НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права подозреваемых и заключенных / Аналитические материалы

ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Проблемы бесплатного труда в системе пенитенциарных учреждений

Бесплатный труд в Российской Федерации запрещен законодательно. Конституция Российской Федерации в п. 2 ст. 37 закрепляет, что принудительный труд запрещен. Запрещение принудительного труда основано, прежде всего, на международно-правовых нормах. Это Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), который вступил в силу 23 марта 1976 г. Его ст. 8 говорит о том, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Принудительному труду большое внимание уделяет Международная организация труда (МОТ): Конвенции МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда", Конвенции N 29 (1930 г.) "О принудительном труде". Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс несколько расширяет понятие принудительного труда по сравнению с международно-правовыми актами. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Кодекса к принудительному труду относятся случаи нарушения установленных сроков выплаты заработанной платы или выплаты не в полном размере. Если работодатель привлекает работника к работе, но без выплаты заработанной платы, это есть принуждение к труду.

Бесплатный труд запрещен. Тем не менее, проблема наличия бесплатного труда остается открытой.

Бесплатный труд у сотрудников учреждений ФСИН

Мы не будем задерживаться на проблеме невыплаты заработной платы на предприятиях края. Проблема остается, о ней не писал только ленивый. Другое дело, когда проблема бесплатного труда всплывает в государственных учреждениях, да еще в системе обеспечивающей правопорядок, призванной обеспечить перевоспитание граждан преступивших закон.

Казалось бы, после запрета каторжного труда в системе исполнения наказания проблема принудительного труда снята. Работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров, по закону к принудительному труду не относится.

Однако, как обычно черти водятся в мелочах.

Вопросы о привлечении к труду без оплаты в системе исполнения наказания не снимаются с повестки дня. Причем, проблема наличия труда без оплаты - проблема не только осужденных, но, к сожалению, и сотрудников учреждений.

Широкое распространение получила практика не включения в рабочее время при суммированном учете рабочего времени служащих охранного режима, времени прохождения инструктажей, времени смены постов. Прием пищи часто происходит без отрыва от несения службы. График работы перерывов не содержит, штатные расписания напряженные, произвести замену невозможно. Часто работники, особенно руководители различного звена, продолжают исполнять трудовые обязанности после окончания трудового дня потому, что "…надо, а как уйдешь?".

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Соответственно все время, в течение которого работник исполняет распоряжения работодателя, является рабочим временем, и подлежит оплате. То же самое относится к дежурствам, в том числе на дому, медицинских, и других вольнонаемных работников. Если работник обязан находиться определенное время в определенном месте, даже если он фактически не исполняет свою трудовую функцию, это время должно учитываться как рабочее, т.к. он выполняет распоряжение работодателя.

Если график рабочего времени не содержит перерывов на обед, то надлежащий учет рабочего времени вести не представляется возможным, и согласно ст. 108 ТК РФ прием пищи должен происходить в рабочее время.

Что касается руководителей, то думается, что целесообразно более широко применять ненормированный режим рабочего времени для широкого круга руководителей различного звена с предоставлением надлежащей компенсации. Наверное, целесообразно предоставить руководителям учреждений возможность более оперативно влиять на изменения штатного расписания возглавляемых ими учреждений.

А пока, не учитывается, и не оплачивается большое число промежутков трудовой деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений.

Зарплата и принудительный труд

Труд осужденных оплачивается. Так устанавливает закон, и так происходит на практике. Но суммы, получаемые осужденным таковы, что вполне можно поставить вопрос: а можно ли считать труд с такой оплатой, оплачиваемым?

Оплата труда большого числа осужденных на сегодняшний день меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), что не соответствует требованиям ст. 105 УИК РФ и ст. 133 ТК РФ. Практически во всех учреждениях ФСИН Пермской области тарифные сетки оплаты труда осужденных устанавливают размер оплаты труда первого разряда менее МРОТ (пример: тарифная сетка оплаты труда осужденных ВК-240: 1 разряд - 600 рублей, 2 - 670, 3 - 740, 4 - 820 рублей). Труд осужденных - труд часто неквалифицированный, доплат и надбавок нет.

Ст. 4 ТК РФ относит к принудительному труду выплату заработной платы не в полном размере. Установление заработной платы менее МРОТ делает труд принудительным.

