НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО /

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Проведение общественных кампаний. Стратегия и тактика.

Определения

Общественная кампания - это серия взаимосвязанных и запланированных действий, нацеленная на достижение конкретных результатов в решении общественно значимой проблемы в течение определенного периода времени и использующая воздействие общественности и общественное мнение на организации и конкретных лиц, от которых зависти решение проблемы, с тем, чтобы они действовали иначе, чем они действовали бы без влияния кампании.

Общественная кампания - это процесс,

    определяющий общественную проблему,
    привлекающий к ней внимание населения и лиц, принимающих решения,
    и нацеленный на конкретные перемены.

Для общественных организаций лоббирование - это продвижение и отстаивание общественных интересов в законодательном процессе путем воздействия на выборных официальных лиц (депутатов) и других участников законодательного процесса (экспертов, представителей исполнительной власти и др.) в рамках формализованной демократической системы правления (инициирование законопроектов и изменений в действующее законодательство, воспрепятствование принятию законопроектов или изменений, информационная работа с депутатами и фракциями, экспертиза законопроектов и т.д.). Осуществляется как часть более общих действий по решению общественной проблемы.

Зачем нужны общественные кампании?

    обретение больших сил и возможностей для общественного сектора;
    изменение баланса сил между государством и общественным сектором;
    оказание реального влияние на принятие решений;
    выдвижение вопросов, над которыми работает ваша организация, и представление обществу проблемы, находящейся в фокусе кампании;
    организация давления на власть со стороны СМИ;
    убеждение людей в том, что их включение в кампанию - в их же интересах;
    привлечение населения к защите своих прав и интересов и давлению на власть;
    повышение "прозрачности" (открытости и подотчетности) государства;
    вовлечение "ущемленных" в политический процесс так, чтобы те, кто сейчас не имеет голоса, могли заявить о своих проблемах, определять свои собственные решения, пользоваться своими правами;
    увеличение веры людей в свои собственные силы;
    развитие чувства общей цели и солидарности у людей с другими, оказавшимися в трудной ситуации;
    возможность людям проявить свою гражданственность и действовать во имя моральных ценностей (чего им не хватает в других сферах жизни);
    рост известности вашей организации, привлечение широкого круга сторонников и членов, появление новых финансовых возможностей;

Отличие общественной кампании от политической кампании

  1. Защита интересов и прав различных групп независимо от политических убеждений.
  2. Связано с общественными ценностями.
  3. Борьба не за власть, а за общественные интересы.
  4. Участники кампании прямо не участвуют в принятии решений.
  5. Существуют разнообразные механизмы в продвижении общественных интересов.
  6. Использование только законных механизмов, независимо от политических убеждений.
  7. Высокая зависимость от репутации.
  8. Ориентация на культурно-нравственное ядро общество в целях демократизации.
  9. Воспитание общества.

Общественная кампания - это средство как для решения конкретных общественных проблем, так и для развития демократии в обществе.

Этапы развития общественной кампании ("круговорот кампании")

1. Определение проблемы. Обсуждение ситуации. Что плохо в нынешнем положении дел? Выработка краткого определения проблемы. Выработка позитивной альтернативы (видения).

2. Анализ и исследование проблемы. Почему дела обстоят таким образом? Определение причин проблемы, ее взаимосвязей, места проблемы в политическом, социальном, экономическом и культурном пространстве региона/страны. Составление "карты" проблемы (гипотезы). Определение необходимых дополнительных исследований. Проведение исследований для уточнения ситуации и подтверждения или опровержения гипотезы.

3. Выработка стратегии кампании (фокусирование кампании). Выбор одного аспекта проблемы из множества аспектов. Постановка общей цели кампании.

4. Определение целевых групп кампании (первичных и вторичных). Определение союзников и оппонентов. Определение их интересов, возможностей, выгод и рисков, путей влияния на них.

