НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / Проведение общественных кампаний

6 стадий ненасильственного движения за социальные перемены

Составлено на основе статьи "Письмо из Бирмингемской тюрьмы" из книги Мартина Лютера Кинга. "Почему мы не можем ждать", 1963 Подготовлено Центром за ненасильственные социальные перемены им. Мартина Лютера Кинга

"SIX STEPS FOR NONVIOLENT SOCIAL CHANGE" derived from "Letter from Birmingham Jail", in Why We Can't Wait by Martin Luther King, Jr. New York, Penguin Books, 1963 by The Martin Luther King, Jr. Center for Nonviolent Social Change

1. Подбор информации: чтобы понять и прояснить спорный вопрос, проблему или несправедливость, вставшие перед человеком, обществом или организацией, необходимо их исследовать. Вы должны выяснить и собрать всю возможную и всестороннюю информацию, чтобы углубить свое понимание проблемы. Вы должны стать экспертом в позиции своего оппонента. Некоторые из множества источников информации - старые и новые газеты, журналы, радио и телевидение (включая архивные материалы). Многие организации имеют опыт в аспектах спорного вопроса и могут помочь в сборе информации. Могут быть использованы частные дискуссии, беседы, библиотеки и более 4 тысяч компьютерных баз данных.

2. Образование: необходимо информировать всех, включая Ваших оппонентов, о своей позиции. Это уменьшает неправильное понимание другими проблемы и обеспечит Вам поддержку и симпатии. Можно написать статью в газету и журнал, выступить по радио и телевидению, проводить семинары и собрания сторонников Вашей идеи, проводить митинги и писать бюллетени для пасторов, священников и раввинов для использования во время служб.

3. Персональное обязательство: каждодневное подтверждение Вашей веры в философию и методы ненасилия. Приготовьте себя к страданиям, если это необходимо для достижения справедливости, исключите малейшую внутреннюю неуверенность.

4. Переговоры: тактично и интеллигентно представьте своему оппоненту список проблем, связанных с несправедливостью, и Ваш план для их разрешения. Ищите положительное в каждом действии и утверждении Вашего оппонента. Не унижайте Вашего оппонента, обращайтесь к лучшему в нём и ищите пути, используя которые, он тоже может выиграть.

5. Прямые ненасильственные действия: различными действиями можно убедить противника работать вместе с Вами над решением проблемы несправедливости. Прямое ненасильственное действие привносит в конфликт "творческую напряжённость". Существует около 250 различных видов прямых действий, включая бойкоты, марши, митинги, отказ от выплаты ренты, забастовки, письма и петиции, баррикады и заграждения, финансовый бойкот, завладение имуществом и политическое отрицание через голосование. Прямое действие - наиболее эффективно и наглядно выявляет несправедливость, которая должна быть устранена.

6. Примирение: ненасилие стремится к дружбе и взаимопониманию с оппонентом. Ненасилие не желает разгромить оппонента. Ненасилие направлено против порочных систем и сил подавления, жестоких законов и несправедливых действий, а не против людей. Примирение включает возможность для противника "сохранить лицо". С помощью разумных компромиссов обе стороны решают проблему и разрабатывают план действий. Каждый акт примирения - это акт, приближающий нас к "сообществу любви", в котором не только индивидуумы, но и всё сообщество обретает жизненную энергию. С этим приходят новые усилия в борьбе за справедливость и новое начало.

Кинг Мартин Лютер (1929-1968) - баптистский теолог и проповедник, лидер движения за гражданские права негров в США в 50-60-х годах XX столетия. Выдвинутая Кингом тактика "прямых ненасильственных действий" сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации и дискриминации черных американцев.

