НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Наши новости

НОВОСТИ ПРПЦ-ПГП за 2006 год

Заключение по итогам проведения независимой экспертизы возможностей дальнейшего функционирования областной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с Приказом Департамента образования Пермской области № 323 от 21.12.2005г. комиссией (состав комиссии прилагается) была проведена независимая экспертиза перспективы дальнейшего функционирования государственного областного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" (далее - школа).

Проанализировав деятельность школы в части специфики предоставляемых детям с ОВЗ образовательных услуг, категорий обучающихся, кадрового потенциала, а также территориальное расположение образовательного учреждения, комиссия пришла к выводу, что школа может и должна быть сохранена как отдельное образовательное учреждение, имеющее свою специфику и свое значение в системе специального образования региона. Данный вывод членов комиссии основан на общем анализе образовательной ситуации в г.Перми и Пермском крае в части доступности коррекционно-образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам, с учетом современных тенденций, проблем и перспектив обучения, воспитания, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей данной категории в системе специального образования России.

Обоснование необходимости дальнейшего функционирования областной школы для детей с ОВЗ

I. Актуальность проблемы.

В последнее десятилетие в российском обществе возрастает внимание к проблеме оказания педагогической помощи детям, ранее находившимся вне образовательного поля, и не получавшим коррекционно-педагогических услуг, адекватных их возможностям и потребностям. Среди них дети со сложной структурой дефекта, с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложными расстройствами психики и интеллекта, сочетанными отклонениями в развитии, с аутизмом, с тяжелыми хроническими заболеваниями и др. Данные справки о специфике деятельности школы свидетельствуют о том, что именно дети перечисленных категорий, составляли и составляют основной контингент учащихся данного образовательного учреждения (справка прилагается).

Следовательно, деятельность коллектива школы (педагогическая, методическая, экспериментальная) подчинена поиску практических решений наиболее актуальных проблем специальной педагогики, что делало и делает это образовательное учреждение (далее - ОУ) важным звеном региональной системы специального (коррекционного) образования даже при относительно небольшом количестве учащихся.

II. Достоверность результатов, полученных комиссией в ходе независимой экспертизы.

В России применительно к сфере образования учет лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится по посещаемости ОУ детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. Количество детей-инвалидов, не получающих коррекционно-педагогическую помощь, поддается лишь приблизительному подсчету (путем сведения данных учреждений здравоохранения, социальной защиты, обществ инвалидов). При этом количество этих детей может быть весьма внушительным, что подтверждается отдельными данными по г. Перми и Пермскому краю:

  • по сведениям отдела статистики федерального государственного управления главного бюро медико-социальной экспертизы, в настоящее время 96 детей-инвалидов старше 7 лет в г.Перми и 602 - в крае не получают образовательных услуг (данные на март 2006);

  • по данным отдела социальной защиты Свердловского района (телефонный запрос), несколько детей с проблемами в развитии 7-10 лет (10% из представленного списка) в настоящее время нигде не обучаются.

Следовательно, при оценке перспектив деятельности школы, необходимо исходить не только из количества посещающих ОУ в данный момент, но и учитывать потенциальное число учеников с ОВЗ, которые в настоящее время не обучаются, но могли и хотели бы обучаться, при условии:

  • удобного территориального расположения школы относительно мест проживания;

  • наличия соответствующих условий предоставления образовательных услуг;

  • доступности информации об оказываемых ОУ образовательных услугах.

III. Значение результатов, полученных комиссией в ходе независимой экспертизы.

    1. С учетом достоверности полученных результатов, исходя даже из приблизительных данных о количестве неохваченных обучением детей, можно констатировать, что существует потребность во всех четырех школах для детей с ОВЗ (№152, №154, №155 г. Перми и областной школы), имея в виду, что они расположены в разных районах краевого центра.

    2. По данным специальной литературы, статистики, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные и лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

  • В этой связи сокращение числа определенных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - С(К)ОУ), обучающих детей с наиболее сложными, выраженными отклонениями в развитии, представляется ошибочным (в особенности с учетом того, что система общего образования в настоящий момент не готова создать необходимые условия для обучения этих детей).

Считаем необходимым, выделить отдельные направления в работе школы, которые составляют и (или) могли бы потенциально составлять основу ее деятельности, ее специфику, наличие которых обуславливает спрос на образовательные услуги данной школы.

1. Коррекционная помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА)

Основная масса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - дети с детским церебральным параличом, который стал за последние годы одним из самых распространенных заболеваний нервной системы у детей (частота проявлений - около 6 на 1000 новорожденных). При этом образовательные потребности детей данной категории не в полной мере удовлетворяются как в России в целом (по данным 2000г., каждый второй ребенок с нарушением функций ОДА лишен возможности получать образование в профильном специальном учреждении), так и в г.Перми в частности. Так, по запросу школы городская детская клиническая больница №13 представила список детей-инвалидов от 5 до 15 лет. Из 450 детей с инвалидностью (на 15.03.2006г.) - 30 детей нигде не учатся. Телефонный опрос отдельных семей показал, что они не смогли определить своих детей с ДЦП в какое-либо образовательное учреждение (приложение 12).