5. Оценка ресурсов организации (коалиции). Оценка внутренних сильных сторон и слабостей, внешних возможностей и угроз. Разработка плана привлечения ресурсов.

6. Формирование коалиции и поддержание ее деятельности. Определение структуры и механизма принятия решений, механизма информационного обмена, бюджета.

7. Разработка тактики кампании: информирование, убеждение или давление. Выбор видов воздействия на различные целевые группы. Определение темы кампании, выработка ее основного "месседжа", лозунгов и символов.

8. Составление плана действий. Определение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Что, где, когда, кто? Выбор момента начала. Разработка печатных материалов.

9. Действия по плану с мониторингом соответствия результатов поставленным кратко- и среднесрочным целям, продвижения к долгосрочным целям. Творческий подход к управлению, оперативное реагирование на изменение обстановки и действия оппонентов.

10. Оценка эффективности кампании. Оценка процесса и результата. Насколько успешно и по плану проходила работа? Достигнуты ли поставленные цели? Что изменилось в проблеме?

Возврат к началу - см. пункт 1. Начинаем новые действия, но используем полученный опыт и информацию для последующих действий

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема должна быть определена настолько конкретно, насколько возможно. Выявив нежелательную ситуацию, важно зафиксировать "норму" - это поможет в дальнейшем сформулировать общую цель и тему кампании в положительном ключе, создать позитивное "видение" (образ) цели кампании.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

  1. Кратко опишите выбранную вами проблему. Если нужно, поясните использованные в описании термины и понятия.

  2. Узнайте историю проблемы. Определите, насколько она серьезна и насколько срочным должно быть ее решение. Обозначьте ее уровень (местная, региональная, национальная, международная). Оцените проявления проблемы на других уровнях (связи между уровнями).

  3. Изучите социальные аспекты проблемы - как она сказывается на жизни людей и, возможно, почему они поступают так, а не иначе.

  4. Узнайте, какое существует правовое регулирование, кем это регулирование осуществляется и кто его инициатор.

  5. Разберитесь в экономических интересах - кто заинтересован в сложившейся ситуации.

  6. Рассмотрите разнообразные альтернативные решения проблемы. Поинтересуйтесь, какие меры уже предпринимаются или предпринимались ранее и почему они не работают или работают только отчасти.

  7. Проанализируйте, какие группы населения, общественные институты, организации вовлечены в эту проблему. Кто принимает решения по этой проблеме? Кто из них признал существование проблемы? Кто из них готов считаться с предлагаемым вами аспектом проблемы?

  8. Сделайте обзор следствий и причин проблемы (постройте "дерево анализа"). Задавая последовательно вопрос "почему", вы определяете несколько рядов под-проблем, переходя каждый раз на новый уровень. Полученное "дерево" дает обзор многих аспектов проблемы и позволяет аргументировано определить приоритеты в ее решении. При необходимости проверьте правильность своих предположений.

АНАЛИЗ РЕСУРСОВ

СВОТ-анализ (от англ.)
Strengths (сильные стороны)
Weaknesses (слабости)
Opportunities (возможности)
Threats (угрозы).

СВОТ-анализ - метод, используемый при планировании (в том числе кампаний) и позволяющий определить сильные и слабые стороны организации и внешние возможности и угрозы, с которыми она сталкивается.

