НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

Проект

Закон города Санкт-Петербург "О порядке взаимодействия органов власти Санкт-Петербурга и негосударственных некоммерческих организаций"

ГЛАВА 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий закон определяет основные принципы, порядок и формы совместной деятельности органов власти города и органов местного самоуправления Санкт-Петербурга c некоммерческими организациями в решении социальных проблем в области здравоохранения, искусства, науки, образования, культуры и других социально значимых областях.

2. Предметом регулирования настоящего закона является деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, ведущаяся в Санкт-Петербурге некоммерческими организациями, а также формы их поддержки органами власти города и органами местного самоуправления, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

3. Действие настоящего закона не распространяется на отношения, участниками являются политические партии, политические движения, религиозные организации и профсоюзы, а также на отношения, связан-ные с прямым бюджетным финансированием учреждений здравоохранения, науки, образования, куль-туры, искусства и социального обеспечения, пенсионным обеспечением, государственным социальным и медицинским страхованием.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие понятия:

"государственные социальные нужды" - потребности Санкт-Петербурга в товарах, работах и услугах, необходимых для решения проблем в областях, указанных в части 1 статьи 1 настоящего закона и обозначенных в целевых социальных программах;

"целевая социальная программа" - комплекс мероприятий, обеспечивающий реализацию государственных социальных нужд за счет полного или частичного финансирования из городского бюджета с указанием привлекаемых средств, ресурсов, исполнителей и сроков;

"государственный социальный заказ" - форма реализации целевой социальной программы путем заключения договора государственным заказчиком с ее исполнителем;

"государственный заказчик" - применительно к настоящему закону орган государственного управления Санкт-Петербурга или местного самоуправления, уполномоченный размещать государственный социальный заказ и контролировать его исполнение;

"исполнитель государственного социального заказа" - некоммерческая организация, выполняющая целевую социальную программу (часть программы) на основе договора с государственным заказчиком;

"добровольцы (волонтеры)" - физические лица, добровольно без выплаты какого-либо вознаграждения, не преследуя цели получения иных выгод и благ, участвующие в деятельности некоммерческих организаций по выполнению социально значимых программ;

"субсидия" - средства бюджета Санкт-Петербурга или муниципального образования, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе негосударственной некоммерческой организации на осуществление ее основной деятельности, а также полного или частичного покрытия расходов по реализации поддерживаемых городом или муниципальным образованием социальных программ;

"грант" - средства негосударственных некоммерческих организаций, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основе физическим лицам, а также другим негосударственным некоммерческим организациям, участвующим в разработке и/или реализации социально значимых программ, отвечающих требованиям, установленным настоящим законом.

Статья 3. Законодательство о взаимодействии органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций

Правовую основу для обеспечения поддержки органами власти негосударственных некоммерческих организаций и участия последних в решении социальных проблем Санкт-Петербурга составляют законы Российской Федерации о некоммерческих, общественных и благотворительных организациях, настоящий закон и изданные в соответствии с ними нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Статья 4. Формы взаимодействия

1. Негосударственные некоммерческие организации участвуют в решении социальных проблем Санкт-Петербурга путем:
а) реализации государственных социальных заказов;
б) разработки и реализации собственных социально значимых программ:
в) организации деятельности добровольцев (волонтеров).

2. Органы власти и местного самоуправления оказывают поддержку негосударственным некоммерческим организациям в форме предоставления им:
а) информации;
б) кадровой поддержки;
в) налоговых льгот;
г) льгот неналогового характера;
д) субсидий.

Статья 5. Принципы взаимодействия

Взаимодействие органов власти и местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями строится на основе принципов:

  • гласности выбора приоритетных целевых социальных программ, обеспеченных бюджетным финансированием, а также отбора их исполнителей;
  • равенства доступа к конкурсу на получение государственной поддержки всех удовлетворяющих условиям отбора некоммерческих организаций;
  • самостоятельности исполнителей поддерживаемых городом или муниципальным образованием социальных программ в определении порядка его исполнения;
  • контроля со стороны органов государственной власти за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, переданных негосударственным некоммерческим организациям по любым основаниям и для любых целей;
  • отчетности получателей иных видов государственной поддержки об ее использовании;
  • общественного контроля за выполнением положений настоящего закона.

    ГЛАВА 2. Государственный социальный заказ

    Статья 6. Разработка целевых социальных программ

    13. Государственные социальные заказы формируются на основе целевых социальных программ.

    14. Проекты целевых социальных программ разрабатываются профильными комитетами Правительства Санкт-Петербурга на основе утвержденного Правительством Санкт-Петербурга перечня приоритетных социальным нужд. Некоммерческие организации могут представлять в указанные комитеты разработанные ими в инициативном порядке проекты целевых социальных программ.

    15. Проект целевой социальной программы должен содержать:

  • описание проблемы и связанной с ней ситуации, сложившейся на момент ее освещения;
  • задача программы и перечень государственных социальных нужд, связанных с решением предлагаемой к рассмотрению проблемы;
  • механизм выполнения программы, включая перечень конкретных мероприятий, необходимых для разрешения проблемы;
  • потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, источники их обеспечения;
  • этапы и сроки выполнения программы;
  • ожидаемый социальный эффект программы.

    16. Отбор проектов приоритетных программ осуществляется Правительством Санкт-Петербурга.

    Статья 7. Утверждение целевых социальных программ

    1. Проекты целевых социальных программ, предусматривающих полное или частичное финансирование из городского бюджета, представляются Правительством Санкт-Петербурга вместе с проектом городского бюджета на утверждение Законодательному собранию Санкт-Петербурга. В проекте бюджета указывается отдельной строкой сумма, выделяемая на финансирование всех целевых социальных программ города. Утверждаются городские социальные программы одновременно с городским бюджетом и в том же порядке.

    2. Городские целевые социальные программы, для выполнения которых не предусматривается привлечение денежных средств городского бюджета, утверждаются распоряжением губернатора Санкт-Петербурга.

    3. Муниципальные целевые социальные программы утверждаются советами муниципальных образований одновременно с утверждением их бюджетов.

    4. Целевая социальная программа, утвержденная в порядке, указанном в настоящей статье, является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми органами власти Санкт-Петербурга или муниципального образования.

    Статья 8. Размещение государственного социального заказа.

    1. Целевая социальная программа реализуется через государственный социальный заказ, размещаемый на конкурсной основе.

    2. Конкурсы на размещение государственных социальных заказов организует государственный заказчик - профильный комитет Правительства Санкт-Петербурга.

    3. Порядок и условия проведения конкурсов определяется "Положением о конкурсе на размещение государственного социального заказа", утверждаемого губернатором Санкт-Петербурга.

    Статья 9. Участники конкурса на размещение государственного социального заказа

    1. Участниками конкурса могут быть некоммерческие организации, отвечающие требованиям, предъявляемым к исполнителям конкретной социальной программы.

    2. Участник, победивший в конкурсе, приобретает право заключить с государственным заказчиком договор о выполнении государственного социального заказа.

    Статья 10. Заключение договора

    1. Договор о выполнении государственного социального заказа должен соответствовать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего закона.

    2. Некоммерческая организация, подписавшая договор с государственным заказчиком, приобретает статус исполнителя государственного социального заказа и право получения поддержки со стороны органов власти в формах, предусмотренных настоящим законом.

    Статья 11. Исполнение государственного социального заказа

    1. Денежные средства, а также иное имущество, передаваемое исполнителю государственного социального заказа для его выполнения, являются собственностью города или муниципального образования. На них не может быть обращено взыскание по обязательствам исполнителя.

    2. Исполнитель государственного социального заказа обязан использовать полученные им по договору средства исключительно на цели, предусмотренные договором.

    3. Исполнитель государственного социального заказа вправе привлекать к выполнению работ по договору третьих лиц, за действия которых он несет полную ответственность перед государственным заказчиком.

    Статья 12. Контроль за исполнением договора

    1. Государственный заказчик вправе в любое время проверить ход исполнения договора, назначая для этого контрольные комиссии с привлечением представителей финансовых органов и незаинтересованных негосударственных некоммерческих организаций. При этом исполнитель обязан предоставить контрольной комиссии государственного заказчика все требуемые ею документы и иную информацию, касающиеся выполнения договора.

    2. Исполнитель государственного социального заказа обязан в сроки, предусмотренные договором предоставлять государственному заказчику отчеты о проделанной по договору работе, затраченных средствах, а также сообщать иные, установленные договором сведения.

    Статья 13. Ответственность за ненадлежащее исполнение государственного социального заказа

    1. В случае установления фактов нецелевого расходования исполнителем предоставленных ему по договору средств, а также их явно нерационального использования, государственный заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор о выполнении государственного социального заказа, письменно уведомив об этом исполнителя. При этом средства, использованные на не предусмотренные договором цели, признаются ущербом, причиненным городу Санкт-Петербург (муниципальному образованию), подлежащим взысканию в соответствии с гражданским законодательством РФ.

    Государственный заказчик вправе в безакцептном порядке изъять у исполнителя, допустившего нецелевое или нерациональное использование предоставленных ему для выполнения государственного социального заказа средств, их остатки. Деньги по договору перечисляются Исполнителю только после предоставления им государственному заказчику подтверждения, что он заключил со своим банком соглашение, дающее право на подобное безакцептное списание. Это условие должно содержаться в договоре, также как и условие о хранении полученных по договору денег и производстве всех расчетов, связанных с выполнением договора социального заказа, только на счете исполнителя, указанного в договоре.

    2. В случае невыполнения государственным заказчиком обязательств по своевременному финансированию государственного социального заказа, он обязан возместить исполнителю возникшие в связи с этим убытки.

    ГЛАВА 3. Поддержка проектов и программ негосударственных некоммерческих организаций

    Статья 14. Основные условия и порядок поддержки

    1. Поддержка проектов и программ негосударственных некоммерческих организаций органами власти Санкт-Петербурга или местного самоуправления осуществляется при условии их соответствия задаче удовлетворения государственных социальных нужд.

    2. Государственные социальные нужды, подлежащие удовлетворению в приоритетном порядке, определяются Правительством Санкт-Петербурга. Перечень указанных приоритетов публикуется в средствах массовой информации одновременно с указанием профильного комитета Правительства города, организующего конкурс разработанных негосударственными некоммерческими организациями программ, направленных на достижение целей, аналогичных государственным социальным нуждам.

    3. Правительство Санкт-Петербурга одновременно с проектом бюджета на очередной год направляет в Законодательное собрание города программу финансовой поддержки некоммерческого сектора с указанием конкретных сумм, подлежащих распределению через каждый профильный комитет Правительства города.

    4. Конкурс программ некоммерческих организаций, претендующих на государственную поддержку, проводится в соответствии с "Положением о конкурсе программ негосударственных некоммерческих организаций, нуждающихся в государственной поддержке", утверждаемым губернатором Санкт-Петербурга. В конкурсные комиссии обязательно должны быть включены представители негосударственных некоммерческих организаций, не заинтересованных в итогах конкурса.

    5. Программы, представленные на конкурс, должны содержать сведения, указанные в части 3 статьи 6 настоящего закона.

    6. Программы, победившие на конкурсе, утверждаются на основании решения конкурсной комиссии приказом руководителя соответствующего профильного комитета Правительства города, в котором указывается конкретная форма оказания поддержки в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего закона и порядок ее предоставления.

    Статья 15. Предоставление информации

    1. Профильные комитеты Правительства Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления обязаны предоставлять некоммерческим организациям по их запросам информацию о планируемых или реализуемых мероприятиях в области социальной политики, о средствах, выделенных в бюджете на образование, культуру и искусство, здравоохранение, а также на финансирование государственного (муниципального) социального заказа и поддержку программ некоммерческого сектора.

    2. Правительство города и органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ всем заинтересованным негосударственным некоммерческим организациям к информации о результатах исследований государственных (муниципальных) социальных нужд, об условиях, порядке размещения государственного (муниципального) социального заказа и получения государственной поддержки, о заключенных договорах социального заказа и результатах их исполнения, о благотворительных программах негосударственных некоммерческих организаций, получивших государственную (муниципальную) поддержку.

    Статья 16. Кадровая поддержка

    Поддержка кадрового развития негосударственных некоммерческих организаций осуществляется в форме:

    • создания при городских центрах профессионального обучения отделений по подготовке работников некоммерческого сектора;
    • содействия им в программах повышения квалификации их работников (безвозмездное предоставление помещений для проведения лекций, семинаров, симпозиумов, частичное или полное их финансирование и т.п.).

    Статья 17. Налоговые льготы

    1. Законами Санкт-Петербурга, принимаемыми в установленном порядке, могут быть предоставлены негосударственным некоммерческим организациям льготы по региональным налогам, а также федеральным налогам в части, подлежащей перечислению в городской бюджет.

    2. Налоговые льготы могут предоставляться всем негосударственным некоммерческим организациям или их группам (выполняющим государственный социальный заказ или ведущим определенный социально значимый вид деятельности). Предоставление адресных налоговых льгот не допускается.

    Статья 18. Льготы неналогового характера

    1. Негосударственные некоммерческие организации освобождаются от арендной платы за помещения, используемые ими для осуществления своей основной деятельности, находящиеся в городской (муниципальной) собственности, в пределах норм, устанавливаемых законом Санкт-Петербурга. Законом Санкт-Петербурга для них устанавливается льготный тариф арендной платы за помещения, занимаемые сверх этих норм.

    2. Негосударственным некоммерческим организациям устанавливается льготный тариф на оплату коммунальных услуг в соответствии с указанными в законе нормами (часть 1 настоящей статьи).

    3. Негосударственным некоммерческим организациям для выполнения государственного социального заказа и в качестве поддержки их собственных программ основной деятельности на договорной основе могут передаваться в безвозмездное пользование спортивные, культурные и иные объекты социальной инфраструктуры города (муниципального образования), а также другое имущество.

    Статья 19. Субсидии

    1. Субсидии на осуществление основной деятельности негосударственных некоммерческих организаций выделяются из бюджета соответственно города или муниципального образования на основе договора, в котором указываются цели, на которые организация-получатель субсидии вправе расходовать предоставляемые средства. В договоре также указываются обязательства распорядителя бюджетных средств в отношении сроков и размеров финансирования и ответственность получателя за нецелевое использование полученных денег.

    Договор с организацией-получателем заключает руководитель профильного комитета Правительства города или глава муниципального образования соответственно от имени города или муниципального образования.

    2. Субсидии предоставляются на основании заявок негосударственных некоммерческих организаций из средств, предусмотренных бюджетом на текущий год на целевую программу поддержки некоммерческого сектора.

    3. Субсидии предоставляются на следующих условиях:

    • соответствия уставных целей и задач организации, претендующей на получение субсидии, целям, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего закона;
    • осуществления этой организацией своей деятельности не менее, чем в течение трех лет;
    • предоставления отчетов о результатах своей деятельности за предшествующие подаче заявки три года;
    • наличия у организации возможности привлечь для своей деятельности достаточное количество штатных и нештатных работников, а также добровольцев (в случае предоставления субсидии на выполнение определенной социальной программы);
    • наличия у организации программ (проектов иных мероприятий), направленных на достижение приоритетных социальных нужд города (муниципального образования);
    • отсутствия в течение предшествующих трех лет претензий к данной организации в связи с нецелевым использованием ею ранее предоставленной государственной (муниципальной) поддержки в любых формах, а также несвоевременностью предоставления отчетов по ней.

    4. Распорядитель бюджетных средств назначает комиссию для контроля за использованием субсидий. В указанную комиссию должны входить представители финансовых органов города (муниципального образования), а также представители незаинтересованных негосударственных некоммерческих организаций.

    5. При обнаружении случаев использования субсидий на непредусмотренные договором цели распорядитель бюджетных средств вправе расторгнуть договор о предоставлении субсидии, как заключенного под условием, и взыскать с организации-получателя сумму субсидии полностью или частично, а также предусмотренные законодательством проценты за пользование деньгами.

    ГЛАВА 4. Организационные формы взаимодействия

    Статья 20. Советы по взаимодействию

    1. В целях обеспечения взаимодействия органов власти и местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями в соответствии с требованиями настоящего закона, а также защиты прав всего некоммерческого сектора, из представителей негосударственных некоммерческих организаций и представителей Правительства города (муниципального образования) создаются советы.

    2. Советы формируются губернатором города или руководителями муниципальных образований. При этом представители органов власти или местного самоуправления не должны превышать 1/3 их состава.

    3. В задачи советов входит оказание консультативной помощи органам власти и местного самоуправления в организации деятельности, предусмотренной настоящим законом, а также экспертиза представляемых на конкурсы программ негосударственных некоммерческих организаций-соискателей государственной (муниципальной) поддержки во всех формах, анализ результатов деятельности отдельных организаций и всего некоммерческого сектора в целом.

    4. Советы действуют на основании положений о них, утверждаемых распоряжениями соответственно губернатора города или главы местного самоуправления.

    Статья 21. Совместные программы

    1. Формой взаимодействия органов власти (местного самоуправления) с негосударственными некоммерческими организациями является разработка и реализация совместных программ, направленных на достижение предусмотренных настоящим законом целей.

    2. Совместные программы разрабатываются и реализуются по инициативе как органов власти (местного самоуправления), так и некоммерческих организаций на основе договора о совместной деятельности, предусматривающий обязательства и ответственность сторон.

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"