НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права заключенных / Справочник

ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений. Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I
Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I

Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений

 

Глава 2. Система обеспечения соблюдения прав человека Организации Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций создала целый комплекс механизмов распространения, имплементации и контроля за соблюдением документов по правам человека.

Документы по правам человека в сфере охраны правопорядка были приняты различными структурами Организации Объединенных Наций, в том числе Генеральной Ассамблеей, Экономическим и социальным советом, Комиссией по правам человека и регулярными Конгрессами Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Процесс выработки стандартов предусматривает участие всех государств - членов, представляющих все культурные, правовые, религиозные и философские традиции мира. Кроме того, его совершенствованию способствуют консультации, оказываемые неправительственными организациями, профессиональными объединениями и экспертами в области правоприменения.

В своей деятельности вышеупомянутые структуры получают существенную помощь от двух подразделений Секретариата Организации Объединенных Наций. В центре всех вопросов, связанных с правами человека, находится Верховный Комиссар по правам человека. Центр предупреждения международной преступности занимается проблемами уголовной юстиции.

В зависимости от источника получения мандата, механизмы имплементации и мониторинга можно разделить на два основных типа:

a) Конвенциональные (т.е. основанные на договорах) механизмы. К ним относятся структуры, созданные в соответствии с условиями международных договоров о правах человека для осуществления контроля за имплементацией этих договоров. Далее перечислены шесть структур такого рода.

b) Внеконвенциональные (т.е. основанные на уставе) механизмы. К ним относятся различные информирующие и рабочие группы, созданные Комиссией по правам человека для мониторинга соблюдения прав человека в конкретных странах или конкретных видов нарушений прав человека, таких как пытки, произвольное заключение под стражу и исчезновения. Они созданы не в соответствии с определенными договорами о правах человека, а по решению Экономического и социального совета и его функциональных комиссий в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Договор о правах человека Соответствующая договорная структура
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Комитет по экономическим социальным и культурным правам (CESCR)
Международный пакт о гражданских и политических правах Комитет по правам человека
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации Комитет по ликвидации дискриминации (CERD)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин Комитет по ликвидации дискриминации женщин (CEDA W)
Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания Комитет по запрещению пыток (САТ)
Конвенция по правам ребенка Комитет по правам ребенка (CRC)

Внеконвенциональные (основанные на уставе) механизмы
В соответствии с полномочиями, предоставленными Уставом Организации Объединенных Наций Экономическому и социальному совету и через него Комиссии по правам человека и Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, был разработан ряд процедурных норм, которые могут быть конфиденциальными или публичными. В частности, так называемая "процедура 1503" носит конфиденциальный характер, в то время как различные тематические или ориентированные на определенную страну специальные докладчики и рабочие группы Комиссии по правам человека действуют открыто.

(а) Процедура 1503
В соответствии с резолюцией экономического и социального совета 1503 (XL VHI) от 27 мая 1970 г., Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (группа экспертов Организации Объединенных Наций по правам человека) через созданную ею рабочую группу по сообщениям ежегодно проверяет тысячи сообщений о предполагаемом систематическом нарушении прав человека, поступивших от частных лиц и групп граждан. Если рабочая группа обнаруживает доказательства грубого нарушения прав человека, дело передается для расследования в подкомиссию. Подкомиссия принимает решение о необходимости передачи его в Комиссию по правам человека на основании выявления постоянного нарушения прав человека. Комиссия определяет, необходимо ли тщательное расследование ситуации, в том числе представление отчета и рекомендаций Экономическому и социальному совету.

Первые этапы этого процесса носят конфиденциальный характер, хотя правительствам соответствующих стран предоставляется возможность высказать свои замечания. При этом процедура становится публичной, если дело передается в экономический и социальный совет. Таким образом, если нарушение прав человека в определенной стране не удается ликвидировать на начальном этапе процесса, через экономический и социальный совет - одну из основных структур Организации Объединенных Наций - к нему может быть привлечено внимание мирового сообщества.

Некоторые специальные докладчики и рабочие группы. Специальный докладчик по проблемам незаконного, произвольного и упрощенного приведения в исполнение приговоров
Этот механизм был создан в 1982 г. для обеспечения со стороны Комиссии по правам человека контроля за ситуацией в области незаконного, произвольного и ускоренного приведения в исполнение приговоров и оперативного реагирования на него, особенно в тех случаях, когда такое приведение приговора в исполнение неизбежно или возможно. Специальный докладчик, которому оказывает помощь Верховный Комиссар по правам человека, получает и анализирует информацию о подобных случаях и может обращаться к соответствующим правительствам для предотвращения при ведения приговоров в исполнение или с требованием о проведении официального расследования и принятия необходимых санкций, если приговор уже приведен в исполнение.

Специальный докладчик по пыткам
В 1985 г. Комиссия по правам человека назначила Специального докладчика по пыткам для расследования случаев применения пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания путем обращения к правительствам, посещения различных стран для оказания консультаций по предупреждению подобных преступлений и получения запросов о принятии экстренных мер. Специальный докладчик обращается к соответствующим правительствам с целью обеспечения защиты соответствующих частных лиц. Следует отметить, что мандат Специального докладчика не дублирует мандат Комитета по ликвидации применения пыток, созданного в соответствии с Конвенцией о запрещении пыток, которая распространяется только на подписавшие ее государства, в то время как мандат Специального докладчика распространяется на все регионы мира.