Таблица СВОТ-анализа
Сильные стороны организации Сильные стороны - это позитивные факторы внутри организации, которые могут помочь ей внести существенный вклад в кампанию. Они могут включать в себя финансовые и материальные ресурсы, эффективная организационная структура, навыки и профессиональный уровень сотрудников и членов организации, время, которым они располагают, знание языков, наличие специалистов по данной проблеме, наличие или доступ к техническим ресурсам, хорошая репутация в обществе, контакты (например, со СМИ, другими НКО, органами власти) и т.д.
Слабые стороны организации Слабые стороны - это негативные факторы, которые могут помешать вам действовать эффективно вообще или по конкретной проблеме. Они могут включать в себя недостаток опытных сотрудников и членов, ограниченные финансы (или их отсутствие), отсутствие технических ресурсов, слабая организационная структура и т.д. Свои слабые стороны определить очень важно для того, чтобы или предпринять действия для их преодоления, или избегать видов деятельности, с которыми вы не справитесь.
Возможности, существующие во внешней среде Возможности - это факторы в сообществе, в котором вы работаете, которые могут способствовать вашему вкладу в кампанию или успешным действиям вашей организации вообще. Они могут включать в себя доступные для вас и симпатизирующие вам СМИ, потенциальных спонсоров, другие организации, заинтересованные в решении этой проблемы или способные оказать давление на целевые группы вашей кампании, наличие межрегиональных связей и т.д.

При планировании своей кампании учитывайте то, как вы можете использовать эти возможности вне вашей организации. Например, другие организации могут привлечь значительное количество людей в участники кампании, привлечь пожертвования и другие финансовые ресурсы, помочь полезными контактами и др.

Другие организации, группы или отдельные люди в вашем сообществе могут быть весьма полезны в вашей кампании, так как они, например, могут быть более эффективными, чем ваша организация, "передатчиками" сообщения или обращений кампании или других форм давления на целевые группы. Например, если целью кампании является изменение политики церковных иерархов, обращения религиозных деятелей вашего сообщества могут быть более эффективными, чем призывы от членов вашей группы.

Угрозы, существующие во внешней среде Угрозы - это такие факторы в вашем сообществе, которые могут оказать негативное воздействие на способность вашей организации внести вклад в кампанию или эффективно действовать вообще. Обычно эти угрозы оказываются вне нашего контроля, однако как занимающаяся кампаниями организация мы можем надеяться в более длительной перспективе добиться изменений в отношении хотя бы некоторых факторов, угрожающих нашей работе.

Угрозы могут включать в себя политический или экономический кризис, отсутствие интереса общественности к нашей проблеме, негативное отношение к участникам кампаний и/или к некоммерческим организациям в целом, плохой имидж организации вне ее контроля, нарушения прав человека, проблема безопасности, местные ограничениня на нашу деятельность и т.д.

Таблица СВОТ-анализа для работы на семинаре
Сильные стороны организации  
Слабые стороны организации  
Возможности, существующие во внешней среде  
Угрозы, существующие во внешней среде  

Репутация как ресурс НПО
Иметь хорошую репутацию жизненно важно для эффективного проведения кампании. Организацию, не пользующуюся доверием, не будут принимать всерьез, и она может оказаться более уязвимой для нападения оппонентов и критики СМИ. Общественная организация приобретает репутацию со временем. К сожалению, некоторые организации осознают, что они не смогли вызвать доверие к себе (или утратили это доверие) только ощутив последствия: уменьшение финансирования и отсутствие интереса со стороны фондов.

Что делает НПО надежной?

Тщательный отбор активистов и сотрудников.

Внутренняя демократия и отчетность.

Точность информации. Документирование является основой деятельности НПО, направленной на то, чтобы убедить власти принять определенную политику, выполнять законы и решения судов, предоставлять населению юридические и другие услуги и реализовать просветительские программы. Иногда НПО неосознанно допускают неточности, но при этом, как правило организация, публично признавшая свою ошибку, не теряет доверия к себе (конечно, если ошибка является исключением, а не правилом).

Независимость. НПО должна строго придерживаться своего курса, невзирая на то, чьим политическим интересам он может служить или повредить. Очень важно избегать видимости (или реальности) служения интересам государств или политических партий.

Приверженность и стойкость. НПО, которые хватаются за проблемы, оказавшиеся на гребне волны, и бросают их, как только они перестают быть в центре общественного внимания, не вызывают доверия.

Объективность. Одной из важных проблем организаций (особенно тех, кто работает непосредственно с социально уязвимыми людьми и пострадавшими от нарушения прав) является некритический подход к мнению предполагаемых жертв. Если организация будет постоянно отстаивать непроверенную версию жертвы, она не будет серьезно восприниматься властями, органами правосудия и общественностью. Часто активисты забывают, что их главная цель - не только решить частный вопрос или выиграть тот или иной процесс, как делают адвокаты, а не воздействовать на причины проблемы или допустить нарушения прав человека.

Реализм. НПО, громогласно обещающие положить конец нарушениям или быстро решить сложную проблему, вызывают у своих подопечных и общества ожидания, которые они, скорее всего, не в состоянии оправдать, и теряют уважение к себе. Очень важно определить краткосрочные цели и затем начинать работу, не забывая, конечно, и о долгосрочных целях.

Общественно-значимая смелость.

Позитивный образ организации, нацеленность на конструктивное решение проблем и его распространение через СМИ.

Незапятнанные репутации членов.

Умение сотрудничать с коллегами.

Целевые группы
Целевой группой всегда является личность (группы людей) и никогда - организация.

Первичные целевые группы
От кого зависит решение проблемы или кто располагает властью дать вам то, чего вы добиваетесь?
Какое влияние вы имеете на этих людей?
Что нужно сделать, чтобы приобрести на них влияние?
Вторичные целевые группы - группы, оказывающие влияние на основные группы.
Кто влияет на людей, принимающих решение по вашей проблеме (располагающих властью дать вам то, чего вы добиваетесь)?
Какое влияние вы имеете на этих людей?
Что необходимо сделать, чтобы приобрести на них влияние?
Сторонники (союзники)
Кого поднимаемый вами вопрос затрагивает в такой степени, что они готовы:
- вступить в вашу организацию?
- оказать поддержку вашей кампании (финансовую, политическую, участие в кампании в качестве добровольцев и т.д.)?
Что они получают в случае вашей победы?
Чем они рискуют в случае неудачи?
Какой властью (силой, ресурсами) они располагают для поддержки вашей кампании?
В какие группы они организованы?
Оппоненты (противники)
Кто ваши оппоненты?
Почему они заинтересованы в сохранении статус-кво (политические, экономические и другие интересы)?
Что они потеряют в случае вашей победы?
Что они сделают/затратят в борьбе против вас?
Насколько они сильны?
Какую аргументацию они могут выдвинуть против вашей кампании?
Можете ли вы убедительно и гласно опровергнуть точку зрения оппонентов?
Какие формы вы используете для отстаивания своей точки зрения и опровержения мнения оппонентов (СМИ, пресс-конференции, круглые столы, профессиональные журналы, встречи общественности и т.д.)

Принципы формирования коалиций

  1. Партнеры по коалиции должны иметь основательный совместный интерес в решении поставленной проблемы.
  2. Коалиция должна иметь четко сформулированную цель, которую поддерживают все члены коалиции.
  3. Вклад участников коалиции должен быть четко согласован путем переговоров перед началом кампании.
  4. Необходимо как можно раньше обсудить и прояснить ожидания и цели участников коалиции.
  5. Необходимо допускать возможность различных подходов и точек зрения внутри коалиции - но только в той степени, насколько они не противоречат целям кампании и ясно сформулированы и осознаны всеми участниками.
  6. Коалиция не должна использовать как способ продвижения одного из участников за счет других или в ущерб проблеме.
  7. Не должно быть участников, не вносящих вклад в общую работу и получающих признание за счет работы других. Необходимо определить и признать различный вклад и ресурсы, которые члены коалиции вносят в общее дело, их отличающиеся друг от друга сильные стороны.
  8. Максимально ясный, насколько это позволяют обстоятельства, бюджет должен быть согласован между участниками коалиции для финансирования общей кампании.

Этапы формирования коалиции

  1. Выработка миссии (меморандума)
  2. Согласование структуры и механизма принятия решений
  3. Выработка механизма информационного обмена
  4. Решение финансовых вопросов

Варианты тактики кампании
(могут применяться одновременно или по отдельности поэтапно)

  1. Информирование
  2. Убеждение
  3. Общественное давление

ТАКТИКА КАМПАНИИ ДОЛЖНА:
учитывать интересы организаций и людей, которых вы вовлекаете в кампанию;
иметь смысл для членов собственной организации;
иметь законный характер;
отвечать целям организации и целям кампании;
учитывать особенности целевых групп;
осуществляться опытными лидерами;
обеспечиваться необходимыми ресурсами и людьми;
позитивно отразиться в средствах массовой информации.

Тактика кампании Для каждого этапа кампании перечислите те тактики, которые кажутся вам наиболее предпочтительными.

РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ
Зачем нужно работать с населением?
Поиск единомышленников.
Обратная связь.
Просветительские цели.
Импульс для инициатив.
Давление на власть.
Формирование благоприятного для кампании общественного мнения.
Поиск ресурсов.
...

ФОРМЫ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ В ХОДЕ КАМПАНИИ

  1. Выступления в СМИ
  2. Пикетирование.
  3. Сбор подписей.
  4. Собрания общественности.
  5. Семинары, конференции.
  6. Работа общественной приемной.
  7. Привлечение к работе с населением известной личности.
  8. Личное общение.
  9. Работа с жителями домов "от двери к двери".
  10. Участие в различных массовых мероприятиях (фестивалях, концертах, юбилеях).
  11. Листовки.
  12. Открытые письма в СМИ.
  13. Кампания написания писем.
  14. Информирование об оппонентах и союзниках.
  15. Привлечение добровольцев.
  16. Привлечение профессионалов.
  17. Создание коалиций.
  18. Привлечение населения к судебным разбирательствам.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

  1. Информированность населения о кампании.
  2. Последовательность и разнообразие форм работы с населением.
  3. Подотчетность населению.

Определение целей кампании

Долгосрочные цели - это цели, которые вы надеетесь достичь в будущем. Организуемая вами кампания - только шаг к ним.
Среднесрочные цели - это конечные цели, которые вы стремитесь достичь в ходе вашей кампании. Они должны:
быть ясными и конкретными;
быть достижимы (реалистичны);
поддаваться проверке;
вдохновлять участников кампании и союзников;
Краткосрочные цели - шаги на пути к достижению среднесрочных целей.
Они также должны:
быть ясными и максимально конкретными;
быть достижимы (реалистичны);
поддаваться проверке;
вдохновлять участников кампании и союзников;
Они могут стать хорошим символом кампании.

Проверка правильности выбранной стратегии, тактики и плана кампании

  1. Приведет ли кампания к реальному улучшению в жизни людей?
  2. Будет ли она придавать людям уверенность в том, что они смогут влиять на процесс принятия решений?
  3. Предоставляет ли она решение, альтернативное принимаемому властями?
  4. Есть ли у участников кампании уверенность в победе?
  5. Разделяются ли сам вопрос и предлагаемое решение значительным количеством людей?
  6. Ясен и понятен ли вопрос?
  7. Знаем ли мы, на кого будем ориентироваться (целевые группы)?
  8. Есть ли у нас четкий план?
  9. Имеет ли кампания четкие временные рамки?
  10. Не станет ли наше видение вопроса "яблоком раздора" для других НПО?
  11. Отвечает ли тема нашей кампании ценностям, разделяемым организацией?

ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ И ПЛАНА КАМПАНИИ
ориентированность на решение общественно значимой проблемы;
организованное давление на власть;
мобилизация общественного мнения;
серия взаимосвязанных мероприятий;
четкие временные рамки.

Юрий Джибладзе,
Центр по развитию демократии и прав человека

Размещено 10.01.2002

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО /