НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июня 2004 года № 330-р

Об организации семейных воспитательных групп в Пермской области

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 25 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и в целях развития форм семейного устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной защите:

1. Рекомендовать специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

1.1. создать при социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних семейные воспитательные группы;

1.2. при создании семейных воспитательных групп руководствоваться Примерным положением о семейных воспитательных группах, утверждённым настоящим распоряжением.

2. Утвердить Примерное положение о семейных воспитательных группах при специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

3. Департаменту образования области совместно с комитетом социальной защиты населения области разработать механизм взаимодействия органов опеки и попечительства со специализированными учреждениями для несовершеннолетних при осуществлении контроля за деятельностью семейных воспитательных групп.

4. Отделу по защите прав детей аппарата администрации области совместно с департаментом образования области до 20 июля 2004 г. подготовить предложения о внесении изменений в Закон Пермской области «О патронатном воспитании».

5. Рекомендовать органам местного самоуправления оказывать содействие в создании специализированными учреждениями для несовершеннолетних семейных воспитательных групп.

6. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителей губернатора области Марголину Т.И. и Сухих В.А.

И.о.губернатора области
О.А. Чиркунов

Утверждено распоряжением губернатора области
от 15 июня 2004 года № 330-р

Примерное положение
о семейных воспитательных группах при специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

1. Общие положения

1.1. Семейная воспитательная группа является структурным подразделением специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальных служб органов социальной защиты населения (далее - специализированное учреждение), обеспечивающим условия семейного воспитания с целью социальной адаптации и реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

1.2. Семейная воспитательная группа (далее - семейная группа) осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской Федерации и Пермской области, Устава специализированного учреждения, а также настоящего Примерного положения.

1.3. Основные понятия, используемые для целей настоящего Примерного положения:

  • воспитатель семейной группы - работник специализированного учреждения, который осуществляет воспитание и уход за несовершеннолетними, переданными в семейную группу;
  • воспитанник специализированного учреждения - несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, принятый в установленном порядке в специализированное учреждение.

1.4. Семейная группа создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.

1.5. Семейная группа обеспечивает условия семейного воспитания, оптимальные для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации воспитанника специализированного учреждения.

1.6. В семейную группу передаются воспитанники специализированного учреждения на период социальной реабилитации до решения вопроса об их дальнейшем устройстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.7. Срок пребывания воспитанника специализированного учреждения в семейной группе определяется индивидуально. Пребывание в семейной группе ограничивается моментом возвращения в кровную семью или передачей несовершеннолетнего на иную форму устройства в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Организация и порядок передачи несовершеннолетних на воспитание в семейную группу

2.1. Воспитателями семейной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • кровных родителей;
  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
  • лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.

2.2. Общее число детей, передаваемых на воспитание в семейную группу, не должно превышать трех человек в возрасте от 3 до 18 лет, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.

2.3. Семейная группа подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально. Открытие семейной группы возможно только после личного контакта кандидата в воспитатели семейной группы с воспитанником (посещение кандидатом в воспитатели ребенка в специализированном учреждении, при необходимости посещение ребенком семьи, где предполагается открытие семейной группы, в сопровождении специалиста специализированного учреждения).

2.4. Для открытия семейной группы кандидатом в воспитатели представляются:

  • письменное заявление;
  • медицинское заключение о состоянии своего здоровья;
  • справка об отсутствии у совместно проживающих членов семьи заболеваний, препятствующих передаче ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью;
  • сведения об отсутствии у проживающих членов семьи судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
  • письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи кандидата в воспитатели, проживающих совместно с ним.

2.5. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни кандидата в воспитатели специализированное учреждение готовит для утверждения органами опеки и попечительства проект заключения о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу.

При подготовке проекта заключения должны быть приняты во внимание личные качества кандидата в воспитатели семейных групп, результаты обучения, организованного специализированным учреждением, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ним, способность работать в сотрудничестве со специалистами специализированного учреждения, готовность обеспечить контакты ребенка (если это в его интересах) с его кровными родителями и родственниками.

2.6. Семейная группа открывается приказом директора специализированного учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем семейной группы в установленном законодательством порядке.

