НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

"Гражданский законодательный портфель" для регионов

Проект

Положение о профессионально-общественной экспертизе в городе Красноярске

Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Красноярского края "О местном самоуправлении в Красноярском крае" и Уставом города Красноярска устанавливает порядок организации и проведения профессионально-общественной экспертизы в городе Красноярске.

1. Общие положения

1.1. Профессионально-общественная экспертиза (далее - экспертиза) – форма непосредственного участия граждан в осуществлении городского самоуправления путем проведения открытого исследования какого-либо вопроса, касающегося общественно значимых проблем города и его обсуждение и оценка.

1.2. Целями проведения экспертизы являются:

  • предоставление возможности жителям города участвовать в подготовке решений по проблемам жизнеобеспечения и развития города Красноярска;

  • создание возможностей оценки ситуации с различных точек зрения.

1.3. Элементы экспертизы:

  • документы, представленные для экспертирования;

  • суждения, мнения и оценки, высказываемые в ходе обсуждения.

1.4. Предметом экспертизы могут быть:

  • проекты правовых актов Красноярского городского Совета и администрации города Красноярска;

  • проекты и программы, направленные на обеспечение жизнедеятельности и развития города Красноярска;

  • иные документы и материалы, рассматриваемые органами городского самоуправления.

2. Основные принципы

2.1. Экспертиза стремится к проявлению картины исследуемой ситуации, возможного развития событий и постановке проблем, а не к поиску виновных.

2.2. Экспертиза признает значимыми любые субъективные мнения, оценки и суждения. Добропорядочность и искренность выступающего не подвергается сомнению.

2.3. Экспертиза не стремится к выбору одного из оценочных суждений в качестве истинного или к устранению какой-либо оценки.

2.4. Участие в экспертизе и доступ ко всем материалам экспертизы открыты и свободны.

3. Участники экспертизы

3.1. Участниками экспертизы могут быть:

  • представители администрации города Красноярска;

  • депутаты Красноярского городского Совета;

  • представители партий, движений, профессиональных и творческих союзов, органов территориального общественного самоуправления, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, действующих на территории города Красноярска;

  • представители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Красноярска;

  • заинтересованные граждане.

3.2. Участники экспертизы могут выполнять следующие функции:

- организатора:

  • осуществляет подготовку экспертного заседания;

  • организует коммуникацию участников экспертизы и ведет заседания;

  • осуществляет контроль за соблюдением процедуры экспертизы;

  • осуществляет иные организационные функции.

- эксперта:

  • производит анализ фактов экспертизы;

  • высказывает мнения и суждения.

4. Права участников экспертизы

Все участники экспертизы имеют право:

  • задавать вопросы и отвечать на них;

  • отказаться отвечать на вопросы и давать комментарии;

  • выражать особое мнение;

  • принять на себя исполнение функций эксперта и отказаться от них.

5. Подготовка экспертизы

5.1. Экспертиза проводится по инициативе Главы города, депутатов городского Совета, руководителей органов, территориальных подразделений администрации города, а также группы жителей города, численностью не менее двадцати человек.

5.2. Экспертиза по одному и тому же вопросу может быть назначена не ранее чем через полгода после предыдущей экспертизы.

5.3. Инициаторы экспертизы представляют в администрацию города предложение по проведению экспертизы, которое должно содержать:

  • указание на документы и материалы, предлагаемые для экспертирования;

  • предполагаемый состав участников экспертизы;

  • данные об инициаторе экспертизы (наименование, адрес и телефон организации, фамилия, имя, отчество руководителя; для групп жителей – список инициативной группы не менее 5 человек, с указанием адреса их места жительства, контактного телефона);

  • материалы для публикации в средствах массовой информации.

5.4. Для подготовки экспертизы распоряжением заместителя Главы города, в ведении которого находится экспертируемый вопрос, создается комиссия по подготовке и проведению экспертизы (далее – комиссия).

Комиссия рассматривает предоставленные материалы в 10-дневный срок со дня их поступления в администрацию города.

Решение о проведении экспертизы принимается 2/3 голосов от общего числа членов комиссии. Если при голосовании за предложение о проведении экспертизы проголосовало менее 2/3 членов комиссии, инициатива о проведении экспертизы считается отклоненной.

Инициаторы экспертизы извещаются о принятом решении в 3-дневный срок со дня его принятия комиссией.

5.5. Организация экспертизы осуществляется администрацией города Красноярска. При этом администрация города:

  • не позднее, чем за 20 дней до проведения экспертизы, публикует в газете "Городские новости" информацию о проведении экспертизы (время, дата, место проведения, вопросы, поставленные на экспертизу, предполагаемый состав участников);

  • организует публикацию в средствах массовой информации материалов, предоставленных инициаторами экспертизы;

  • организует прием заявок для участия в экспертизе;

  • проводит в случае необходимости консультации с инициаторами экспертизы и иными заинтересованными лицами.

6. Проведение экспертизы

6.1. В процессе проведения экспертизы могут осуществляться: опрос, в ходе которого выявляются мнения по предмету экспертизы и отбор участников экспертизы; моделирование ситуаций; организационно-деятельностные игры; перекрестное взаимное экспертирование.

Процедура экспертизы завершается проведением экспертного заседания, на котором принимаются итоговые документы.

6.2. Председательствующим на экспертном заседании является председатель комиссии по подготовке экспертизы, а в случае его отсутствия – по поручению комиссии один из ее членов.

6.3. Экспертное заседание открывается председательствующим, который кратко информирует о сущности обсуждаемого вопроса, порядке экспертизы и составе участников. Последующее ведение заседания может быть продолжено специалистом-организатором продуктивной коммуникации или группой таких организаторов.

6.4. Продолжительность экспертного заседания по времени не регламентируется и устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от значимости обсуждаемого на них вопроса.

6.5. В ходе экспертного заседания производится:

  • публичное обсуждение, на котором материалы, отобранные группой подготовки, публично обсуждаются;

  • аналитические действия, в ходе которых участники экспертизы дают интерпретации фактам, обосновывают возможные последствия, выявляют противодействия;

  • подготовка "карты ситуаций", где выделяются и фиксируются проблемные точки, появившиеся при столкновении разных суждений и мнений;

  • оформление итоговых документов.

7. Итоговые документы

7.1. По итогам экспертного заседания принимается экспертное заключение, содержащее выводы по предмету экспертизы. Также могут быть приняты:

  • рекомендации органам городского самоуправления, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям города Красноярска;

  • резолюции по отдельным наиболее важным выводам экспертизы.

7.2 Документы, указанные в пункте 7.1, принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов, присутствующих на заседании.

7.3. Итоговые документы экспертизы носят рекомендательный характер и учитываются органами городского самоуправления при принятии соответствующих решений.

7.4. Экспертное заседание протоколируется. Протокол изготовляется в десятидневный срок и подписывается председательствующим на заседании. Любому жителю города предоставляется возможность ознакомиться с протоколом.

7.5. Итоговые документы, публикуется в газете "Городские новости".

Краткая информация о практике проведения экспертиз

Методологически организованные экспертизы проводились командой Попова С.В., описавшего данную форму в 1990 г. в работе "Комплексная общественная экспертиза проектов и программ социально-экономического развития города Омска".

Другие работы:

  1. "Комплексная общественная экспертиза программ конверсии (приватизации) госсобственности в Латвийской Республике" (1991г. - Танцоров С.Т. – Рига, Матюхин А.А. – Алма-Ата, Марача В.Г. – Москва).

  2. Попов С.В. "Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений", ж. "Кентавр", № 23, 2000 г.

  3. Попов С.В. "Метод экспертизы", ж. "Кентавр", № 23, 2000 г.

  4. Марача В.Г., Матюхин А.А. "Институционально-правовой аспект методологически организованных общественных экспертиз", ж. "Кентавр", № 23, 2000 г.

 

Данное положение разработано в рамках проекта "Открытость власти: разработка, внедрение форм и механизмов общественного диалога", поддержка которого осуществляется за счет средств Фонда "Евразия", предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID).

Материал с сайта СПб центр "Стратегия"

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / "Законодательный портфель"