НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / PR - продвижение интересов НКО

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Методика направленного информационного воздействия неправительственных организаций как способ изменения отношения населения к социально исключенным людям

Содержание проекта

По содержанию деятельности, он состоял из взаимосвязанных блоков:

  1. активное использование технологий рекламной кампании для привлечения общественного внимания к проблемам бездомных. Интерес поддерживался посредством сбора и публикаций житейских историй бездомных и мнений населения о них в средствах массовой информации;
  2. эффективность воздействия на изменение отношения населения города к бездомным проверялась социологическими замерами. С их помощью выявлялись также приемы и способы, обеспечивающие наиболее позитивные сдвиги в общественном сознании
  3. материалы акции, и ее технология оформляются в виде методической разработки для организаций третьего сектора, работающих в социальной сфере.

В качестве содержательной основы для осуществления направленного информационного воздействия мы использовали жизнеописания "карьер бездомности", выполненные, в основном, самими лицами утратившими, по разным причинам, жилье и, вынужденных, в связи с этим, сменить привычный (общественно одобряемый) образ жизни.

Этот материал был призван выполнять ключевую роль в данном проекте. Во-первых, он представляет интерес сам по себе, в качестве основы для расширения арсенала, применяемых различными социальными институтами, работающими с данным контингентом, мер и приемов социально-политического и психолого-реабилитационного характера. В этом смысле особое внимание было обращено на отбор и использование (в качестве примера для других бездомных) способов мобилизации внутренних личностных ресурсов, позволяющих человеку самостоятельно находить путь назад, преодолевать состояние исключенности из социума.

Во-вторых, привлечение бездомных к работе над своими жизнеописаниями представляет собой некоторое внешнее приглашение и побуждение к осмыслению своей жизни и судьбы и поиску путей выхода из привычной бездомной рутины. Таким образом, подобный труд может выполнить для некоторых бездомных известные психотерапевтические, мобилизационные функции.

В то же время, в данном конкретном проекте, предполагалось использовать биографии и жизнеописания, не столько в качестве материала для анализа и размышлений социальных политиков, ученых - социологов и психологов, социальных работников а, главным образом, в их непривычном качестве - инструмента воздействия на изменение отношения населения к проблемам данной социальной группы.

Эта задача решалась посредством организации довольно продолжительной (около полугода) акции, в процессе которой производилась регулярная публикация и обсуждение жизнеописаний бездомных, главным образом, через газету "На дне". В качестве мотивирующего стимула участия бездомных в работе по предоставлению своих житейских историй использовались технологии организации конкурса с присуждением призов и премий за наиболее значимые истории. Для этого из средств проекта был сформирован начальный призовой фонд, который пополнился за счет фандрайзинговых мероприятий.

Вторая часть акции состояла в привлечении населения к активному ознакомлению с опубликованными жизнеописаниями и их обсуждению. Заинтересованное участие населения обеспечивалось разными средствами. Одно из них - это приглашение всех читателей участвовать в конкурсе в качестве жюри. Присылая свои отклики, соображения, впечатления и комментарии они должны были выступить участниками голосования по определению победителей.

Другим важным средством включения горожан в обсуждение историй бездомности выступила широкая рекламная кампания акции, посредством ее презентации в различных заинтересованных ведомствах и средствах массовой информации, а также при помощи рекламных обращений к населению, размещаемых в наиболее многолюдных местах (метро, наземный транспорт, пригородные электрички и пр.). Презентации акции с информацией о том, как она протекает, повторялись несколько раз в процессе ее осуществления с целью поддержания общественного интереса к ее результатам.

По окончанию проекта был выпущен сборник жизнеописаний, присланных на конкурс (10 тыс. экз.). Распространяться он будет среди организаций Ш сектора, СМИ, политиков и государственных служб, университетов Выпуск сборника не планировался, но мы полагаем, что эта инициатива имеет долговременную позитивную перспективу и окажет существенное влияние на общественный климат.

Кроме откликов населения к обсуждению историй привлекались известные, значимые для населения социальные актеры (политики, ученые, журналисты, артисты и др.), мнение которых способно повлиять на отношение горожан к проблеме. Широко использовались массовые общественные мероприятия - фестивали, праздники, юбилеи.

Наши контакты и общественные связи позволяли также надеяться на организацию одной - двух телевизионных передач, посвященных историям бездомности в рамках популярных и широко известных телевизионных программ. Однако в качестве обязательного элемента проекта они не планировались. Здесь было много факторов, находящихся за пределами нашего контроля и воздействия. Однако были сняты и показаны на телевидении два фильма "Герой Дна без галстука", с участием людей, приславшим свои жизнеописания, организованы съемки сюжетов в популярных передачах. Были организованы радиосюжеты и информация на радио.

Большое значение для проекта имело привлечение к участию в акции других организаций Ш сектора С-Пб (благотворительных, феминистских, исследовательских). Некоторые из них -"Женский социальный проект", "Петербургский центр гендерных проблем", "Центр интеграции женских исследований С-ПбГУ оказали неоценимую помощь в практическом осуществлении проекта. Информация о проекте постоянно распространялась на мероприятиях, проводимых НГО и их сетями, научно-практических конференциях и образовательных семинарах.

Эффективность информационного воздействия всей акции и особенно публикуемых историй на изменение отношения населения и некоторых социальных институтов к бездомным определялись посредством сравнения результатов двух социологических замеров, осуществляемых перед началом акции и после завершения ее активной фазы.

Были записаны устные истории тех бездомных, которые по тем или иным причинам не могли прислать свои письменные жизнеописания, а также сообщения о "карьерах бездомности" участников массовых мероприятий. Среди социальных работников, имеющих отношение к проблеме бездомности, был проведен формализованный опрос.

Социологическое сопровождение использовалось также для определения тех приемов воздействия на сознание разных групп населения, которые показывают большую результативность.

По вышеуказанным направлениям осуществлялась следующая работа:

1 направление - воздействие на общественное сознание с целью изменения отношения населения к проблеме бездомности и самим бездомным.

1. Кампания по организации сбора жизненных письменных историй бездомных и привлечению населения к обсуждению проблемы бездомности

1.1. Объявления и презентация кампании в средствах массовой информации и общественном транспорте

1.1.1. Подготовка рекламных материалов
1.1.2. Переговоры с руководителями служб города (железнодорожный транспорт, метро, вокзалы, правоохранительные органы) об использовании их ведомств для рекламной кампании.
1.1.3. Размещение заказов на изготовление рекламы (стендов, плакатов и т.д.)
1.1.4. Привлечение и отбор участников рекламной кампании (на основах волонтерства и частичной оплаты): бездомных, студентов, социальных "актеров".
1.1.5. Организация и оборудование пунктов сбора жизнеописаний бездомных и откликов населения.
1.1.6. Разработка условий конкурса жизнеописаний бездомных, формирование трех жюри (экспертного жюри, жюри, состоящего из самих бездомных, и жюри, обобщающего мнение населения) и комплектование призового фонда.
1.1.7. Подготовка и изготовление рекламной листовки с условиями конкурса жизнеописаний бездомных.
1.1.8. Раздача листовки на общественных мероприятиях, у станций метро, в пригородных электричках.
1.1.9. Организация звуковой рекламы в метро.
1.1.10.Организация и проведение презентаций акции в Доме журналистов.

1.2. Сбор жизнеописаний. Введение в компьютер. Тиражирование.

1.3. Кампания в средствах массовой информации по проблемам бездомности с использованием материалов полученных жизнеописаний. Организация информационного спонсорства. Предоставление жизнеописаний заинтересованным журналистам печатных изданий, радио, телевидения. Актуализация проблематики бездомности в СМИ.

1.4. Информирование населения в средствах массовой информации о ходе акции.

1.6. Публикация жизненных историй бездомных в газете "На дне".

1.7. Сбор откликов населения на публикации историй бездомных и мнений о победителях конкурса.

1.8.Организована работа жюри по определению победителей конкурса. Подготовка инструментария для оценки историй (инормационно-аналитическая и оценочная карты, инструкция по заполнению). Рейтинговое голосование.

1.9. Публикация итогов конкурса в газете "На дне"

1.10. Работа по реализации призового фонда. Аренда квартир, договор об оплате образования, организация рабочих мест и возможностей образования, изготовление сувениров и комплектование ценных подарков.

1.11. Организация торжественной акции вручения призов и проведение пресс-конференции по окончанию проекта.

2 направление - социологическое сопровождение.

2.1. Опрос населения об отношении к бездомным и бездомности до начала рекламной кампании.

2.2. Проведение формализованных интервью с бездомными / анализ статистических данных.

2.3. Проведение глубинных интервью с бездомными (устные истории жизни). Расшифровка, введение в компьютер.

2.4. Проведение опроса работников социальных служб, которые занимаются решением проблем бездомных.

2.5. Опрос населения об отношении к бездомным и бездомности по окончании акции

2.6. Анализ и обобщение результатов социологического сопровождения с оценкой результативности акции (сдвигов в отношении населения к бездомным и их проблемам).

2.7. Презентация результатов социологического сопровождения на пресс-конференциях

2.8. Внедрение полученной информации на образовательных семинарах НГО и научно-практических конференциях.

3 направление - обобщение полученного опыта и разработка методических материалов для организаций "третьего сектора".

3. 1. Разработка и оформление методики осуществления акций организациями "третьего сектора" по мобилизации общественного мнения на решение социальных проблем в целевых группах.

Результаты проекта, исходя из его целей, в принципе адресованы другим организациям 3-го сектора, а также бюджетным социальным организациям и службам. Их распространение предусматривалось как в самом ходе проекта, посредством широкой рекламной кампании в СМИ, так и после его заключительной стадии.

Основу партнерских отношений нашей организации составляет взаимная заинтересованность НГО в разработке социальных программ и их законодательном закреплении в обеспечении интересов их клиентов. В этом контексте особый интерес представляет опыт решения смежных проблем в отечественных и международных организациях. Поэтому планируется, что основные результаты будут доложены на специальной встрече - круглом столе широкой общественности, журналистов и социальных работников города, опубликованы в газете "На дне". Его целью будет налаживание обратной связи по аналогичным программам различных НГО, взаимное консультирование и организация банка данных по этому важнейшему направлению деятельности НГО.

Методика активизации диалога и налаживания взаимопонимания между исключенными категориями и остальным населением будет иметь открытый характер и предоставляться любой заинтересованной организации.

В дальнейшем предполагается выпустить ее в качестве самостоятельного издания. Ее содержание планируется использовать в учебных курсах для отделений социальной работы, которые читаются некоторыми участниками проекта в высших учебных заведениях города, а также в образовательных мероприятиях для организаций 3-го сектора.

3.2. Сборник письменных жизнеописаний будет предоставляться безвозмездно по запросам НГО.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / PR - продвижение интересов НКО