НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / PR - продвижение интересов НКО

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Методика направленного информационного воздействия неправительственных организаций как способ изменения отношения населения к социально исключенным людям

2. Общественное мнение о бездомности

Мы предполагаем, что современное массовое общественное мнение о бездомности как социальной проблеме отражает многопластовый уровень общественного сознания современных петербуржцев, который сложился под влиянием социокультурной истории дореволюционной России, социально-идеологической парадигмы России ХХ века и современной рыночно-идеологической концепции ее преобразования. То есть, он является своеобразным конгломератом интерпретаций многовекового опыта граждан/подданых российской государственности и ее культурного наследия. По нашему мнению бездомные всегда представляли собой отдельную, отчужденно-обособленную группу / социальный слой, который выполнял в общественно-государственном устройстве России свои морально-идеологические функции. И сегодняшнее отношение к бездомным базируется как минимум на двух фундаментах - социальной истории ХХ века и культурной истории дореволюционной России.

Этнографы отмечают (см. об этом. Т. Щепаньская "Культура дороги" в сб. Русский Север, СПб,1995), что в дореволюционной России, с ярко выраженными традициями аграрной культуры и слабостью коммуникационных связей между поселениями, отношение к бездомным - странникам, бывшим "острожникам" и т.д. было сочувственным и приветливым. Помимо христианских традиции милосердия, присутствовал интерес к "другой" информации, которую и переносили от одного поселения к другому, от одного слоя к другому, именно, бездомные странники, нищие, "калики перехожие". Хотя в нарождающейся индустриальной культуре прослеживался и вариант бездомности как морального падения, во многом ,трактуемого как иерархическая утрата приемлемого для общества социального статуса. Чаще всего это было связано с обстоятельствами личной жизни.)

В "социалистическом" ХХ веке, в основу оценки человека положен созидательный труд, притом жестко оцениваемый и измеряемый государством. Целостность "всего советского народа" формируется идеологически и солидарность усиливается за счет отторжения тех, которые не укладываются им в "прейскурант". солидарности и учитываются, в лучшем случае, в качестве "отбросов" общества. Бездомные (в контексте уголовно-репрессивной терминологии того времени - лица БОМЖ) были своеобразными лицами без гражданства. То есть на фоне всеобщей политики бесправия служили наглядным примером того, до какой степени фактического лишения любых прав может дойти человек, не соответствующий нравственно-идеологическим позициям социалистического государства.

Эта принципиально важная, исходная позиция для проекта. Общественное сознание не меняется вследствие директивных решений. До сегодняшнего дня мы не можем с уверенностью заявлять, что "Перестройка" (то есть идеология правового государства на основе прав человека и гражданского общества как системы связей между самостоятельными субъектами) коснулась таких глубинных вещей, как психология отдельного человека или конкретных социальных групп или общественного сознания в целом. (Собственно говоря, проект был посвящен постановке именно этой проблемы).

Мы предполагаем, что сегодня увеличение спектра социальных и житейских рисков, которым вынужден противостоять каждый человек в своей обыденной повседневности обострило общую социо-культурную ситуацию. Как ситуация сверхординарного уровня аномии (ситуация безнормности - Дюргейм, Мертон) она способствует формированию у основной массы населения особого типа стратегии индивидуального поведения, который можно назвать как "защитный" или "охранительный". Социальный мир человека, при этой стратегии, сужается до проблем его личной жизни и непосредственного окружения. Они, по крайней мере, в определенной степени предсказуемы. Весь другой мир воспринимается в качестве потенциальной угрозы личному неустойчивому благополучию.

Нам представляется, что сегодня "Чужой", "Иной мир" обостряет социальное отчуждение различных слоев населения друг от друга или формирует общность, основанную на отторжении этих слоев/позиций. Люди не столько пытаются его понять, сколько отгородиться чем бы то ни было. То есть они/мы не готовы переживать общее, поскольку нужно сохранить особенное, то есть личное достояние. Разным путем - сочувствием, жалостью или репрессиями в отношении других. Важно сохранить свое! Особенному отторжению (выключению) подвергаются те, кто по различным причинам оказался неспособным самостоятельно устраивать свою жизнь.

Аналитиками (исследователями и практиками) деятельности "третьего сектора России, феномен неприятия населением проблем своих клиентов - "жертв" социальной действительности или "маргиналов" фиксируется достаточно определенно. Люди с нарушениями психического здоровья или с ограниченными возможностями, больные раком или Спидом, нищие или бездомные воспринимаются им как безличные внешние предметы, ограничивающие собственное пространство личной человеческой жизни.

И, несмотря на то, что достаточно редко демонстрируется, направленная на конкретного человека, агрессия, его окружает пространство страха. Люди пытаются отгородиться от него, его проблем и возможностей контакта. В свою очередь, сами "жертвы" эксплуатируют, зачастую эту ситуацию выставляя свои "язвы" напоказ. Эта позиция не является исключительной для Европы или мира в целом. Вопрос в том, какие культурные традиции своего прошлого европейские страны трансформировали в свою современную социальность, и в каком направлении движется Россия, отбирая свои собственные или чуждые парадигмы. Напомним о том, что ситуация безнормности типична для современного сознания. То есть люди, как бы не определились в вопросе "что хорошо, а что плохо". Поэтому работают стереотипы "прошлых" позиций в столкновении с новым социальным или личностным чувственным опытом.

В течение ХХ века массировано внушался единственно "правильный образ гражданина" как человека, жизнь и помыслы которого направлены исключительно на процветание "общенародного" коллектива, а частная, приватная жизнь подчинена этой цели. Нет ничего удивительного в том, что люди, сегодня и сейчас, не столько реагируют на проблему, в целом, или на жизненные трудности конкретного человека, а на типичный для них "Образ бездомности". И, люди, ограничивающие процесс развития "гармонического человека" воспринимаются и сейчас как подлежащие государственному "исправлению" или корректировке.

Здесь же хотелось бы высказать соображения о методах идеологического принуждения к подобной точке зрения. Трагедия становления российской социальности заключается, на наш взгляд, даже не в том, что люди достаточно жестко принуждались к подобному мировоззрению и социализировались в нем. Трагедия в том, что в механизме идеологии эксплуатировались и эксплуатируются сегодня культурные многоуровневые пласты.

Мы ранее упоминали о том, что в традициях аграрной культуры России, в связи со спецификой разобщенности поселений была чрезвычайно важна коммуникативная функция странников- бродяг, нищих, бывших солдат и заключенных.

В условиях, когда единственно правильным каналом коммуникации становился вертикальный, то есть Государство как сакральный канал передачи, использования и "разрешения" информации, эта функция ликвидировалась как вредная. То есть только государство решает какая информация нужна, полезна, а какая вредна.

Одновременно исключается вариативность проявления религиозных чувств и христианской позиции осмысления Беды как личностной, сопереживания, а когда-то и прощения. Ситуация странничества воспринимается как запретный, тайный, способ сострадания к несчастью. То есть, реализуется Репрессивный Запрет на высочайший уровень человеческого участия в судьбе Другого. Люди социализируются как "частичные", присвоенные общностью, и, как таковые, не имеющие права на личностные представления о Должном.

Отказ государства от патерналистского отношения со своими гражданами отнюдь не снимает, а лишь видоизменяет "Запрет" на сострадание-сопереживание. Можно констатировать, что мы и сегодня плохо отдаем себе отчет в эффективности контроля общественных институтов за информацией и ее идеологической направленностью. Если ранее образ "полезного" гражданина формулировался как "человек послушный", то сейчас это - "человек присваивающий". На наш взгляд, в комплексе отношений обыденного человека - "обывателя" с современностью, уже присутствует система позитивно окрашенных психических образов, воспроизводящих стереотипное принятие экономической Силы как Права. Отсутствие таковой воспринимается как ситуация зависимости, беспомощности и бесправия. То есть, формируется новый тип иерархии, в котором по- прежнему нет места человеку в его целостности, а только "частичному".

Сейчас уже не государство, а третья сила "второго сектора" эксплуатирует образ бездомного как вредного для светлого будущего процветающей России. Образ "лишнего человека" в российской культуре обретает маргинальные черты современности. В новой российской реальности, "Иной" мир, "Иной" человек воспринимается как прикладная ситуация абстрактного "Добра".

"Правда", то есть информация о том, с чем связана у конкретного человека ситуация бездомности как экстремальная, как это происходило и возможен ли выход не интересует, практически, никого. То есть, отсутствуют мотивы активного сопереживания. Зато появляется мотивация активной помощи, как бы реализующая альтруистские устремления "рыночного" человека-собственника, в виде покровительственного отношения к беспомощности.

В принципе, эта позиция значима для "гражданского общества" как общества собственников. Если человек ею (собственностью) не владеет, он не в состоянии существовать на равных с другими основаниях. Ему выделяется часть "общественного пирога" вовсе не потому, что его трудности принимаются как личностные, а потому что, иначе, он создаст куда большие социальные проблемы.

В качестве механизма изменения современной социальной ситуации в проекте были опробованы технологии направленного информационного воздействия. Изложению этого опыта посвящен следующий раздел пособия.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]
 

 Главная / Некоммерческий сектор / Методики и публикации для НКО / PR - продвижение интересов НКО