2.7. Передача ребенка в семейную группу производится специализированным учреждением на основе:

  • заключения органа опеки и попечительства о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу;
  • трудового договора, заключаемого специализированным учреждением с воспитателем семейной группы. К трудовому договору прилагается акт передачи ребенка, содержащий обязательства об ответственности за жизнь и здоровье несовершеннолетнего.

2.8. Ребенок, проживающий в семейной группе, числится в составе воспитанников специализированного учреждения.

3. Права и обязанности воспитателя семейной группы

3.1. Воспитатель семейной группы в соответствии с возложенными на него обязанностями несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение принятого на воспитание в семью ребенка.

3.2. Воспитатель семейной группы имеет право:

  • получать информацию о состоянии здоровья, причинах помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение, его особенностях личности и поведения и другие необходимые для работы сведения;
  • в соответствии с рекомендациями специалистов специализированного учреждения самостоятельно определять распорядок дня, режим питания, выбор образовательного учреждения и иные условия жизнедеятельности воспитанников;
  • запрашивать и получать от специализированного учреждения медико-психологические, педагогические консультации, экстренную и систематическую помощь в решении социальных проблем воспитанника;
  • участвовать в регулярных проверках и заседаниях по оценке состояния здоровья, развития и благосостояния воспитанника;
  • предпринимать меры по защите прав и интересов воспитанника;
  • обжаловать в органе опеки и попечительства действия сторон, участвующих в реабилитации воспитанника специализированного учреждения;
  • повышать свою квалификацию и проходить аттестацию в установленном порядке.

3.3. Воспитатель обязан:

  • обеспечивать реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка, разработанной специализированным учреждением;
  • содействовать общению воспитанника с родственниками, если это не противоречит его интересам, с обязательным извещением администрации специализированного учреждения;
  • учитывать рекомендации службы сопровождения семейной группы, касающиеся оздоровления воспитанника, программы его дальнейшей реабилитации, поддержания контактов с родственниками;
  • ставить специализированное учреждение в известность о состоянии здоровья воспитанника, динамике его развития;
  • незамедлительно сообщать администрации специализированного учреждения о болезни, несчастном случае или незапланированном уходе воспитанника из семейной группы, а также о временном отъезде и перемене места жительства;
  • уважать и соблюдать права и свободы, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и действующим на территории Российской Федерации законодательством.

4. Права воспитанника специализированного учреждения, переданного на воспитание в семейную группу

4.1. Передача в семейную группу ребенка, достигшего 10-летнего возраста, осуществляется только с его согласия.

4.2. Воспитанник специализированного учреждения, переданный на воспитание в семейную группу, имеет право на сохранение связей с кровными родителями и родственниками, на поддержание личных контактов с ними при условии, что это не противоречит его интересам, нормальному развитию и воспитанию.

4.3. Ребенок, проживающий в семейной группе, пользуется всеми правами воспитанника специализированного учреждения. При желании он может заниматься в различных кружках и спортивных секциях специализированного учреждения, участвовать в социально-психологических тренингах, праздниках, работать в мастерских, пользоваться библиотекой, спортивным залом, выезжать вместе с другими воспитанниками в места отдыха, участвовать в других мероприятиях для воспитанников специализированного учреждения.

4.4. Воспитанник специализированного учреждения, переданный на воспитание в семейную группу, имеет право на переход в другую семейную группу или возвращение в специализированное учреждение.

5. Права и обязанности специализированного учреждения

5.1. Специализированное учреждение имеет право:

  • проводить проверки и совещания по оценке социально-бытовых условий проживания воспитанников, их психологического состояния, состояния здоровья;
  • осуществлять контроль за исполнением воспитателем семейной группы своих обязанностей по отношению к воспитаннику и рекомендаций специалистов специализированного учреждения;
  • осуществлять контроль за расходованием воспитателем денежных средств на содержание воспитанников;
  • прекратить трудовые отношения с воспитателем семейной группы в порядке, установленном законодательством и настоящим Примерным положением.

5.2. Специализированное учреждение обязано:

  • организовать подготовку (обучение) воспитателей и кандидатов в воспитатели семейных групп с целью повышения их психолого-педагогической компетентности;
  • разработать индивидуальную программу реабилитации ребенка при передаче в семейную группу;
  • осуществлять постоянный медико-психологический и социальный патронаж над воспитанником, проживающим в семейной группе;
  • выплачивать воспитателю семейной группы в полном объеме заработную плату и пособие на содержание ребенка в соответствии с действующим законодательством.

