НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

Закон Санкт-Петербурга об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
31 октября 2001 года

Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет правовые основы и формы участия граждан Российской Федерации (далее - граждане) в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона Санкт-Петербурга

1. Предметом регулирования настоящего Закона Санкт-Петербурга являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

2. Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оперативно-разыскной, с частной детективной и охранной деятельностью.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

Правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон Санкт-Петербурга и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Санкт-Петербурга.

Глава II. Формы участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

Статья 3. Право граждан на участие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге в соответствии с действующим законодательством.

2. Граждане в пределах своих полномочий участвуют в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге путем оказания содействия органам внутренних дел Санкт-Петербурга в решении возложенных на них задач.

3. Участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге может быть коллективным и индивидуальным.

Статья 4. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге осуществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия органам внутренних дел Санкт-Петербурга в решении возложенных на них задач в пределах, установленных действующим законодательством (далее - общественные объединения).

2. Общественные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях". В наименовании общественного объединения может быть использовано словосочетание "народная дружина" или производные от него словосочетания.

3. В обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге не могут участвовать политические общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

4. Общественные объединения участвуют в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге на основании договоров, заключаемых с органами внутренних дел Санкт-Петербурга.

5. Форма типового договора об участии в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге между общественным объединением и органом внутренних дел Санкт-Петербурга утверждается Администрацией Санкт-Петербурга.

Статья 5. Индивидуальные формы участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурга являются:

    1) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел Санкт-Петербурга, осуществляемое в соответствии с установленным порядком;

    2) сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе договора, заключаемого между гражданином и органом внутренних дел Санкт-Петербурга, в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.

2. Форма типового договора об участии в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге между гражданином и органом внутренних дел Санкт-Петербурга утверждается Администрацией Санкт-Петербурга.

Глава III. Участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

Статья 6. Условия участия граждан и общественных объединений в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Участвовать в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге имеют право граждане, достигшие возраста 18 лет, соответствующие требованиям профессиональной, физической и психологической подготовки, устанавливаемым Администрацией Санкт-Петербурга.

2. Не рекомендуется привлекать к участию в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге граждан (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 25 ноября 2002 года N 561-57, - см. предыдущую редакцию):

    1) имеющих неснятую или непогашенную судимость;

    2) страдающих психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

    3) признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

    4) подвергавшихся административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;

    5) не прошедших в установленном порядке аттестацию.

3. Договор об участии в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге между гражданином или общественным объединением и органом внутренних дел Санкт-Петербурга (далее - договор) заключается, изменяется и прекращается в соответствии с действующим законодательством.

4. Договор может быть расторгнут гражданином или общественным объединением в одностороннем порядке, при условии уведомления органа внутренних дел Санкт-Петербурга не менее чем за 30 дней до дня расторжения.

5. Договор может быть расторгнут органом внутренних дел Санкт-Петербурга в одностороннем порядке только в случае:

    1) наступления в отношении гражданина обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

    2) систематического неисполнения или нарушения соответственно гражданином или общественным объединением условий договора.

Статья 7. Полномочия граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляют следующие полномочия:

    1) пропаганда правовых знаний;

    2) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в предотвращении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

    3) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в обеспечении правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

    4) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга в профилактической работе с лицами, склонными к совершению преступлений;

    5) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, не имеют права:

    1) представляться сотрудниками органов внутренних дел Санкт-Петербурга;

    2) самостоятельно, без сотрудников органов внутренних дел Санкт-Петербурга, осуществлять полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи;

    3) осуществлять деятельность, отнесенную действующим законодательством к компетенции органов внутренних дел Санкт-Петербурга;

    4) сообщать третьим лицам сведения, ставшие известными в связи с участием в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

3. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, в ходе выполнения своих полномочий обязаны:

    1) препятствовать совершению действий и пресекать действия, направленные на незаконное ограничение прав и свобод граждан, унижение чести и достоинства человека и гражданина;

    2) сообщать в правоохранительные органы о ставших известными событиях и фактах, угрожающих безопасности граждан, юридических лиц, государства;

    3) принимать меры по спасению людей, имущества, а также по охране места происшествия;

    4) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, создающем угрозу их жизни и здоровью;

    5) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца;

    6) проходить в порядке, устанавливаемом Администрацией Санкт-Петербурга, правовую и специальную подготовку, а также периодическую аттестацию.

4. Граждане могут участвовать в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге только под руководством и при непосредственном участии сотрудника правоохранительных органов.

5. Сотруднику правоохранительных органов запрещается давать гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, указания, нарушающие права и свободы граждан, действующее законодательство и выходящие за пределы полномочий граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

Статья 8. Координация деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

Координацию деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляет Городской штаб по координации деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге (далее - Городской штаб). Положение о Городском штабе, структура и состав Городского штаба утверждаются Администрацией Санкт-Петербурга.

Статья 9. Удостоверения и отличительные эмблемы граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Единые образцы удостоверений и отличительных эмблем граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, утверждаются Администрацией Санкт-Петербурга. Указанные образцы не должны быть аналогичными образцам удостоверений и знаков отличия сотрудников правоохранительных органов, а также совпадать с символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Оформление и выдачу удостоверений и отличительных эмблем граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляет Городской штаб.

3. В случае расторжения договора удостоверения и отличительные эмблемы граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, подлежат возврату в Городской штаб.

Статья 10. Поощрение граждан, участвующих в обеспечении правопорядка В Санкт-Петербурге

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге могут поощрять граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, в соответствии с действующим законодательством.

2. За особые заслуги в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, могут представляться органами государственной власти Санкт-Петербурга к государственным наградам Российской Федерации.

Статья 11. Государственная поддержка граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют государственную поддержку граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, в следующих формах:

    1) выделение субсидий и субвенций;

    2) информационно-методическое и организационное обеспечение деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге;

    3) правовое консультирование;

    4) финансирование программ, направленных на поддержку граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

2. Порядок и условия осуществления государственной поддержки граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, определяются Администрацией Санкт-Петербурга.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 12. Вступление в силу настоящего закона Санкт-Петербурга

1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты губернатора Санкт-Петербурга, Администрации Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга приводятся в соответствие с настоящим Законом Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А. Яковлев

Санкт-Петербург
8 ноября 2001 года
N 760-95

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"