НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права заключенных / Справочник

ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений. Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I
Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I

Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений

 

Раздел 1. Источники, системы и стандарты по правам человека в правоприменительной деятельности

Глава 1. Основные источники

Устав Организации Объединенных Наций

Одной из основных задач ООН является "подтверждение приверженности фундаментальным правам человека, достоинству и ценности человеческой личности, равноправию мужчин и женщин и больших и малых народов".

Статья 1, параграф 3 Устава формулирует принцип международного сотрудничества: "…содействие и укрепление уважения к правам человека и основополагающим свободам для всех независимо от расовой принадлежности, пола, языка или вероисповедания…"

Устав является договором, имеющим обязательную силу для всех государств - членов. Права человека, их реализация отнесены к субъектами международного права и не могут обсуждаться с точки зрения государственного суверенитета.

В результате деятельности Организации Объединенных Наций появилось несколько документов, каждый из которых имеет обязательную силу и дополняет своих предшественников. Наиболее важными являются Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и два дополняющих ее и имеющих обязательную силу пакта - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В совокупности эти три документа обычно называются Международным биллем о правах человека.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает общепринятые международные нормы. Основные цели соблюдения прав человека изложены в самом широком и общем смысле и стали источником и основой двух документов, составляющих Международный билль о правах человека. Более того, во Всеобщей декларации были перечислены и сформулированы основные права, провозглашенные в Уставе Организации Объединенных Наций. Особое значение для отправления правосудия имеют статьи 3, 5, 9, 10 и 11 Всеобщей декларации, посвященные праву на жизнь; свободе и безопасности личности; запрещению пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания; запрещению необоснованного ареста; праву на справедливое судопроизводство; праву считаться невиновным, пока вина не доказана; запрещению наказаний, имеющих обратную силу.

Договоры: пакты и конвенции

Международный пакт о гражданских и политических правах
Содержание обсуждавшихся выше прав получило дальнейшее развитие, когда в марте 1976 г. вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах. Статьи 6, 7, 9, 11, 14 и 15 подробно рассматривают право на жизнь; запрещение необоснованного ареста и содержания под стражей; запрещение тюремного заключения, как наказания за невыполнение договорных обязательств; право на справедливое судопроизводство и запрещение уголовных наказаний, имеющих обратную силу. К Пакту присоединились более 100 государств, и он является документом, имеющим обязательную силу, который обязаны выполнять правительства и их институты, в том числе пенитенциарные. Имплементация Пакта контролируется Комитетом по правам человека, создание которого было предусмотрено самим Пактом.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (вступил в силу в январе 1976 г.) защищает широкий спектр прав, в том числе право на труд; справедливые условия найма; на организацию профсоюзов; на социальное обеспечение и социальное страхование; на защиту семей и детей; на достойный уровень жизни; здравоохранение, образование, участие в культурной жизни. Имплементация Пакта контролируется Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам.

Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах
Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах вступил в силу одновременно с Пактом. Этот дополнительный документ позволяет Комитету по правам человека получать и анализировать обращения частных лиц, ставших жертвами нарушения какого-либо права, предусмотренного Пактом.

Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах
Несмотря на то, что Международный пакт о гражданских и политических правах не запрещает смертную казнь, он устанавливает строгие ограничения на ее применение. Учитывая постоянное увеличение в мире числа сторонников полной отмены смертной казни, в 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Второй факультативный протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни и запрещающий ее применение государствами - членами.

Конвенция о геноциде
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него вступила в силу в январе 1951 г. Как и сама Организация Объединенных Наций, она была порождена потрясением, которое испытывало мировое сообщество вследствие грубого нарушения прав человека во время второй мировой войны. Конвенция подтверждает, что геноцид является преступлением, преследуемым по международному праву, она направлена на развитие международного сотрудничества с целью ликвидации этого злодеяния. В частности, Конвенция рассматривает действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальных, этнических расовых или религиозных групп путем убийства, причинения тяжких физических или психических увечий, умышленного создания условий жизни, приводящих к физическому уничтожению, принятия мер, препятствующих рождаемости в группе или насильственной передачи детей одной группы в другую.

Конвенция о запрещении пыток
Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вступила в силу в июне 1987 г. Она идет значительно дальше Пакта о гражданских и политических правах, обеспечивая защиту от пыток как от международного преступления. Согласно Конвенции, государства - участники обязаны принимать активные законодательные, административные, судебные и другие меры для предотвращения пыток; придерживаться принципа невыдачи, если есть основания подозревать, что выданное лицо будет подвергнуто пыткам; гарантировать жертвам пыток право на обращение с жалобой и ее незамедлительное и беспристрастное рассмотрение компетентными органами; обеспечивать защиту истцов и свидетелей; исключать из рассмотрения показания или заявления, полученные под пыткой; и выплачивать компенсацию жертвам и их иждивенцам.