Социально-религиозные взгляды Кинга формировались прежде всего на основе его собственного опыта негра, с ранних лет столкнувшегося с системой повседневного насилия и унижения, с жестокостью полиции и несправедливостью судов, господствовавшими в южных штатах. Свои идеи Мартин Лютер Кинг заимствовал у великого индийца Махатма Ганди. Последователь М. Ганди, он внес крупный вклад в философию и теорию ненасилия. Главным его методом стало "созидательное ненасилие". "Одним из мощных средств, приемлемых для гнетенного народа в его борьбе за свободу, является христианская любовь, которая действует через метод Ганди", - писал он. Неграм, утверждал Кинг, противостоят не отдельные расисты, а общественная система, в которой господствует расистская идеология - результат греха, проявляющегося "на всех уровнях человеческого существования". И в борьбе за справедливое общество ключевую роль призвана сыграть "сила любви", пробуждаемая в человеке Богом. Христианин никогда не должен мириться с несправедливыми порядками, но сердце его не должно ожесточаться, насилие невозможно ликвидировать насилием, ему следует противопоставить "силу души".

Впервые тактику ненасильственных действий Кинг успешно применил против дискриминационных порядков на городском транспорте г. Монтгомери. В 1955 г. разразился скандал в столице штата г. Монтгомери. Негритянка Роза Паркс (Rosa Parks) на основании закона о равных правах американских граждан, отказалась уступить белой женщине свое место в автобусе. Роза была арестована, но ее арест вызвал волну протеста. Афро-американские граждане Монтгомери устроили забастовку и целый год бойкотировали услуги общественного транспорта столицы штата. Лидером этой стихийно возникшей акции протеста был Кинг. Акция завершилась победой борцов за равные права: в 1956 году Верховный Суд США законодательным путем обязал городские общественные транспортные компании государства к соблюдению равных гражданских прав. Акция протеста в Монтгомери явилась абсолютной победой борцов за права человека, а Мартин Лютер Кинг стал их идейным вождем.

Вскоре Кингом была создана "Южная конференция христианского руководства", которая развернула широкую деятельность в южных штатах. Тактика Кинга стала доминирующей в массовых антирасистских выступлениях в начале 60-х годов. Заметными этапами деятельности Кинга была борьба против сегрегации в Бирмингеме, поход в Селме и поход на Вашингтон в 1963 г., ставший вершиной движения негров за гражданские права. Там Кинг произнес вошедшую в историю речь: "Я мечтаю о том дне, когда черные и белые, верующие и неверующие, протестанты и католики смогут взяться за руки и словами старого негритянского гимна сказать: "Свободны, наконец! Свободны, наконец!" Не прошло и пяти лет, как эти слова были начертаны на его могиле. В 1963 г в Бирмингеме организация Кинга проводила общественную компанию борьбы за права человека. Кинг был арестован и на девять дней заключен под стражу. В тюрьме он написал серию своих знаменитых эссе "Letter from Birmingham Jail" (Письмо из Бирмингемской тюрьмы).

Борьба за права человека продолжалась. В 1964 г. был принят государственный закон, запрещавший проявления дискриминации во всех местах общественного пользования (кино, кафе, ресторанах и пр.). В 1965 г. под руководством Мартина Лютера Кинга организуется первый Марш Дружбы - марш протеста против расовой дискриминации, марш солидарности с борцами за права человека. Эта крупномасштабная демонстрация подвигла принятие государственного Закона об избирательных правах. А в 1979 г. впервые мэром Бирмигхема стал чернокожий гражданин штата Алабама Ричард Аррингтон (Richard Arrington).

Жизнь Кинга была прервана выстрелом убийцы 4 апреля 1968 г. Начиная с 1986 г. третий понедельник января отмечается в США как праздник - день рождения Мартина Лютера Кинга. Похоронен он в Атланте, где родился.

Концепция М. Л. Кинга представлена в одной из его наиболее ярких книг - "Путь к свободе", где он излагает шесть принципов ненасилия (Ситаров В.А., Маралов В.Г.):

  • Политика ненасилия - это не путь трусов. Это путь сильных людей. Это не путь бездейственной пассивности. Сторонник ненасильственного сопротивления пассивен лишь в том смысле, что он не применяет физического насилия по отношению к своим противникам, но его ум и эмоции активны, так он постоянно ищет пути, чтобы убедить противника в том, что тот поступает неверно. Это не пассивное непротивление злу, это активное, но ненасильственное сопротивление злу.

