Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

"МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ"

 

Благоприятные обстоятельства как будто сами запрыгнули в проект "Дорога надежды", едва увидев его утвержденным. Сделано в итоге больше и лучше задуманного и обещанного. Перед стартом проекта его руководителю "оставалось только" не сопротивляться фатальному везению.

Сравните. В первоначально утвержденном варианте проекта: в течение месяца по южным деревням области путешествует экспедиция в составе православного и мусульманского священника, медсестры, терапевта, юриста, кинооператоров. А незадолго до старта решено было, что намного полезнее заменить медсестру и терапевта гинекологом и стоматологом. Специалисты нашлись сразу, а ответственные медицинские работники охотно помогли им с экипировкой. Далее, киностудия "Новый курс" репортерски быстро нашла в столице подходящий благотворительный конкурс в фонде Интерньюс, очень вовремя состоявшийся, и выиграла "дочерний" грант, суммой превосходящий "основной", под съемку лирической комедии о документально достоверной экспедиции. Ныне комедия называется будто сага - "Волонтер Кац и другие", отчасти благодаря тому, что в экспедицию вне плана записался волонтером некто Илья Кац, по профессии и занятиям - географ, в экспедиции - повар и актер. На привалах он самым серьезным образом учился у муллы декламации стихов на татарском языке, что6ы участвовать с товарищами в походных концертах в деревенских клубах. Уже весело. А что творилось со зрителями, я знаю только понаслышке, к сожалению. Другие реорганизации были не нужны, их и не было. Благословением епархиального совета и указом муфтията к больным и в чем-либо согрешившим селянам выехали и священники. Экспедиция работала дольше запланированного, посетила больше деревень, дала вне всякого плана 5 концертов, а число посетителей у врачей "зашкалило" невероятно: стоматолог и гинеколог приняли вместо 500 человек - 840, психотерапевт вместо 200 - 290, и только к юристу обратились за помощью в три раза меньше расчетного числа.

Все газеты, поместившие Отчеты об экспедиции, описали и эту "тьму египетскую": зачастую никакого специального медицинского обслуживании и вынужденное пренебрежение селян к своему здоровью. Перечислили эти обескураживающие факты про "социальные заболевания" селянок (из противозачаточных средств - сплошные спирали многолетние, у одной уже 11 лет, и перевязка "труб", множество онкопроцессов и других заболеваний), стоматолог поражался беззубию (у детей удалены еще не сформировавшиеся зубы, у взрослых - сплошь "пеньки", и только с острой болью стоматолог принял 80 человек, в одной деревне лечить пришлось, фиксируя головы углом стенки). Разве что в венерическом отношении они "чище" и криминальных абортов не делают. Был в составе экспедиции психотерапевт, но селяне, как правило, не воспринимали словесное нагромождение: "психо-тера-певт", и приходили к нему лечиться от обычных соматических болячек.

Из воспоминаний некоторых участников экспедиции "Дорога надежды" - то, что им бросилось в глаза, поразило и удивило. В том числе о том, кто сумел при нынешних порядках устроиться с чуть большим удобством и выгодой: русские или татары?

О. Артемий. "В двух сельсоветах председателями женщины, одна из которых сумела без бюджетных ассигнований построить для детского садика котельную", - предмет рефлексии о. Артемия, который по сему поводу задумывается о нынешних "экстремальных условиях, каковые хоть и не "выдавливают" сервилизм (раб-скость) ближнего, но смекалку русскую вызывают." Задумывается о гибкости женского ума, об его превосходнейшей над мужской приспособляемостью. "Тенденции? Тенденции там к поиску способов выживать. Натуральное хозяйство для "русской деревни" оказалось неожиданным, а для татарской деревни - это благо. Всего один пример: у одной татарки сто гусей, которые ее и "спасли". Почему профессиональный уровень работника-татарина выше? Потому что он опытнее. Постояннее, вот и опытнее. А постоянство его от того, что вокруг родни много, а родни много именно в данной деревне по причине, может быть, центростремительности татарского населения области, по численности уступающего русским. Земли там много, не то что в пригороде, ходовую часть техники есть где подремонтировать. А зарплату тоже не дают".

Елена Терентьева, гинеколог, работала без выходных и нормированного дня, ежедневно принимая по 25-40 человек. Почти во всех районах врачу говорили: "Приезжаем в район к гинекологу и не можем попасть на прием". "Иногда нас принимали поначалу настороженно, особенно из-за камеры операторов, но быстро привыкали, а провожали часто или цветами, а то и медом, и ягодами. А коллеги только однажды встретили нас холодно, мол: "Вам надо. Вы и делайте". Люди там не между работой и политикой, у них просто своя жизнь. У них, по-моему, оптимизма больше. Очень удивляла их доброжелательность, остались яркие впечатления от их языка, манеры общаться, кроме того, что незабываемо для меня как для специалиста..."

Светлана Лузина, стоматолог, ее рабочий день состоял из двух стоматологических смен. Повезло ей чуть больше, чем остальным, только в одном: иногда, узнав о приезде стоматолога, приглашали в избы, к блинам да перинам. "На второй день такой работы я была никакая и взвыла. Очень обиделась, когда узнала, что "Новый курс", оказывается, снимает комедию, так как я действительно работала в комедийных условиях. Цемента не хватило, пришлось заказывать. Некоторые бабульки впервые увидели зубного доктора. Спрашиваю, неужели зубы не болели? - "Да как не болели, милая, болели... А в район-то надо к 5 утра". А с острой болью? - "Не принимают". Ехать надо к 5 утра, бирочек не хватает, а на платный прием денег нет. В трех деревнях были зубные кабинеты, но ставки стоматологов сокращены, врачи живут в этих же деревнях, но не лечат... Осложненный кариес можно вылечить только в несколько приемов, поэтому в районе зубы не лечатся, а удаляются, так что теперь все деревенские либо с "пеньками", либо вовсе без зубов. Татарское население гостеприимнее, приветливее русского. Русские поначалу с подозрительностью к нам относились. А расставались всегда как с родными. И живут татары лучше: они, видимо, трудолюбивей, огороды у них - так целые плантации, у дома - и машина, и минитрактор, себе накосят, помогают соседу... Только рты запущены у всех одинаково".

Крайне удачным и умным было приглашение в коллектив экспедиции священников - тут дело даже не в том, что у них было много своей работы. Представьте, возвращается врач после сверхурочной работы, возвращается "никакой": многочасовой профессионализм вычерпал его дневной силовой ресурс, его уставшее сознание едва отражает необходимый бытовой минимум.

Но ведь не фронтовой госпиталь. А сословию священников, как мне представляется, свойственно с каким-то любопытным упорством вглядываться в любого собеседника, так что, кажется, сдерживаться пасторам мало интересно, словно они даже лакомятся терпеливым ожиданием и возможностью для собеседника проявить себя. Возможно, я неправильно описал это их свойство, редкое и для приятности общения необходимое. В общем же я хочу сказать, что они вызывают доверие, а не отчуждение. Как у них так получается, мне неведомо. Еще, по-моему, им неприятно, когда их хвалят.

В удачно же собранном коллективе неизбежные для полевых условий бытовые неудобства воспринимаются как еще большие удобства, на которые пеняют жизнерадостно, по крайней мере, в воспоминаниях. Как-то они заночевали на клубной сцене. Ночью по сцене бродили ящерки и лягушки. Последние, натурально, выйдя на сцену, давали концерт. Как насладиться сном в таких условиях, устав от 12-часового изнурительного труда? А священникам, возможно, в таких случаях полагается думать так: "Ну, нам же здесь неплохо, а то и хорошо, вот и лягушкам хорошо..." Как не заснуть сладко, так подумав?.. Но вообще же, говоря безжалостным языком бывалых туристов, все они были "чайниками".

Причины и мотивы, по которым они согласились провести таким образом свой отпуск: во-первых, 80 долларов - для пермского врача это большая сумма, во-вторых, не так уж и легко было устоять от улыбчивых, настойчивых и убедительных уговоров руководителя проекта "Дорога надежды" Романа Юшкова, молодого зам. декана географического факультета ПТУ, в-третьих, он был знаком с теми, кого уговаривал, и предусмотрительно рассчитывал на родственное романтическое свойство, а именно: сугубое удовольствие выезжать в экзотику и романтику по идейно поставленному заданию, или - увлекаться по необходимости.

Выводы. Руководством проекта направлено письмо губернатору с оценочным рассказом увиденного. Присоединяемся к выводам письма, а от себя хотелось бы добавить следующее. Если нет пока бюджетных сил восстановить в деревнях лечебные стационары, то вахтовое обследование и лечение можно попытаться восстановить. Раньше, например, врачи добирались в деревни камской акватории с маленькими теплоходными караванами. Себестоимость любой сезонной вахты намного ниже себестоимости "всепогодного" стационара. Стоимость, например, организации и месячной работы всей экспедиции "Дорога надежды" составила 2300 долларов.

Сергей Бородулин

Руководитель экспедиции "дорога надежды", организованной группой "Зеленая эйкумена", благодарит за помощь в организации экспедиции заместителя главного врача Пермской областной больницы Айли Огорелую, главного врача женской консультации Свердловского района Перми Людмилу Полякову, директора ФОМСа Любовь Наумову.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV