Досье
Аналитика
Консультации
Практика
Предложения
Публикации

Кто защитит права пациентов?

Пациент в правовом смысле, по сути, ничем не отличатся от всех остальных потребителей различных немедицинских услуг. Он обладает тем же правом на качество и безопасность, на выбор исполнителя, на информацию об услугах, на возмещение вреда и т. д. Однако обеспечить эти права в реальности, а тем более добиться их защиты в случае нарушения - задача далеко не из легких, и под силу только пациентам "с хорошим здоровьем".

За последние годы создано немало структур, обязанных по закону либо по взятым на себя функциям защищать права граждан в сфере здравоохранения. Это и управления здравоохранения, и страховые компании, и различные ведомственно - вневедомственные комиссии и т. п. Существенный шаг в защите прав пациентов был сделан с введением медицинского страхования. Как известно, страховые компании не относятся к системе здравоохранения, следовательно, не заинтересованы в однобоком рассмотрении жалобы застрахованного.

Как и в любой другой сфере, защита прав пациентов включает два уровня: досудебный - когда претензию удается разрешить в добровольном порядке, и - судебный, как самый действенный механизм принудительного государственного воздействия на нарушителя. Вполне закономерно, что большинство проблем пациентов сегодня решается на досудебном уровне - это вопросы выбора медицинского учреждения, доступности лечебно-диагностических процедур, необоснованного взимания денег за "бесплатные" медицинские услуги, недостатков в лечении и т.п.

Судебный способ защиты прав пациентов требует совершенно иного подхода - в суде, как органе государственной власти, защищающем наши права, существуют очень строгие, установленные законом процессуальные правила и требования. В частности в суде каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается. Здесь, в органе федерального подчинения, не каждый министерский приказ имеет обязательную силу, а медицинская экспертиза, проведенная в учреждениях Минздрава на досудебном уровне, не является решающим доказательством. Для разрешения "медицинского дела" суд назначает независимую судебную экспертизу, которая свободна от ведомственного влияния той системы, где был причинен вред.

Несмотря на то, что судебный путь защиты прав пациентов достаточно долгий и порой затратный, именно обращение в суд является единственным шансом отстоять нарушенное право, возместить причиненный ущерб. В качестве примера можно привести случай, произошедший с больным К. В одном из лечебных учреждений Перми у него был пропущен аппендицит и он чудом остался жив, получив после "лечения" ряд новых заболеваний. В данном случае имело место нарушение права пациента на качественное и безопасное лечение, его здоровью был причинен вред в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи. Несмотря на достаточно очевидные нарушения прав пациента К., досудебные попытки решить данный конфликт не принесли результата. И только решение районного суда г. Перми позволило в принудительном порядке взыскать с больницы компенсацию морального вреда в размере 6 000 рублей.

Что касается менее очевидных случаев, когда отрицательный результат может возникнуть как по небрежности медперсонала, так и вследствие осложнения исходного заболевания, то здесь окончательное решение принимает только суд с учетом заключения судебной экспертизы, проведенной в независимой экспертной организации.

В сознании наших граждан бытует мнение, что обращение с иском в суд - это хлопотное и неперспективное дело, а слова "тяжба", "сутяга" имеют выраженный неодобрительный оттенок. Однако следует учесть, что в мире нет более цивилизованного, справедливого и, если хотите, интеллектуального способа отстоять свои права, как гражданский судебный процесс. 88 % граждан, обратившихся в суд с иском о причинении вреда здоровью в результате врачебной небрежности, получили денежную компенсацию причиненного вреда. При этом средняя сумма компенсации только морального вреда за повреждение здоровья составила 15 225 руб. (максимально до 55 000 руб.).

Кстати, судебные иски о причинении вреда здоровью освобождаются от госпошлины.

Таким образом, система защиты прав потребителей медицинских услуг в Пермском регионе существует, нормально развивается и приносит общественно значимые результаты.

Евгений Козьминых,
кандидат медицинских наук, юрист


На сайт ПРПЦ-ПГП

Главная / Публикации






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.