Рабочая группа по насильственным или принудительным исчезновениям
В 1980 г. Комиссией по правам человека была создана Рабочая группа по насильственным или принудительным исчезновениям, призванная отслеживать это явление, существующее в ряде стран, где люди исчезают, т. е. насильственно похищаются правительствами или группами, не оставляя каких-либо следов. Рабочая группа рассмотрела около 20 000 случаев такого рода, имевших место более чем в 40 странах, применяя экстренные меры для их предотвращения и выяснения судьбы исчезнувших лиц, анализируя жалобы и обеспечивая обмен информацией между правительствами и заинтересованными семьями.

Рабочая группа по произвольному содержанию под стражей
Конечным результатом создания соответствующего механизма, который следует упомянуть в данном разделе, является Рабочая группа по произвольному содержанию под стражей, образованная Комиссией по правам человека в 1991 г. для расследования соответствующих случаев и представления Комиссии своих заключений. Рабочая группа применяет процедуры экстренного вмешательства в случаях, когда предполагается, что человек содержится под стражей по произволу, и его жизнь или здоровье подвергаются опасности. Рабочая группа передает свои рекомендации непосредственно правительствам соответствующих государств и в случае подтверждения полученных сообщений доводит их до сведения Комиссии.

Европейская система под эгидой Совета Европы
Основным документом о правах человека в европейском регионе является Конвенция о защите прав и основных свобод человека (как правило, именуемая Европейской конвенцией по правам человека), вступившая в силу в сентябре 1953 г. Органами европейской системы, связанной с Европейской конвенцией, являются Европейский суд по правам человека и Комитет Министров Совета Европы. Суд является судебным органом, выносящим рекомендательные заключения и принимающим решения по делам, заслушанным Комиссией, по просьбе одного из заинтересованных государств или самой Комиссии. Его решения имеют обязательную силу. Частные лица не могут выступать в качестве сторон в Суде. В марте 1987 г. Комитет Министров принял Европейскую конвенцию о запрещении пыток и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, которая вступила в силу в феврале 1989 г. На основе Конвенции был создан Комитет, в задачи которого входит посещение любого места на территории государств - членов, где какие-либо лица лишены свободы органами власти. В ходе таких посещений Комитет проводит инспектирование обращения с лицами, лишенными свободы, с целью более полного обеспечения их защиты от пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания.

Значение международных стандартов
Международные стандарты по правам человека в сфере правоприменения провозглашаются рядом подразделений Организации Объединенных Наций. Стандарты воспринимаются всем международным сообществом как минимальные правила правоприменения, независимо от правовой системы или национального законодательства государства - члена. Нормативное содержание этих стандартов и правила их применения на национальном уровне нашли свое отражение в развитии правовой практики Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций - органа, контролирующего выполнение договоров и созданного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Стандарты охватывают всю сферу международных правовых документов, от юридических обязательств, изложенных в пактах и конвенциях, до универсальных моральных принципов, заложенных в различных декларациях и минимальных правилах, которые создают международную правовую базу соблюдения прав и свобод человека в сфере уголовного правосудия.

Официальные договоры, которые ратифицировали или к которым присоединились государства - члены, имеют обязательный для исполнения характер.

Венская конвенция о праве международных договоров, ст.2

"Договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
К таким договорам, в частности, относятся: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция по правам ребенка, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и другие.

(См. также п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации")

Договоры, заключенные в письменной форме, являются не единственным источником обязательных для исполнения норм. Благодаря международному происхождению положения деклараций, руководящих принципов и минимальных стандартов считают "общими принципами международного права", причем последние - являются одним из источников международного права, признаваемых Статутом Международного суда. Названые документы обязательны для исполнения, скорее, в силу согласованной практики государств (которые считают эти принципы имеющими обязательную юридическую силу) в соответствии с "международным обычным правом", чем наличия конкретных договорных положений.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской федерации", п.1.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

В качестве таких принципов международным сообществом признаются ценность человеческой личности и отношение к человеку с позиций присущего ему человеческого достоинства. Согласно общепризнанному принципу - принципу всеобщего уважения прав человека - государство обязано уважать и соблюдать права человека и основные свободы в отношении всех людей, независимо от расы, пола, языка и религии. Поэтому другие государства имеют право требовать от государства выполнения соответствующей обязанности.

Международное право/ под ред. В.И. Кузнецова, с.80
Под "международно-правовым обычаем" ("международный обычай"), рассматриваемым в качестве источника международного права, понимается форма воплощения норм международного права, возникающих в практике межгосударственного общения, которая не является письменной"

Международные стандарты, изложенные в договорах, имеющих обязательную силу, не всегда достаточно детализированы. Поэтому более подробное изложение их в руководящих принципах, минимальных правилах и т. п. является важным правовым дополнением для государств, помогает понять возможности применения стандартов на национальном уровне.

Таким образом:

  • международные правовые акты о правах человека обязательны для исполнения всеми государствами и их органами;

  • права человека не являются предметом исключительной юрисдикции государства или его структур. Права человека - предмет международного права и международного контроля. Международное сообщество более полувека занимается разработкой стандартов, созданием механизмов имплементации и мониторинга соблюдения прав человека;

  • представители органов правопорядка обязаны знать и применять международные стандарты по правам человека. Те, кто нарушают права человека, в конечном счете, становятся объектом пристального международного внимания и осуждения международным сообществом. Поэтому задачей настоящего профессионала в сфере правоприменения является постоянное соблюдение и защита прав человека на основе применения законодательства.

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  Главная / Права заключенных / Справочник






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.