ВИЗИТКА
досье
издания
публикации
ПРИЗЫВ
ЧАВО
ПРАВО НА АГС
мульты
практика
закон об АГС
ссылки
ПРИЕМНАЯ
вопросы
ответы
Конкурс "Золотая кувалда"

ВОЕННЫЕ ПОБЕЖДАЮТ В ДУМЕ

Закон "Об альтернативной гражданской службе"
Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Первое чтение по законопроектам об АГС состоялось в апреле. Тогда были отклонены либеральный проект Владимира Семенова и более реалистичный, хотя также вполне либеральный проект группы депутатов (Юлия Рыбакова, Александра Баранникова и других). Принят проект, разработанный Генштабом и внесенный Правительством. На последнем этапе, перед внесением, представителем Правительства по законопроекту был назначен министр труда, а текст, подготовленный военными, претерпел некоторые "смягчающие" изменения. Прежде всего появилась норма о том, что граждане проходят АГС как по территориальному, так и по экстерриториальному принципам. На практике это означало бы, с учетом экономических условий, преимущественную службу по месту жительства.

Комитет по законодательству радикально переработал текст ко второму чтению и привел его, с точки зрения экспертов Коалиции "За демократическую АГС", в приемлемый вид.

Так, было уточнено, что на АГС в организации Вооруженных Сил граждане могут направляться только с их согласия. Срок службы сокращен с 48 (в первом чтении) до 36 месяцев (в случае прохождения по месту жительства) и 30 месяцев - за пределами территории постоянного проживания. В качестве гражданского персонала Вооруженных Сил был предложен еще более краткий срок (вплоть до равного сроку военной службы). Было уточнено, что органом, ответственным за организацию АГС является Минтруда. Исключена норма о зачислении прошедших АГС в запас Вооруженных Сил.

Переработан порядок направления граждан на альтернативную службу. В первом чтении предполагалось, что заявление о замене военной службы альтернативной гражданин должен подать за полгода до начала призыва, т.е. в возрасте 17 лет, после чего, через месяц, также в несовершеннолетнем возрасте, пройти призывную комиссию, а на ней - квазисудебную процедуру "обоснования" наличия убеждений. После признания призывной комиссий права заявителя на АГС, он направлялся, уже в 18 лет, на медицинское освидетельствование, где признавался либо годным, либо негодным к военной и, соответственно, альтернативной службе. После медицинской он должен был пройти призывную комиссию еще раз, которая и оформляла его направление на АГС. Однако непосредственно к месту службы предписание выдавал военный комиссар, к которому человек, уже получивший право на АГС, должен был явиться после повторного прохождения призывной комиссии. Этот громоздкий и дискриминационный по отношению к людям, избравшим альтернативу военной службе, порядок Комитетом по законодательству было предложено упростить и привести в соответствие с Конституцией, поскольку возложение на 17-летнего ребенка обязанности своевременно подать заявление, а затем обосновывать его перед комиссией противоречит ее статье 60. В редакции, подготовленной ко второму чтению, заявление следовало подавать перед призывом, независимо от прохождения медицинского освидетельствования, затем один раз пройти призывную комиссию. На АГС, по мнению Комитета, предписание уместно было бы выдавать территориальному органу Минтруда (службе занятости), а не военному комиссару.

В процессе второго чтения редакция Комитета по законодательству была полностью уничтожена, а текст не только в основном возвращен в исходный вид (включая порядок направления на АГС), но и существенно ухудшен. Г-ном Починком было вынесено на отдельное голосование 67 поправок из таблицы рекомендованных Комитетом по законодательству к принятию. Эти поправки касались как содержательных положений, так и редакционных, изменений, которые были выработаны на основе замечаний Правового управления Госдумы. Позиция Правительства была поддержана большинством депутатов. Более того: военному лобби удалось отыграть и принцип территориальности, включив - путем принятия поправки депутатов Пехтина, Райкова, Морозова, Косачева -запись о том, что гражданин проходит АГС преимущественно за пределами субъекта Федерации, в котором он проживает.

Таким образом, альтернативная гражданская служба получила такой вид:

  1. Граждане будут проходить ее, как правило, по экстерриториальному признаку, т.е. вдали от дома.
  2. Граждане будут проходить АГС в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил вне зависимости от их согласия работать в военной организации.
  3. Единого органа, ответственного за управление альтернативной службы, проектом не предусмотрено. Очевидно, что в значительной части руководство АГС будет сосредоточено в военных ведомствах.
  4. Принятие решение о праве гражданина на альтернативную службу, включая процедуру обоснования им наличия у него соответствующих убеждений или вероисповедания, будет происходить до достижения 18-летнего возраста.
  5. Призывная комиссия будет выносить заключение о праве гражданина на замену военной службы альтернативной до прохождения медицинского освидетельствования, в том числе в отношении тех, кто затем может получить отсрочку от военной и альтернативной службы по состоянию здоровья.
  6. Направлять гражданина на альтернативную гражданскую службу будет военный комиссар.
  7. Граждане, прошедшие альтернативную службу, будут зачисляться в запас Вооруженных Сил.
  8. Наконец, срок альтернативной службы составит 42 месяца, а для проходящих ее в военных организациях - 36 месяцев.

В своем недавнем заявлении Коалиция общественных организаций "За демократическую АГС" оценила принятый Думой закон как репрессивный, антисоциальный, коррупционный и не отвечающий реальным интересам государства. Из всех возможных вариантов введения альтернативной службы, обсуждавшихся в стране в течение более десяти лет, российская власть избрала самый жесткий и самый неэффективный. Даже неискушенному человеку видно, что принятая система будет обременительной для бюджета, не решит острые социальные проблемы страны и не обеспечит защиту прав молодых людей. Зато принятый закон вполне эффективно защищает интересы военного ведомства - заметим, не российской армии и не российских солдат и офицеров, а именно военного руководства. Это - красноречивое свидетельство его полной неспособности и нежелания проводить реформу Вооруженных Сил.

Роман Маранов,

Размещено 24.07.2002


На сайт ПРПЦ-ПГП

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

Главная / Закон об АГС / Что скажет Конституционный суд РФ? /