  • Отсутствие унижения противоборствующей стороны; цель не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы завоевать его любовь и понимание.

  • Действия должны быть направлены против самих сил зла, а не против конкретных людей, которые выступают его носителями. Ненасилие борется со злом, а не с тем, кто стал его жертвами.

  • Готовность принять страдания, не рассчитывая на возмездие, готовность принимать удары и не отвечать ударом на удар.

  • Политика ненасилия исключает не только всякое внешнее физическое насилие, но и внутреннее насилие над духом человека. Сторонники ненасилия не только отказываются убивать своего противника, они отказываются и его ненавидеть. Краеугольным камнем этой политики является любовь. В сердцах борющихся за человеческое достоинство не должно быть горечи и ненависти. Отвечая злом на зло, мы лишь увеличиваем ненависть. У кого-то должно хватить мудрости и нравственности, чтобы прервать цепь ненависти. Это можно сделать, если главным нашим двигателем станет любовь.

  • Мировой порядок находится на стороне справедливости. Из этого вытекает наша уверенность в будущем. Это, в свою очередь, помогает нам принять страдания, не рассчитывая на возмездие.

Эти принципы М. Л. Кинга в последующем были дополнены некоторыми положениями, разработанными в рамках организации "Американские мирные испытания":

  • Четко определяйте свои цели. Нас повсюду окружают несправедливость и насилие. Искоренить их в ходе одной кампании или акции невозможно. Для начала следует обратить внимание на какие-либо конкретные проявления несправедливости и всестороннее обсудить их. Если четко определить ближайшие и долгосрочные цели, то это облегчит последующий процесс принятия решения и ведения переговоров во время кампании.

  • Ведите честную игру и слушайте оппонентов. Для достижения своей цели необходимо завоевать уважение оппонентов. Ведите себя таким образом, чтобы оппонент испытывал к вам уважение благодаря вашему бережному отношению к истине и справедливости. При отказе от ненасильственных методов необходимо сознавать, что ни одна из сторон не обладает всей полнотой истины в отношении обсуждаемого вопроса. В поисках истины следует внимательно выслушать, что ваши оппоненты говорят о проводимой вами кампании. При этом внимательно прислушайтесь к мнению тех, кто находится на вашей стороне. Следите за тем, чтобы угнетение, против которого вы выступаете, не сменилось угнетением других людей вами.

  • Возлюбите врагов своих. Независимо от того, насколько сильно некоторые люди затянуты в сети насилия и несправедливости, ваша цель - не наказывать других за их неблаговидные деяния, а разрывать эти прочные сети. Истинная справедливость воцарится тогда, когда люди откажутся жить в обществе угнетения человека человеком, а не тогда, когда люди, живя в подобном обществе, уничтожают друг друга. Отказ от применения насилия требует твердого и сознательного стремления к уважению всех людей без исключения, к отказу от осуждения того, что некоторые люди делают в той или иной ситуации.

  • Оставляйте своим оппонентам пути к отступлению. Прибегая к ненасильственным методам, вы демонстрируете силу, побеждающую несправедливость. Не будьте безапелляционными в разговоре с оппонентами. Будьте терпимы к их слабостям, комплексам и опасениям. В отдельных случаях противоборства, а также во время проведения крупных кампаний предоставляйте им возможность находить выход из создавшегося положения. Не выдвигайте своих требований однозначно, всегда предоставляйте оппонентам возможность выбора.

Приведенные принципы ориентированы на организацию ненасильственного взаимодействия с оппонентами, соблюдение которых позволяет двигаться вперед для достижения поставленных целей. Интересно отметить, что целевых установок касается только один принцип, а остальные три выражают тактику действия по отношению к оппонентам, причем деятельность субъекта строится с учетом тактики оппонентов.

(Артемов А., Тюфягин С. - студенты ф-та физической культуры).

Размещено 15.06.2006
Источник - http://www.zasvobodu.org/

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / Проведение общественных кампаний






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.