6. Осуществление контроля за воспитанием, обеспечением жизнедеятельности несовершеннолетних

6.1. Для осуществления контроля за воспитанием, обеспечением жизнедеятельности несовершеннолетних создается группа сопровождения. Она может создаваться на базе специализированного учреждения или входить в состав Уполномоченной службы, организованной в соответствии со статьей 4 Закона Пермской области «О патронатном воспитании».

При наличии в учреждении более 5 семейных воспитательных групп рекомендуется создавать в качестве подразделения отделения социально-правовой помощи группу сопровождения.

6.2. К направлениям деятельности группы сопровождения относится:

  • работа по привлечению кандидатов в воспитатели семейной группы, проведение их подготовки и обучения;
  • осуществление диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка с целью подготовки его к устройству на воспитание в семейную группу;
  • проведение поиска родственников детей, способных принять ребенка на воспитание в семейную группу;
  • подбор для ребенка совместимой с ним семьи из числа официальных кандидатов в воспитатели или действующих воспитателей;
  • подготовка проекта заключения о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу;
  • подготовка и утверждение индивидуальной программы реабилитации ребенка, внесение в нее изменений и дополнений;
  • социальное, медицинское и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, проживающего в семейной группе;
  • организация взаимодействия между кровной семьей и семейной группой;
  • информационно-правовое обеспечение семейной группы;
  • осуществление контроля и наблюдения за семейной группой.

7. Материальное обеспечение семейной группы

7.1. Специализированное учреждение обеспечивает содержание ребенка, проживающего в семейной группе.

7.2. Содержание обеспечивается ежемесячно на основании трудового договора с воспитателем семейной группы.

7.3. Содержание включает расходы на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, медикаментов, канцелярских товаров, игр, игрушек, книг, на участие в культурно-массовых мероприятиях, дополнительное образование и другие расходы, необходимые для развития и ухода за ребенком.

7.4. Размер денежного содержания ребенка, переданного на воспитание в семейную группу, определяется согласно региональным стандартам на финансовое обеспечение полномочий, утвержденным нормативным актом субъекта Российской Федерации.

7.5. Содержание ребенка в семейной группе осуществляется специализированным учреждением путем перечисления денежных средств на личный счет воспитателя семейной группы либо в натуральной форме.

7.6. Основанием для прекращения содержания ребенка является закрытие семейной группы.

7.7. На период нахождения ребенка в санатории или лечебном учреждении выплата средств на содержание ребенка в семейной группе не производится.

8. Оплата труда воспитателя семейной группы

8.1. Воспитатель семейной группы зачисляется в штат специализированного учреждения с оплатой труда не ниже 12 размера ЕТС с учетом надбавок, установленных в учреждении, из расчета 1 ставка на 3-х детей.

8.2. Воспитатель семейной группы имеет право на получение льгот и надбавок, установленных действующим региональным законодательством для патронатных воспитателей.

8.3. Оплата отпусков воспитателей семейных групп производится на общих основаниях, предусмотренных трудовым законодательством для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

9. Закрытие семейных групп

9.1. Семейная группа может быть закрыта по приказу директора специализированного учреждения.

9.2. Основаниями для закрытия семейной группы являются:

  • заявление воспитателя семейной группы;
  • прекращение трудового договора в соответствии с действующим законодательством;
  • акт комиссии специалистов специализированного учреждения о несоответствии воспитателя семейной группы занимаемой должности;
  • достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии о невозможности дальнейшего пребывания ребенка в семейной группе;
  • прекращение правовых оснований для нахождения несовершеннолетнего в специализированном учреждении (возвращение ребенка в кровную семью, передача несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, усыновление и другое).

9.3. Составление акта о несоответствии воспитателя семейной группы занимаемой должности влечет за собой немедленное возвращение ребенка в специализированное учреждение. По данному факту издается приказ директора о закрытии семейной группы как подразделения специализированного учреждения.

9.4. В случае, если в семейной группе воспитывается более одного несовершеннолетнего, один из которых достиг 18-летнего возраста, семейная группа продолжает существование. Обеспечение содержания детей производится в соответствии с разделом 7, оплата труда воспитателя семейной группы - в соответствии с пунктом 8.1 настоящего Примерного положения.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"