обеспечения социального патроната над семьей (помощи детям, нуждающимся в государственной защите, проживающим в семье кровных родителей, законных представителей ребенка) - 1 специалист на 20 выявленных детей;
для обеспечения устройства ребенка на воспитание в семью, а также для контроля за воспитанием ребенка в патронатной семье, семье опекуна, попечителя, приемной семье - 1 специалист на каждые 20 находящихся на данной территории детей, нуждающихся в государственной защите, направляемых на воспитание в приемную семью, патронатную семью, под опеку (попечительство).

Статья 17. План по защите прав ребенка

План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией). План включает в себя следующую совокупность мероприятий: уход за ребенком, организацию правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической помощи, досуга и иные мероприятия.

План составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите и профилактике социального сиротства в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана.

Основанием для утверждения плана по защите прав ребенка является вынесение главой органа местного самоуправления постановления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии со статьей 6 настоящего закона), либо постановления о передаче его на полное государственное обеспечение, или о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей.

План принимается комиссией по опеке и попечительству над детьми.

Изменения и дополнения в план вносятся комиссией по опеке и попечительству над детьми на основании результатов проверок уполномоченной службой (организацией) условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, обеспеченности его нормальной жизнедеятельности.

Граждане, должностные лица и работники органов и учреждений, не выполняющие обязательства, возложенные на них планом, несут персональную ответственность в установленном законом порядке.

Статья 18. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка

Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем.

Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление главы органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.

Устройство ребенка на патронатное воспитание или социальный патронат (патронат) не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

На патронатного воспитателя не могут быть возложены:
- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего, за исключением установленных в абзаце втором части первой статьи 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
- защита без разрешения (доверенности) уполномоченной службы (организации) по патронату личных неимущественных прав ребенка при вывозе ребенка за пределы Российской Федерации».
Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией) осуществляется в плане по защите прав ребенка.

Статья 19. Взаимодействие органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации

В случае невозможности устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, органом опеки и попечительства по месту его проживания (фактического нахождения), ребенок может быть устроен на территории другого органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.
Между органом опеки и попечительства по месту проживания (фактического нахождения) ребенка и уполномоченной службой (организацией), осуществившей устройство (учреждением, принявшим ребенка на воспитание), производятся соответствующие взаимные расчеты по оплате воспитания и содержания ребенка.

Статья 20. Патронатное воспитание детей, нуждающихся в государственной защите

Патронатное воспитание детей, нуждающихся в государственной защите - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при разграничении прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией), либо учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.
Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период проживания ребенка в его семье.
Уполномоченная служба (организация) осуществляет функции опекуна (попечителя) ребенка, переданного ею на воспитание в семью патронатного воспитателя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка.
Основанием для направления ребенка на патронатное воспитание является план по защите прав ребенка.
Срок, на который ребенок может передаваться на патронатное воспитание, определяется в плане по защите прав ребенка.
Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с уполномоченной службой (организацией).
На ребенка, помещенного на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение о патронатном воспитании утверждается Правительством Субъекта Российской Федерации.

Статья 21. Контроль уполномоченных служб (организаций) за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите

Контроль уполномоченных служб (организаций) за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите - регулярно проводимая уполномоченной службой (организацией) проверка условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, обеспеченности его нормальной жизнедеятельности.
Контроль осуществляется в виде регулярно проводимых уполномоченной муниципальной службой по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства, оценок выполнения плана по защите прав ребенка.
Проверка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка.
Результаты проверки утверждаются в письменной форме в виде акта комиссией по опеке и попечительству над детьми и являются основанием для пересмотра плана по защите прав ребенка, внесения в него изменений и дополнений.
Сроки проведения проверок выполнения плана - первая проверка проводится в первые четыре недели после утверждения комиссией по опеке и попечительству над детьми плана по защите прав ребенка, вторая проверка осуществляется не трех месяцев после проведения первой проверки. Впоследствии проверки осуществляются не реже, чем 1 раз в полгода.
В исключительных случаях дата проверки может быть перенесена, если это соответствует интересам ребенка.

Статья 22. Оплата труда приемных родителей и патронатных воспитателей.

В целях обеспечения преемственности государственной политики в организации работы по охране прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, заработная плата приемных родителей устанавливается в размере максимальной ставки воспитателя учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Труд патронатного воспитателя является квалифицированным социально - педагогическим трудом, с условиями работы сверх нормативной продолжительности, при использовании имеющихся у патронатного воспитателя материальных ресурсов, необходимых для размещения ребенка и защиты его прав.
Заработная плата патронатных воспитателей устанавливается в размере, принятом для педагогических работников учреждений образования, из расчета одной оплачиваемой ставки на каждого ребенка, воспитание и защиту прав которого осуществляет патронатный воспитатель.
Патронатному воспитателю в ходе аттестации может быть присвоена 2, 1, высшая квалификационная категория.
Порядок аттестации патронатных воспитателей определяется в Положении о патронатном воспитании.

Статья 23. Методическое обеспечение деятельности органов опеки и попечительства в отношении детей.

Методическое обеспечение деятельности органов опеки и попечительства в отношении детей возлагается на орган исполнительной власти, определяемый Правительством субъекта Российской Федерации.

Опубликовано на сайте Родитель.ru
Размещено 20.06.2004

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

  Главная / Библиотека / Библиотека по проблемам детей-сирот






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.