Оплата труда осужденных и вольнонаемного состава учреждений ФСИН Пермской области производится на основании единых тарифных сеток оплаты труда учреждений, которые составляются с учетом Единой тарифной сетки оплаты труда работником бюджетной сферы. Оплата труда по первому разряду ЕТС - 600 рублей, что существенно меньше МРОТ. Оклад для вольнонаемных работников увеличивается на определенный процент к тарифу ЕТС (пример: тарифная сетка оплаты труда работников просвещения и здравоохранения ВК-240: 1 разряд - 840 рублей). При этом оплата труда вольнонаемного состава учреждений ФСИН не повышалась длительное время (в отличие от аттестованных сотрудников) и существенно меньше оплаты труда аттестованного состава учреждения, что приводит к социальному напряжению в коллективах, росту числа конфликтных ситуаций. На наш взгляд целесообразно рассмотреть возможности для повышения оплаты труда вольнонаемных работников, не дожидаясь того времени, когда из системы учреждений ФСИН начнут массово уходить квалифицированные работники.

Проблема общинного труда в учреждениях ФСИН

Ст. 106 УИК РФ предусматривает возможность привлечения осужденных к работам без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территории.

Конституционный Суд Российской Федерации определением от 23 июня 2005г. № 296-О признал положение ст. 106 УИК РФ соответствующим Конституции, указав, что "закрепленный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Обеспечение этих правил предполагает обязательность выполнения осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, которые не могут расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями".

Однако, не ставя под сомнение необходимость общественных работ по благоустройству территории, возникает ряд вопросов связанных с практикой применения ст.106 УИК РФ.

Очень часто можно слышать жалобы на то, что администрация учреждений достаточно вольно трактует данную статью, слишком широко понимает такой, достаточно неопределенный термин как "общинные работы", или работы по благоустройству территории. Часто слышны жалобы на то, что такие работы используются администрацией для давления на осужденных.

К сожалению, нормативные акты (УИК РФ, правила и т.д.) не дают четкого порядка применения "общинного труда" в учреждениях ФСИН, и порождают почву для злоупотреблений.

Конвенции № 29 "О принудительном или обязательном труде" (ратифицирована СССР 4 июня 1956 года) раскрывает термин "принудительный или обязательный труд" как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

"Работы общинного характера", согласно Конвенции - есть мелкие работы, выполняемые для прямой пользы коллективами членами данного коллектива, и которые могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Не отнесение Конвенцией общинных работ к категории принудительного труда оставляет открытым вопрос: а возможно ли государственное принуждение к таким работам? Возможно ли наказание за отказ от таких работ? Ведь те же субботники во дворах - то же общинный труд. Трудно представить себе, что за невыход на субботник вас будут привлекать к какой либо ответственности, например аресту на несколько суток.

Одним из определяющих признаков "общинного труда" является наличие возможности влияния общины на отнесение определенных работ к категории общинного труда. Ни одна норма права, регулирующая условия содержания осужденных не содержит в себе возможности учета мнения коллектива осужденных относительно целесообразности работ, которые относятся администрацией к категории "общинного труда".

Учитывались эти моменты Конституционным Судом при разрешении вопроса о соответствии Конституции ст.106 УИК РФ, неясно. Так же неясно насколько эти моменты являются основополагающими при разрешении этого вопроса. Ясно только то, что Федеральной службе исполнения наказания необходимо учесть эти моменты и разработать механизмы обоснования законности привлечения к труду в порядке ст. 106 УИК РФ. Отсутствие надлежащего правового обеспечения применения указанной статьи будет порождать напряжение в и без того непростых взаимоотношениях администрации и осужденных.

"Определение того, в какой мере те или иные действия и решения администрации исправительного учреждения, связанные с привлечением осужденных к выполнению работ по благоустройству мест их проживания и работы, соответствуют требованиям названных правовых актов, …, относится к ведению судов общей юрисдикции, управомоченных проверять по жалобам осужденных законность и обоснованность этих действий и решений" (Конституционный Суд Российской Федерации определением от 23 июня 2005г. № 296-О).

Думается, что в создавшейся ситуации руководству учреждений ФСИН необходимо разработать четкий перечень работ осужденных, относимый к категории "общинного труда" и, в последующем, предпринять усилия для утверждения его на законодательном уровне. Думается, что целесообразно ограничить перечень таких работ, работами, связанными с проведением текущего ремонта, санитарно-гигиенических работ жилых помещений, мест общего пользования. Необходимо разработать механизм учета мнения коллектива осужденных при составлении списка таких работ и разработать процедуру документального учета времени "общинного труда".

И чем раньше это будет сделано, тем меньше будет работы и у правозащитников, и у судов.

Пермский региональный правозащитный центр продолжает обобщение обращений граждан на нарушения трудовых прав в системе учреждений ФСИН. Нами направлены письма в ГУ ФСИН Пермского края, Общественный Совет при министре юстиции. Построение в системе пенитенциарных учреждений области абсолютного доминирования права - первостепенная задача государства. И мы пытаемся этому способствовать, всеми доступными нам средствами.

Сергей Трутнев,
юрист Пермского регионального
правозащитного центра

Размещено 22.02.2006

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права подозреваемых и заключенных / Аналитические материалы






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.