КГП № 4 (расположенная в микрорайоне Гайва) предоставила список детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, 7 детей из данного списка (1988, 1989, 1993, 2002 годов рождения) не посещают образовательные учреждения (приложение 13). В Свердловском районе (где расположена областная школа) по данным социальной службы 19 детей нигде не обучаются (приложение 14).

Образовательные учреждения, предназначенные для обучения, детей с ДЦП, по разным причинам не могут охватить всех нуждающихся. В частности, С(К)ОУ № 4 для детей с нарушениями ОДА, принимает только детей, которые могут себя обслуживать, а С(К)ОУ № 152, 154, 155 ( Кислотные Дачи, м-р Загарье, Закамск) находятся в достаточно отдаленных районах г. Перми. Наличие же в разных районах города (в т.ч. и в центральных), нескольких образовательных учреждений подобной специфики сделает образование для ребенка-инвалида более доступным (можно посещать ближайшую школу), а также даст родителям детей хотя бы минимальную возможность выбора ОУ. Областная школа для детей с ОВЗ готова, к примеру, осуществить набор инвалидов-колясочников с тяжелой формой заболеваний, которые могли бы обучаться комбинированно (на дому и в стационаре). Если школа будет находиться в центральных районах г. Перми, то многие дети смогут посещать ее, используя только один вид транспорта, либо пешком (приложение 15).

2. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями, с серьезными недостатками в психическом и интеллектуальном развитии

Данное направление работы представляет собой достаточно малоизученную и трудную проблему специальной педагогики. Система специального образования длительный период времени ориентировалась на образовательные возможности детей с более легкими формами недоразвития, поэтому до сегодняшнего времени остаются нерешенными многие вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей со сложными расстройствами. При этом большинство С(К)ОУ ориентированы на узкую специализацию и часто не могут оказать детям с ОВЗ помощь в коррекции сопутствующих отклонений. Следовательно, большое значение имеет практический опыт деятельности школы по выработке путей совершенствования оказания помощи детям данной категории.

Необходимо учитывать, что С(К)ОУ № 152, 154, 155 также обучают детей указанной категории, но они находятся в других районах города. Кроме этого, категория детей со сложной структурой дефекта столь многообразна, что программы, формы, методы обучения и воспитания каждой группы таких детей еще долго будут разрабатываться и совершенствоваться. В подобных условиях все перечисленные С(К)ОУ могут развивать и реализовывать различные составляющие одного большого направления деятельности, находя свою нишу в работе с детьми со сложными нарушениями в развитии. Значение каждой отдельной подобной школы возрастает с учетом того, что общеобразовательные школы при отсутствии квалифицированных специалистов-дефектологов и других необходимых условий в настоящее время часто не могут добиться желаемого эффекта в подготовке таких детей. К примеру, в областной школе для детей с ОВЗ обучаются 9 учащихся, пришедших из школ №№ 10, 102, 47, 61, 33, 136, 97, 12, 127 г.Перми (39% контингента 5-11 классов) (приложение 18). Эти учащиеся поступили в школу с различным уровнем подготовки, и для ликвидации пробелов в их знаниях для каждого ученика необходимо было выстроить индивидуальную программу обучения с введением дополнительных коррекционных курсов (приложения 8, 11).

3. Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

В России система оказания помощи детям с аутизмом только начинает зарождаться: функционирует достаточно небольшое количество учреждений, занимающихся данной проблемой, отечественные специалисты находятся в поисках "своего" метода. Достаточно высокая частота распространенности аутизма (чаще всего называют цифру в 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных) имеет тенденцию к росту и не зависит от национального, географического и др. факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства. В настоящий момент именно областная школа для детей с ОВЗ является единственным в Пермском крае образовательным учреждением, где системно организовано обучение детей данной категории, апробированы отдельные методики коррекционного воздействия, педагоги прошли специальное обучение. В ходе ознакомления с работой данного отделения, председатель Общества помощи аутичным детям "Добро" к.м.н. С.А. Морозов (г. Москва) дал достаточно высокую оценку его работе. На создание подобных условий и подготовку квалифицированных педагогических кадров в другом ОУ потребуются дополнительное время и средства. В настоящее время уже поступило 15 заявлений о приеме на это отделение на 2006-2007уч. год. Развитие этого направления, как и всей деятельности школы, сдерживается отсутствием помещения достаточной площади.

4. Обучение и воспитание детей с тяжелыми хроническими заболеваниями

До 2004 года значительную часть контингента учащихся областной школы (25-30% контингента) составляли дети с тяжелыми хроническими заболеваниями (сахарный диабет, кожные заболевания, врожденные пороки сердца, патология почек, легких и других внутренних органов). В связи с тем, что значительная часть детей не имела статуса инвалидности: они не состояли на учете в учреждениях медико-социальной экспертизы, органах социальной защиты и управления образования; то таким образом, оказались вне образовательного пространства. Эти дети по состоянию здоровья не могли выдерживать нагрузку общеобразовательных школ и длительные поездки в городском транспорте, а также испытывали психологический дискомфорт в общении со сверстниками.

5. Организация дошкольного отделения для детей с ОВЗ

Часто дети с нарушением развития слишком поздно попадают в сферу специального образования - такая возможность возникает у них лишь к началу школьного возраста. С 1995года в областной школе для детей с ОВЗ функционировало дошкольное отделение. В 2003году такое отделение было закрыто. В результате, неорганизованные дошкольники с отклонениями в развитии различной степени тяжести вынуждены сидеть дома и остаться неподготовленными к школе. Высокий уровень подготовки таких детей опытными педагогами данной школы позволил части детей в дальнейшем обучаться в обычных школах и гимназиях. Принимая во внимание даже отрывочные данные о количестве неорганизованных дошкольников - инвалидов (приложения № 12-14), а также учитывая современные тенденции в развитии специального образования, которые предусматривают раннее начало лечебно-педагогической работы (по данным Института коррекционной педагогики РАО: если обучение детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести начинается с 3 -5 лет, то это в последующем дает возможность в 60% случаев обучаться по программе массовой школы), восстановление дошкольного отделения также представляется целесообразным и практически обоснованным.

В настоящее время уже поступило 14 заявлений о приеме на это отделение на 2006-2007 учебный год.

6. В перспективе

Со временем будут выявляться и другие категории детей-инвалидов, которые смогут органично влиться в такую школу.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить:

  • вся деятельность областной школы для детей с ОВЗ так или иначе связана с практической разработкой актуальных проблем современного специального образования;

  • педагоги школы приобрели достаточный опыт в организации педагогической, методической и экспериментальной деятельности по интеграции детей со сложными и выраженными недостатками и использовании современных коррекционных технологий, направленных на реабилитацию детей данной категории;

  • данный опыт должен обобщаться и транслироваться. Так как в г.Перми это единственная областная школа с подобной спецификой деятельности, она, несомненно, может стать одним из звеньев осуществления практической подготовки к работе с детьми ОВЗ педагогов области, повышающих квалификацию и обучающихся в ПОИПКРО, ПГПУ.

IV. Рекомендации об использовании результатов, полученных комиссией в ходе независимой экспертизы.

По результатам проведенной экспертизы, в соответствии с вышеизложенным:

  1. Комиссия заключает, что областная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет стабильный, специализированный и в тенденции возрастающий спрос на свои услуги;

  2. Комиссия особенно отмечает наличие потенциального спроса на образовательные услуги областной школы за счет детей со сложной структурой дефекта и множественными нарушениями в развитии, которые по целому ряду причин в настоящее время нигде не учатся и, по сути, лишены права на образование;

  3. Комиссия убеждена, что в случае ликвидации школы, существующие в Перми коррекционные учебные заведения в краткосрочной, а по ряду категорий детей и в среднесрочной перспективе не смогут качественно воспроизвести образовательный процесс, а несколько школ аналогичной специализации по разным причинам просто не смогут охватить всех нуждающихся. Следовательно, в переходный период некоторые дети безвозвратно утратят возможность получить соответствующее их состоянию образование.

V. Заключение комиссии.

В соответствии со статьями 18 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", финансирование и правовое регулирование деятельности специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов отнесено к ведению органов государственной власти субъекта РФ.

В сложившейся ситуации и в целях соблюдения права детей-инвалидов на образование комиссия считает, что Администрация Пермского края в срочном порядке должна принять меры по обеспечению полноценного функционирования областной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим комиссия считает целесообразным предложить следующие первоочередные меры:

  1. Отменить приказ Департамента образования Пермской области от 28.06.2005г. №220 "О подготовке к ликвидации областного специального (коррекционного) образовательного учреждения "Общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья".

  2. Принять меры по обеспечению областной школы соответствующим помещением и оказать содействие в получении лицензии на образовательную деятельность.

  3. Возобновить прием новых детей в школу.

  4. Обеспечить финансирование школы на 2006-2007 учебный год.

Заместитель руководителя Центра специального образования ПОИПКРО, председатель комиссии
Лестова Н.Л.

Начальник отдела непрерывного образования Комитета по образованию и науке администрации г. Перми
Гаджиева Л.А.

Председатель Пермского правозащитного центра
Аверкиев И.В.

Ведущий специалист Аппарата уполномоченного по правам человека в Пермской области
Зотина Т.Л.

Депутат Законодательного Собрания Пермской области
Вахрин В.М.

Зам. председателя Всероссийского общества инвалидов по Пермской области
Куксина С.А.

Гл. специалист Всероссийского общества инвалидов по Пермской области по работе с молодежью
Фурашкова Э.Ю.

Корреспондент газеты "Пермский обозреватель"
Радкевич Н.Э.

Директор областной школы для детей с ОВЗ
Жданов В.В.

Директор С(К)ОУ № 154 для детей с ОВЗ
Мамаева Л.М.

Член родительского комитета
Власенко Л.С.

Член родительского комитета
Наборщикова Ю.В.

Член родительского комитета
Корелина Ю.В.

  • К сообщению "Готова экспертиза по инвалидной школе"

    Размещено 21.04.2006

  •  Главная / Наши новости






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.