НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

Модельный Закон "О меценатстве и благотворительной деятельности"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Меценатство и благотворительная деятельность

Под меценатством понимается бескорыстная, безвозмездная помощь граждан в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 2. Цели меценатства и благотворительной деятельности

1. Меценатство осуществляется в целях оказания помощи в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения для сохранения, создания и распространения духовных ценностей в обществе, содействия развитию творческих и духовных начал личности.

2. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, в том числе для улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • профилактической работы, связанной с преодолением последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф и с предотвращением несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, а также жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам:
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия повышению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры искусства, просвещения и духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронений.

3. Направление денежных, материальных средств и оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и компаний благотворительной деятельностью не являются.

Статья 3. Законодательство о меценатстве и благотворительной деятельности

Законодательство о меценатстве и благотворительной деятельности формируется соответствующими положениями Конституций государств - участников СНГ, законами и другими законодательными актами, принятыми с учетом норм, модельного закона "О меценатстве и благотворительной деятельности".

Статья 4. Право на осуществление меценатства и благотворительной деятельности

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять меценатство и благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее общеполезных целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять меценатство и благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования меценатских и благотворительных организаций.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора определенных настоящим модельным законом целей меценатства и благотворительной деятельности и способов их достижения.

Статья 5. Меценаты и участники благотворительной деятельности

Под меценатами понимаются граждане, осуществляющие меценатскую деятельность.

Под участниками благотворительной деятельности понимаются:

  • граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации;
  • граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность;
  • благотворители, добровольцы;
  • благополучатели.

Меценаты - лица, осуществляющие меценатские пожертвования в формах:

  • бескорыстной, безвозмездной передачи имущества, денежных средств и объектов интеллектуальной собственности в собственность учреждений культуры, науки, образования, просвещения;
  • бескорыстного, безвозмездного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.

Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей и помощь добровольцев.

Статья 6. Благотворительная организация

1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим модельным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом, отдельных категорий граждан или юридических лиц.

2. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а используется для достижения целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных законами государств - участников СНГ для благотворительной деятельности.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является другая благотворительная организация.

Глава 2. Порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации

Статья 8. Учредители благотворительной организации

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации

1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-участника СНГ.

2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации при предоставлении ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

3. Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

  • изменение устава благотворительной организации;
  • образование исполнительных и контрольно-ревизионных органов благотворительной организации и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение благотворительных программ;
  • утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;
  • принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств:
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на добровольной общественной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации

1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в порядке, установленном законом государства-участника СНГ.

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации в ее уставе не предусмотрен.

Глава 3. Условия и порядок осуществления деятельности меценатов и благотворительной организации

Статья 12. Деятельность меценатов и благотворительной организации

1. Меценаты вправе осуществлять свою деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим модельным законом целей.

2. Благотворительная организация вправе осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим модельным законом целей.

3. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

4. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

5. Для создания материальных условий, необходимых для достижения ее целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

6. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации

1. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территориях государств-участников СНГ с соблюдением требований законодательств этих государств.

2. Создание благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территории иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами государств-участников СНГ.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их благотворительной организацией и действуют на основании утвержденных ею положений. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и на балансе создавшей их благотворительной организации.

4. Руководители филиалов и представительств назначаются высшим органом управления благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией.

5. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их благотворительной организации. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшая их благотворительная организация.

Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций

1. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей и реализации уставных целей.

2. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций несут солидарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • поступления средств, предусмотренных в бюджетах государств-участников СНГ, местных бюджетах, а также внебюджетных фондах в качестве статей обязательных расходов;
  • взносы учредителей благотворительной организации;
  • членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве):
  • завещания, пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые в пользу граждан и благотворительных организаций в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
  • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение компаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение компаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов) в соответствии с законодательствами государств-участников СНГ, а также реализация имущества и пожертвования, поступившие от благотворителей в соответствии с их пожеланиями;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Статья 16. Имущество благотворительных организаций

1. На правах собственности или на ином вещном праве у благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы; другое имущество, если иное не предусмотрено законами; результаты интеллектуальной деятельности.

2. Благотворительная организация может совершать в отношении имущества, находящегося у нее на правах собственности или на ином вещном праве, любые сделки, не противоречащие законодательствам государств-участников СНГ, уставу этой организации, пожеланиям благотворителей.

3. Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией в течение финансового года. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

4. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

5. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

Статья 17. Благотворительная программа

1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов доходов, поступивших за финансовый год от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Глава 4. Государственные гарантии меценатству и благотворительной деятельности

Статья 18. Поддержка меценатства и благотворительной деятельности

1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательствами государств-участников СНГ прав и законных интересов граждан и юридических лиц - меценатов и участников благотворительной деятельности.

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление меценатства и благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательствами государств-участников СНГ.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость меценатства, могут предоставлять меценатам привилегии в следующих формах:

  • представления к званию "почетный гражданин страны", "почетный житель города";
  • предоставления права на именное название деяний меценатов и поощрение их почетными знаками и наградами.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах:

  • предоставления в соответствии с законами государств-участников СНГ льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот, в первую очередь льгот, предусматривающих повышение суммы не облагаемой налогом прибыли благотворителей;
  • предоставления органами государственной власти государств-участников СНГ и органами местного самоуправления налоговых и иных льгот в пределах их компетенции;
  • материально-технического обеспечения и субсидирования благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными предприятиями и организациями) по решению соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • финансирования на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;
  • размещения на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;
  • размещения на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
  • передачи в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, в порядке, предусмотренном законодательством.

5. В целях поддержки благотворительной деятельности, осуществления взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты) по поддержке благотворительности в составе представителей органов законодательной и исполнительной власти, благотворительных и общественных организаций, общественных деятелей. Эти советы (комитеты) не обладают властными полномочиями по отношению к участникам благотворительной деятельности. Их решения носят рекомендательный характер.

6. Право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством, благотворительная организация получает с момента ее государственной регистрации.

7. За особые заслуги в меценатстве и благотворительной деятельности ее участники представляются к государственным наградам и морально поощряются в других формах.

Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности

1. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательствами государств-участников СНГ.

2. Регистрирующий орган осуществляет контроль за соответствием деятельности благотворительных организаций целям, ради которых они созданы. Благотворительная организация ежегодно представляет в регистрирующий орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие ее соответствие требованиям настоящего модельного закона в отношении использования имущества и расходования средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований настоящего модельного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и мерах, принятых для их устранения.

3. Ежегодный отчет представляется в регистрирующий орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

4. Регистрирующий орган обеспечивает средствам массовой информации открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительных организаций.

5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, к своим ежегодным отчетам, в том числе для средств массовой информации.

6. Затраты на публикацию ежегодного отчета и информацию о деятельности благотворительной организации засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате их труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческой тайны.

8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с налоговыми законодательствами государств-участников СНГ.

Статья 20. Ответственность благотворительной организации

1. В случае нарушения требований, содержащихся в настоящем модельном законе, благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательствами государств-участников СНГ.

2. В случае совершения благотворительной организацией действий противоречащих ее целям, а также настоящему Закону, орган, зарегистрировавший благотворительную организацию, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

3. В случае неоднократного письменного предупреждения благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном гражданскими кодексами государств-участников СНГ.

4. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение статьи 12 настоящего Закона, взыскиваются в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации в порядке, определяемом законодательствами государств-участников СНГ, и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты.

5. Споры между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотворительные цели, об использовании этих средств рассматриваются в судебном порядке.

Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности

1. Участники благотворительной деятельности вправе осуществлять международную благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательствами государств-участников СНГ и их международными договорами.

2. Международная благотворительная деятельность осуществляется путем участия в международных благотворительных проектах, в работе международных благотворительных организаций, взаимодействия с зарубежными партнерами в соответствующей сфере благотворительной деятельности, а также в любой иной форме, принятой в международной практике и не противоречащей законодательствам государств-участников СНГ, нормам и принципам международного права.

3. Благотворительная организация вправе открывать счета в банковских учреждениях других государств в соответствии с законодательствами государств-участников СНГ.

4. Благотворительная организация имеет право на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций. Использование указанных пожертвований осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территориях государств-участников СНГ

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территориях государств-участников СНГ в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем модельном законе.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 23.

Настоящий модельный закон рассматривается в качестве основы для принятия закона "О меценатстве и благотворительной деятельности" в каждом из государств-участников СНГ и имеет рекомендательный характер.

Межпарламентская Ассамблея
государств-участников
Содружества Независимых Государств
6 декабря 1997 года
N 10-8

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"