НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

Распоряжение Губернатора Пермской области от 2 июля 2003 г. № 361-р "Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района"

В целях отработки механизмов защиты прав граждан, находящихся в интернатных учреждениях, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка и осуществления взаимодействия с некоммерческими организациями:

1. Провести по согласованию с органами местного самоуправления города Перми и Пермского района в 2003 году эксперимент по введению общественного контроля в интернатных учреждениях, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района.

2. Утвердить прилагаемые:

Временное положение об общественном контроле в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района;

состав межведомственной рабочей группы по реализации эксперимента.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Марголину Т.И.

Губернатор Пермской области
Ю.П. Трутнев

Временное положение об общественном контроле в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка г. Перми и Пермского района Пермской области

Настоящее Временное положение регулирует отношения, возникающие в связи с проведением эксперимента по осуществлению общественного контроля за обеспечением неотъемлемых прав человека 1 в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка в г. Перми и Пермском районе Пермской области.

1. Общие положения

1.1. Цели общественного контроля:

содействие соблюдению прав человека в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка;

оказание содействия Администрации интернатных, социально-реабилитационных учреждений и домов ребенка выполнению возложенных на них функций.

1.2. Общественный контроль осуществляется в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты (детские дома и дома-интернаты, интернаты для престарелых и инвалидов, дома ребенка,специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения).

1.3. Общественный контроль интернатных учреждений осуществляется на основе принципов законности, приоритета прав человека, гласности, немедленного уведомления интернатных учреждений о фактах нарушения прав человека.

1.4. При осуществлении общественного контроля не допускается вмешательство в деятельность интернатных учреждений и нарушение правил их внутреннего распорядка.

1.5. Общественный контроль осуществляют общественные инспекторы, избираемые в порядке, установленном в разделе 2 настоящего Временного положения.

1.6. При оказании содействия деятельности интернатных учреждений общественные инспекторы и общественные объединения согласовывают соответствующие мероприятия с Администрацией интернатных учреждений.

1.7. Финансовое и материально -техническое обеспечение мероприятий общественного контроля осуществляется за счет общественных объединений, выдвинувших общественных инспекторов.

2. Избрание общественных инспекторов

2.1. Общественным инспектором может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, имеющий опыт защиты или содействия защите прав человека и гражданина.

2.2. Общественный инспектор не может находиться на службе в инспектируемом учреждении либо в вышестоящей организации, которой подчинено инспектируемое учреждение.

2.3. Общественными инспекторами не вправе быть судьи; служащие органов власти, местного самоуправления; лица, находящиеся на действительной военной службе; сотрудники интернатных учреждений; члены общественных, некоммерческих организаций, объединяющих сотрудников интернатных учреждений.

2.4. Общественный инспектор, осуществляющий общественный контроль, не получает материального вознаграждения за эту деятельность.

2.5. Общественный инспектор не вправе использовать свой статус в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений.

2.6. Кандидатура общественного инспектора выдвигается съездом (конференцией) или общим собранием общественного объединения с учетом согласия кандидата на ведение указанной деятельности. Общественное объединение не вправе выдвигать более 10 кандидатур общественных инспекторов.

2.7. Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуры общественных инспекторов, представляет исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, в чьем ведении находятся интернатные учреждения, список и характеристики общественных инспекторов для организации совместной работы.

3. Порядок осуществления общественного контроля в интернатных учреждениях

3.1. Общественный инспектор для обеспечения своей деятельности разрабатывает и реализует план мероприятий общественного контроля, обобщает материалы об обеспечении прав человека в интернатных учреждениях на основании итоговых документов (заключений) по результатам мероприятий общественного контроля, направляет общественному объединению, выдвинувшему его кандидатуру, а также в интернатное учреждение, органы власти, в ведении которых находится указанное учреждение, информацию по результатам общественного контроля.

3.2. Общественный инспектор согласовывает план мероприятий общественного контроля на время проведения эксперимента с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся интернатные учреждения.

3.3. Общественный инспектор вправе:

в соответствии с планом мероприятий общественного контроля посещать интернатное учреждение с осмотром всех жилых и хозяйственных помещений, а в случае получения информации о грубых или существенных фактах нарушения прав граждан - осуществлять посещения интернатного учреждения немедленно без предварительного согласования с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления;

принимать обращения и жалобы от лиц, находящихся на содержании интернатного учреждения, по вопросам нарушения их прав и законных интересов;

с согласия лиц, находящихся на содержании интернатного учреждения, или с согласия их законных представителей знакомиться с документами, на основании которых лицо содержится в данном учреждении, их личными делами, историями болезни, с любыми другими документами, связанными с их пребыванием в учреждении, а также снимать копии с указанных документов;

беседовать с лицами, находящимися в интернатных учреждениях, без временных и количественных ограничений в условиях конфиденциальности, если только это не угрожает физической и психической безопасности самого лица и не нарушает внутреннего распорядка учреждения;

пользоваться правом приема в первоочередном порядке руководителем интернатного учреждения, должностными лицами соответствующих исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав лиц, находящихся в интернатных учреждениях;

осуществлять иные, не противоречащие законодательству, действия, направленные на достижение целей проведения общественного контроля.

3.4. При исполнении своих полномочий общественные инспекторы обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, обеспечивающих работу интернатных учреждений;

соблюдать правила этики в области работы с лицами, находящимися в интернатных учреждениях;

уважительно относиться к гражданам, содержащимся в интернатных учреждения и сотрудникам данных учреждений;

подчиняться законным требованиям Администрации интернатных учреждений.

3.5. Общественный инспектор не вправе:

осуществлять какое-либо прямое воздействие или вмешательство в деятельность инспектируемого учреждения;

разглашать сведения, полученные им при осуществлении общественного контроля и относящиеся к частной жизни лиц, без их согласия и согласия их законных представителей.

3.6. По результатам общественного контроля общественный инспектор составляет заключение в письменной форме. В заключении может содержаться:

указание на конкретные нарушения прав и свобод человека;

предложение интернатным учреждениям, исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления устранить выявленные в ходе общественного контроля нарушения прав и свобод человека и принять меры, направленные на предотвращение повторения выявленных фактов;

предложение руководителям должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод человека, о наложении на них предусмотренных законодательством взысканий.

3.7. При выявлении фактов нарушения прав человека и гражданина заключение направляется Администрации интернатного учреждения. В случае непринятия интернатным учреждением соответствующих мер по устранению указанных нарушений в срок, не превышающий 30 дней, заключение доводится до сведения исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в ведении которых находится интернатное учреждение.

3.8. Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления принимают меры по устранению выявленных нарушений, о чем в письменной форме информируют общественного инспектора.

3.9. В случае непринятия интернатным учреждением, исполнительным органом государственной власти, органами местного самоуправления исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, общественный инспектор или общественное объединение, выдвинувшее его кандидатуру, принимают иные, не противоречащие законодательству, действия по устранению данных нарушений.

3.10. По результатам мероприятий общественного контроля общественный инспектор и общественное объединение, выдвинувшее его кандидатуру, также вправе:

организовывать проведение независимой общественной экспертизы в случаях, требующих профессиональных знаний, с последующим направлением заключений экспертизы интернатным учреждениям, исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления;

при наличии спора, связанного с нарушением прав человека, проводить переговоры или иные согласительные процедуры;

обобщать материалы об обеспечении прав человека в интернатных учреждениях и готовить отчеты с последующим его представлением в исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации;

предпринимать меры, направленные на оказание интернатным учреждениям благотворительной помощи, в том числе материальной, культурно-просветительской, волонтерской;

содействовать социальной адаптации лиц после прекращения их пребывания в данных учреждениях;

принимать иные меры, направленные на оказание содействия интернатному учреждению в соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"