Главная / Закон об АГС /



МАРАНОВ РОМАН ВАСИЛЬЕВИЧ
ВИЗИТКА
досье
издания
публикации
ПРИЗЫВ
ЧАВО
ПРАВО НА АГС
мульты
практика
закон об АГС
ссылки
ПРИЕМНАЯ
вопросы
ответы
Конкурс "Золотая кувалда"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе",

внесенного депутатами Государственной Думы РФ
А.Е. Баранниковым, Э.А. Воробьевым и другими

Представленный проект Закона содержит много не проработанных и спорных положений, особенно много замечаний к 1 главе проекта закона.

В преамбуле Закона нечетко и неполностью выражена его цель. Так, в Преамбуле говорится, что закон регулирует "…отношения, связанные с осуществлением конституционного права гражданина Российской Федерации (далее - гражданин) на замену военной службы альтернативной гражданской службой…". Однако, не следует смешивать два разных понятия.
Право на альтернативную гражданскую службу - есть конституционное право на замену одной из конституционных обязанностей другой конституционной обязанностью. Другими словами, право человека заключается в выборе между обязанностями, и если человек выбирает право на прохождение альтернативной гражданской службы, - он выбирает исполнение обязанностей, которые влекут ограничение его других прав и свобод (например, право на свободу передвижения).
Но проект закона регулирует не только основания и порядок такой замены (как права гражданина), но и порядок прохождения альтернативной гражданской службы (как обязанности гражданина). Для более четкого понимания вопроса сошлемся на законодательство Германии, где параллельно действуют два закона: Закон об отказе от военной службы с оружием по причине убеждений и Закон о прохождении альтернативной гражданской службы лицами, отказавшимися от прохождения действительной военной службы. Первый закон регулирует именно порядок реализации ПРАВА гражданина на отказ от военной службы, вытекающего из свободы совести. Второй закон регулирует порядок исполнения ОБЯЗАННОСТИ гражданином, чье право на отказ от военной службы признано в установленном порядке.
В России традиционно смешивают права и обязанности "отказников", как нам кажется, из-за термина "замена", указанного в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, вместо термина "отказ".
Поэтому в преамбуле проекта закона следует добавить фразу о том, что он регулирует порядок исполнения гражданином ОБЯЗАННОСТИ прохождения альтернативной гражданской службы, а также статус альтернативнослужащего.

По ст.2 Понятия альтернативной службы
Определение альтернативной службы дается не вполне четкое. Для того, чтобы дать точное понятие альтернативной службы нужно уяснить её правовую сущность. Альтернативная служба - это ОДНА ИЗ ФОРМ ТРУДОВОЙ ПОВИННОСТИ, которая возлагается на гражданина, чьим убеждениям либо вероисповеданию противоречит военная служба. Альтернативная служба должна определяться не только как "общественно необходимый труд", но, в первую очередь, как одна из ОСНОВНЫХ обязанностей гражданина, которая закреплена на высшем, конституционном уровне.

По ст. 3 Основания для замены военной службы альтернативной службой
В статье не совсем точно определен субъект правоотношений. Следовало бы указать, что "право на замену" имеет гражданин РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащий призыву на военную службу.

По ст. 4 Место прохождения альтернативной службы
В данной статье содержится существенное противоречие, которое заключается в возможности прохождения альтернативной службы на гражданских должностях в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях. Следует отметить, что ни одно государство-член СНГ, где существует альтернативная служба не ввело в качестве места прохождения альтернативной службы Вооруженные силы. Термин "гражданские должности" и "гражданская служба" в данном случае не одно и то же. Комиссия ООН по правам человека подчеркивает следующее: "В рекомендациях Комитета Министров Совета Европы говорится, что формы альтернативной службы должны иметь нестроевой или гражданский характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности".
Фактически статус альтернативнослужащего, проходящего службу в Вооруженных силах будет значительно отличаться в худшую сторону от статуса служащего в гражданских организациях и этот статус отдельно законом не описывается.
Также изъят из закона принцип территориальности прохождения службы. Согласно отчета по программе "Экономические модели введения альтернативной гражданской службы в Российской Федерации", подготовленного центром исследований по правам человека ГУ - ВШЭ расходы на 1 альтернативнослужащего могут составить от 9 до 74 тыс. рублей в год в зависимости от того, где будут проходить службу альтернативнослужащие (по месту жительства или вне места жительства).
В связи с этим затратность такой модели альтернативной гражданской службы многократно возрастает. Причем никакого обоснования такому варианту закона не приводится.

По ст.5 Срок альтернативной службы
Так же противоречит общей логике проекта закона. Указывается, что гражданин, проходящий службу по месту жительства служит 36 месяцев (или 18), а те, кто проходят службу в Вооруженных силах и т.п. 24 (12) месяцев. Непонятно, как это положение соотносится с полным отсутствием упоминания о территориальном принципе прохождения альтернативной службы, о чем писалось выше. Означает ли это невозможность послать альтернативнослужащего за пределы его места жительства, кроме как в случае прохождения им альтернативной службы в Вооруженных силах?

По ст. 8 Основания для отказа в замене военной службы альтернативной службой
Представляется необоснованным внесение в качестве самостоятельного основания к отказу в удовлетворении заявления об АГС такого пункта "представление данных, объективно подтверждающих, что деятельность или поведение гражданина не соответствуют его утверждению о наличии у него убеждений или вероисповедания". Это основание полностью поглощается пунктом о заведомо ложные сведениях, содержащихся в заявлении об альтернативной службе и прилагаемых к нему материалам. Причем особое внимание следует обратить на круг органов, имеющих право такого представления. Представитель органов внутренних дел и представитель органа местного самоуправления входят итак в состав призывной комиссии.

По ст. 10 Направление на альтернативную службу
Не раскрыт механизм направления гражданина на АГС если он согласен проходить альтернативную службу в Вооруженных силах. Каким образом определяется ему место и должность для прохождения службы? Получается, что Территориальный орган исполнительной власти по труду и социальному развитию выдавая предписание о направлении гражданина в Вооруженные силы вправе давать обязательные для исполнения указания военным структурам. Еще менее понятно как орган исполнительной власти по труду и социальному развитию намеревается "… осуществляет контроль за условиями и порядком прохождения гражданами альтернативной службы…" в воинских частях и формированиях.

В ст.11 Порядок прохождения альтернативной службы также не раскрыт механизм прохождения альтернативной службы в Вооруженных силах.

По главе IV ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ
Структура органов, на которые возлагается организация альтернативной службы также не проработана. Наряду с Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию указываются другие федеральные органы: управления лесного хозяйства, по охране окружающей природной среды и прочие, однако Министерство обороны не упоминается вовсе. Тогда возникает вопрос о порядке взаимодействия Министерства Обороны и органа по труду и социальному развитию. Точно также не определена функциональная роль военкоматов и районных призывных комиссий, которые принимают решение о направлении на альтернативную службу.

Система финансирования альтернативной службы также не проработана. Непонятно каким образом будут распределяться расходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации.

В целом проект закона не доработан, содержит много правовых пробелов и противоречий, требует дальнейшей доработки.

Р.В. Маранов


На сайт ПРПЦ-ПГП

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

Главная / Закон об АГС /