НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

Закон Пермской области
"Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области"

Принят Законодательным
Собранием Пермской области
17 июля 2003 г.

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Уставом Пермской области регулирует отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти Пермской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Пермской области.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Обращения граждан - индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной или устной форме.

Заявления - обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пермской области и законами Пермской области.

Предложения - обращения граждан, направленные на улучшение порядка организации и деятельности органов государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций Пермской области, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально - культурной и других сфер деятельности на территории Пермской области.

Жалобы - обращения граждан по поводу восстановления прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями или бездействием органа государственной власти Пермской области, органа местного самоуправления, их должностными лицами, должностными лицами государственных и муниципальных организаций Пермской области.

Коллективные обращения - обращения двух и более граждан, обращения организаций от имени граждан, а также резолюции митингов и собраний.

Статья 2. Право граждан на обращения

1. Граждане Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом вправе письменно или устно, индивидуально или коллективно, непосредственно или через своих представителей обращаться:

к Губернатору Пермской области;

в исполнительные органы государственной власти Пермской области и к их должностным лицам;

в Законодательное Собрание Пермской области и к его должностным лицам;

в иные органы государственной власти Пермской области и к их должностным лицам;

в органы местного самоуправления Пермской области и к их должностным лицам;

в органы территориального общественного самоуправления Пермской области и к их руководителям;

в государственные, муниципальные организации и к их руководителям.

2. Организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, и их должностные лица не вправе лишать граждан права на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами или ограничивать его.

3. Заявления и жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.

4. Правом на обращение пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или международными договорами.

5. Обращения граждан, поступившие в установленном порядке из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

Статья 3. Основные принципы работы с обращениями граждан

Основными принципами работы по рассмотрению обращений граждан, коллективных обращений (далее - обращений) являются:

защита прав и свобод человека и гражданина;

законность, демократичность, доступность;

обязательность рассмотрения обращений;

своевременность, объективность и полнота рассмотрения обращений;

равенство граждан при рассмотрении их обращений;

обязательность ответов на обращения граждан;

бесплатность.

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на все обращения, за исключением обращений:

связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

рассматриваемых в порядке конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

в иных случаях, в отношении которых законодательством установлен особый порядок рассмотрения.

Глава II. Порядок рассмотрения обращений

Статья 5. Подача обращения

1. Заявления и предложения направляются в организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, и должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится решение вопросов, содержащихся в обращении.

2. Жалобы направляются в организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, и должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия или бездействия обжалуются.

3. Письменное обращение должно содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, изложение существа заявления, предложения, жалобы, фамилию, имя, отчество обращающихся, адрес места жительства (работы или учебы), дату и личную подпись. Обращения, в которых отсутствуют фамилия, личная подпись, адрес места жительства (работы или учебы), считаются анонимными и рассмотрению не подлежат. Анонимные обращения, содержащие угрозы физической расправы, причинения имущественного ущерба или угрозы, а также сведения о готовящемся или совершенном преступлении, направляются в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

4. Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

Статья 6. Подведомственность дел по обращениям

Обращения рассматриваются органами, организациями и их должностными лицами в соответствии со своей компетенцией.

Органы, организации и их должностные лица, получившие обращения, не подведомственные им, обязаны в пятидневный срок направить эти обращения органу или должностному лицу по подведомственности, письменно известив об этом заявителя. Орган и должностное лицо, направившие указанные обращения по подведомственности, извещаются по их требованию о результатах рассмотрения обращения.

Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам, организациям и должностным лицам, действия которых обжалуются.

Статья 7. Сроки рассмотрения обращений

1. Обращения должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня их регистрации. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в срок до 15 дней со дня регистрации их поступления.

При необходимости проведения дополнительной проверки, истребования материалов, иных действий, связанных с рассмотрением обращений, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на один месяц руководителем органа, рассматривающего обращение, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.

2. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются не позднее 15 дней со дня регистрации их поступления в органы государственной власти Пермской области и не позднее 7 дней со дня регистрации их поступления в органы местного самоуправления, другие органы и организации, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона; в случае необходимости специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть продлены, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Статья 8. Прием граждан

1. Должностные лица органов и организаций, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, обязаны проводить личный прием граждан.

2. Прием должен проводиться в установленные дни и часы. Порядок личного приема граждан регулируется положениями, утвержденными руководителями органов и организаций, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона.

Информация о времени приема должна быть помещена в общедоступном для ознакомления месте.

Статья 9. Организация работы по рассмотрению обращений

1. Руководители органов и организаций, указанных в пункте 1 статьи 2, обязаны организовать работу по рассмотрению обращений, обеспечить необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения по существу обращений.

2. Обращения, изложенные в письменной и устной форме на личном приеме, а также обращения, поступившие по почте, телефаксу, телеграфу, электронной почте, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

3. Должностные лица при рассмотрении обращений обязаны в случае необходимости истребовать документы, направить работников на места для проверки сведений, содержащихся в обращении, принять обоснованное решение и обеспечить своевременное и правильное исполнение данного решения.

Рассмотрение обращения прекращается, если в ходе проверок было установлено, что автор указал ложные фамилию, имя, отчество, адрес и другие недостоверные сведения в отношении себя.

4. При рассмотрении коллективного обращения в коллегиальных органах должностные лица обязаны направить представителю обратившихся граждан или организации уведомление о времени и месте его рассмотрения.

5. Должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в получении документов, иной информации, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат информации конфиденциального характера.

6. О решениях, принятых по обращениям, дается письменный ответ.

В случае отклонения обращений обязательно указываются мотивы отклонения, разъясняется порядок обжалования.

Статья 10. Неразглашение сведений, ставших известными, в связи с рассмотрением обращений

Сведения, ставшие известными органам, организациям и их должностным лицам при рассмотрении обращений, не могут быть использованы во вред интересам заявителей.

При рассмотрении обращений запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.

По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.

Статья 11. Доказательства по обращениям

При подаче обращения гражданином в случае необходимости должны быть представлены доказательства.

Доказательствами являются любые факты, на основании которых орган или должностное лицо, рассматривающие обращение, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении, и иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения соответствующего обращения.

Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение, предлагает гражданину представить дополнительные доказательства или собирает их по собственной инициативе.

Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение, предлагает гражданину представить дополнительные доказательства или собирает их по собственной инициативе.

Комментарий Пермской гражданской палаты: полагаем, что последний пункт данной статьи должен быть изложен в редакции: "Непредставление гражданином доказательств не может служить основанием для отказа в рассмотрении обращения".

Статья 12. Обязанность представления письменных доказательств

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица по официальным запросам органов и должностных лиц, рассматривающих обращения, обязаны представить акты, другие документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений, в качестве доказательств, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну и для которых установлен особый порядок представления.

Статья 13. Права граждан при рассмотрении обращений

Граждане при рассмотрении их обращений имеют право:

изложить свои доводы лицу, рассматривающему обращение;

представлять дополнительные материалы к тексту своего обращения;

знакомиться с материалами проверки фактов при рассмотрении обращения;

ходатайствовать перед органом или должностным лицом, рассматривающим обращение, об истребовании дополнительных материалов и проведении дополнительных проверок;

непосредственно или через своих представителей участвовать в рассмотрении обращения коллегиальным органом;

требовать получение письменного ответа о результатах рассмотрения обращения в установленный срок.

Статья 14. Решение по результатам рассмотрения обращений

1. В результате рассмотрения обращений орган или должностное лицо принимает решение:

о полном или частичном удовлетворении обращения;

об отказе в удовлетворении обращения;

о принятии мер по разрешению поставленных вопросов и устранению выявленных нарушений.

2. Решение по обращению должно быть мотивированным.

3. Результаты рассмотрения обращений и содержание принятых решений со ссылкой на нормативные акты, на основании которых они приняты, сообщаются заявителям.

4. Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены содержащиеся в нем вопросы либо когда их разрешение компетентным органом невозможно, о чем сообщено заявителю.

5. Вместе с сообщением о результатах рассмотрения обращения заявителю возвращаются поступившие от него подлинные документы, за исключением подлинных экземпляров обращения.

Статья 15. Право граждан на обжалование решений по обращениям

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, или не получивший ответ в установленный срок, имеет право лично или через своих представителей обратиться с жалобой в тот орган или к тому должностному лицу, которому непосредственно подчинен орган или должностное лицо, принявшее обжалуемое решение, либо непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Рассмотрение обращений в государственных и муниципальных организациях

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в государственных и муниципальных организациях Пермской области устанавливается руководителями указанных организаций в соответствии с федеральным законодательством и нормами настоящего Закона.

Статья 17. Контроль за рассмотрением обращений

Должностные лица вышестоящих органов обязаны систематически, не реже одного раза в год, проверять у должностных лиц нижестоящих органов состояние дел по рассмотрению обращений, правильность принятых решений, соблюдение сроков рассмотрения, обоснованность отказа в полном или частичном удовлетворении обращения.

Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях

Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков и порядка их рассмотрения, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина (без его согласия), а также другие нарушения законодательства об обращениях влекут за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермской области.

Комментарий Пермской гражданской палаты: необходимо закрепление соответствующих составов правонарушений в специальных нормативных актах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность в связи с нарушением норм настоящего закона.

Статья 19. Ответственность за преследование гражданина в связи с его обращением

Преследование гражданина за содержащуюся в его обращении критику влечет за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством.

Статья 20. Ответственность граждан за содержание обращений

Граждане, чьи обращения содержат клевету, оскорбление, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной вражды и розни, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Пермской области Ю.П. Трутнев
18 августа 2003 г. №926-180

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"