Конвенция о ликвидации расовой дискриминации
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации вступила в силу в январе 1969 г., запретив все формы расовой дискриминации в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Среди ее положений нормы, требующие равноправия во всех судебных инстанциях и органах, связанных с отправлением правосудия без дискриминации по расовому признаку, цвету кожи, гражданству или этнической принадлежности.

Конвенция о ликвидации дискриминации женщин
Вступив в силу в сентябре 1981 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин стала основным международным документом, запрещающим дискриминацию женщин в политической, экономической, социальной, культурной и гражданско-правовой областях. Она требует от государств - участников принятия конкретных мер в каждой из перечисленных областей, ликвидации дискриминации женщин и предоставления им возможности реализации и использования прав и основополагающих свобод человека на основе равенства с мужчинами.

Конвенция по правам ребенка
Конвенция по правам ребенка вступила в силу в сентябре 1990 г., на сегодняшний день к ней присоединились более 100 государств. Она предусматривает определенные особые права несовершеннолетних правонарушителей, признавая их особую незащищенность и заинтересованность общества в их социальной реабилитации. В частности, Конвенция запрещает пожизненное заключение несовершеннолетних и защищает их от применения смертной казни и пыток. Тюремное заключение несовершеннолетних должно быть крайней мерой, и в случае его применения, оно должно быть как можно менее продолжительным. Конвенция требует, чтобы с несовершеннолетними, преступившими закон, всегда обращались гуманно, уважая их человеческое достоинство, с учетом возраста ребенка и возможности его социальной реабилитации.

Международное гуманитарное право
Международное гуманитарное право можно определить как ряд актов о правах человека, применяемых в периоды вооруженных конфликтов. Основное содержание гуманитарного права изложено в статьях четырех Женевских конвенций 1949 г., которые обеспечивают защиту раненых и больных на поле боя, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданских лиц.

Дополнительные источники включают два дополнительных протокола к Женевским конвенциям (1977 г.). В Протоколе 1 подтверждаются и получают дальнейшее развитие положения Женевских конвенций о международных вооруженных конфликтах, а в Протоколе 2 те же положения рассмотрены в свете внутренних конфликтов.

Согласно этим документам, международное право должно применяться во всех случаях вооруженных конфликтов, требующих постоянной защиты принципов гуманизма. Кроме того, они требуют уважения и защиты мирного населения и лиц, имеющих ранения, заболевания, захваченных в плен и т.п. и оказания помощи всем лицам, пострадавшим от последствий войны без какой-либо дискриминации. Международное гуманитарное право полностью запрещает следующие действия: убийство, пытки, телесные наказания, причинение увечий, унижение достоинства личности, взятие заложников, коллективные наказания, приведение в исполнение приговора без надлежащего судебного рассмотрения, жестокое или унижающее достоинство обращение.

Указанные документы запрещают также применять ответные меры к раненым, больным или потерпевшим кораблекрушение, медицинскому персоналу и медицинским службам, военнопленным, гражданским лицам, гражданским и культурным объектам, природной окружающей среде и объектам, способным стать источниками разрушения. Они устанавливают, что никто не имеет права отказываться или принуждаться к отказу от выполнения норм гуманитарного права. Наконец, ими предусмотрено, что лица, находящиеся под защитой, всегда должны иметь возможность обратиться к источнику защиты (при этом защита их интересов обеспечивается нейтральным государством), в Международный Комитет Красного Креста или другую нейтральную гуманитарную организацию.

Принципы, минимальные правила и декларации

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
В декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который состоит из восьми основных статей, содержащих положения о служебных обязанностей лиц по поддержанию правопорядка; необходимости защиты прав человека; применении силы; использовании конфиденциальной информации; запрещении пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания; необходимости охраны здоровья лиц, содержащихся под стражей; коррупции и соблюдении закона и Кодекса. По сути, Кодекс является основным критерием оценки международным сообществом поведения сотрудников пенитенциарной системы.

Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия
Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка были приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в 1990 г. Принципы исходят из того, что поддержание правопорядка часто носит опасный характер, отмечают, что угроза жизни или безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка является угрозой стабильности общества в целом. В то же время они устанавливают жесткие правила применения силы и огнестрельного оружия. В Принципах подчеркивается, что применение силы допустимо только в случае абсолютной необходимости и лишь в той мере, в какой это требуется для выполнения законных функций по поддержанию правопорядка.

Принципы обеспечивают точный баланс между обязанностями должностных лиц по поддержанию общественного порядка и их обязанностью защищать право человека на жизнь, свободу и безопасность.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Основные принципы обращения с заключенными.

Эти три документа определяют всеобъемлющие меры по защите прав лиц, находящихся под стражей или в заключении. Основные принципы защиты были приняты Генеральной Ассамблеей в декабре 1988 г. Минимальные стандартные правила были приняты Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проведенным в Женеве в 1955 г., а затем утверждены экономическим и социальным советом. Основные принципы обращения с заключенными приняты Генеральной Ассамблеей в декабре 1990 г. и содержат совокупность мер защиты, изложенных в виде 11 пунктов.

Содержание указанных документов определяет основу организации любого тюремного режима, и они будут часто цитироваться в настоящем пособии. В целом, они устанавливают, что обращение со всеми заключенными и лицами, содержащимися под стражей, должно быть основано на уважении их человеческого достоинства с учетом условий содержания; определяют порядок обращения и дисциплину; контакты с внешним миром; оказание медицинской помощи; классификацию и раздельное содержание; порядок рассмотрения жалоб; ведение документации; режим труда и отдыха; религиозную и культурную жизнь.

Права заключенных определены международным правом в ряде конвенций и соглашений (см. выше), обладающих статусом международных договоров и, соответственно, обязательной силой. Положения этих документов нашли отражение в Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными (далее - МСП).

МСП применяются национальными и международными судами, когда требуется раскрыть подлинную суть прав заключенных.

МСП являются минимальными правилами - они устанавливают стандарты, которые должны соблюдаться безусловно.

МСП базируются на следующих фундаментальных принципах:

  • тюрьмы (ИУ-ред.) должны быть хорошо организованными учреждениями, т.е. местами, не создающими опасности для жизни, здоровья и личной неприкосновенности;

  • тюрьмы (ИУ-ред.) должны быть местами, где не допускается дискриминации по отношению к заключенным;

  • когда суд выносит решение о заключении правонарушителя в тюрьму, он назначает наказание, которое само по себе является чрезвычайно болезненным. Тюремные условия не должны усугублять страдания, вызванные этим наказанием;

  • тюремная деятельность должна быть максимально ориентирована на поддержку заключенных в период адаптации к жизни в обществе после того, как заключенный выйдет на свободу, отбыв свой срок. По этой причине тюремные правила и режимы не должны ограничивать в большей степени, чем это действительно необходимо, свободу заключенных, внешние контакты и возможности для личного совершенствования. Тюремные правила и режимы должны способствовать адаптации и вхождению в нормальную жизнь на свободе.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью
В рамках своей законодательной деятельности Организация Объединенных Наций обращается к важной проблеме прав потерпевших. С этой целью в ноябре 1985 г.

Генеральная Ассамблея приняла Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Декларация содержит требования обеспечения государствами доступа потерпевших к правосудию; сочувственного отношения к ним правовой системы; обеспечения реституции (возврата имущества), когда это возможно; выплаты компенсации в тех случаях, когда реституция невозможна; и оказания потерпевшим медицинской, материальной, психологической и социальной помощи.

Гарантии защиты прав лиц, приговоренных к смертной казни
Гарантии защиты прав лиц, приговоренных к смертной казни, были утверждены экономическим и социальным советом в мае 1984 г. Они определяют наиболее серьезные виды преступлений, за которые может применяться высшая мера наказания, и запрещают применение смертной казни лицам, не достигшим совершеннолетия в момент совершения преступления, а также к беременным женщинам, молодым матерям и душевнобольным. Кроме того, установлены определенные процедурные гарантии и сформулировано требование применения смертной казни с причинением минимальных страданий.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций отношении мер, не связанных с тюремным заключением
В декабре 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в целях поощрения применения государствами - членами широкого спектра наказаний, не предусматривающих лишение свободы и позволяющих обеспечить более широкое участие общественности в отправлении правосудия и укреплении законности, а также сокращение применения тюремного заключения, которое должно рассматриваться как крайняя мера. Согласно Токийским правилам эти наказания должны учитывать права человека, возможности социальной реабилитации преступника, необходимость защиты общества и интересы потерпевшего. Правила определяют основополагающие принципы применения временного и условного освобождения, расконвоирования на время работы, условно-досрочного освобождения, помилования, амнистии, участие в общественных работах, экономические санкции и т. п.

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы). Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетнux, лишенных свободы.
В совокупности с Конвенцией по правам ребенка эти три документа определяют основные стандарты отправления правосудия по делам несовершеннолетних. Как и Конвенция, эти документы (принятые Генеральной Ассамблеей соответственно в декабре 1990 г., ноябре 1985 г. и декабре 1990 г.) требуют, чтобы национальные правовые системы учитывали особый статус и незащищенность несовершеннолетних, преступивших закон. Они рассматривают вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними право нарушителями на основе главного принципа соблюдения интересов ребенка.

Декларация о насильственном исчезновении
В декабре 1992 г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о защите всех лиц от насильственных исчезновений. Декларация отражает озабоченность международного сообщества этим отвратительным явлением, принявшим глобальные масштабы. Ее текст содержит 21 статью, направленную на предотвращение как преступления против человечества заключения под стражу, после которого судьба арестованного остается совершенно неизвестной. Декларация требует принятия действенных законодательных, административных, судебных и других мер для предупреждения и ликвидации таких действий и предусматривает ряд конкретных мер такого рода, к числу которых относятся усиление внимания к процессуальным гарантиям, отчетности, наказанию и возмещению.

 

Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


[an error occurred while processing this directive]

 Главная / Права заключенных / Справочник






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.