НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / Права заключенных / Справочник

ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений. Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I
Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I

Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений

 

Глава 3. Интеграция в национальную практику общепризнанных принципов и норм международного права, а также практики международных органов

Нормы международного характера устанавливают обязанность государств, ратифицировавших международный акт, обеспечить его исполнение на своей территории. Так, статья 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что "высокие Договаривающиеся стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Конвенции". В связи с интеграцией в мировое сообщество Российская Федерация приняла на себя обязательство стремиться к выполнению на своей территории международных стандартов, а часть 4 статьи 15 Конституции РФ признала общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Кроме того, к их применению призывают и ряд национальных нормативных актов и разъяснений высших судебных инстанций:

  • статья 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";
  • ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
  • статья 1 ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ;
  • ППВС "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" от 31.10.1995, №8;
  • ППВС "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" от 10.10.2003, №5.

    Несмотря на это, вопрос о применении международных принципов и норм судебными органами и органами исполнительной власти до сих пор остается открытым. Любое положение закона остается "мертвым" до тех пор, пока его не начнут применять. Российская Федерация же ратифицированные международные акты внедряет в национальную практику неторопливо, правоприменителю пока несвойственно выстраивать свою деятельность в соответствии с общепринятыми стандартами прав человека и ссылаться в своих решениях на положения международного права. Конечно, это не означает, что такой практики нет вообще, но, к сожалению, ее нельзя признать систематичной и характерной для правоприменительной системы в целом.

    Обеспечение прав и свобод в пенитенциарной сфере прямо зависит и от стремления сотрудников, учреждений и органов, исполняющих наказания, создать условия содержания человека под стражей и отбывания им наказания, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного права. Основополагающим международным стандартом обращения с заключенными являются Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными (далее - МСП), принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1955 г. и Европейские пенитенциарные правила (далее - ЕПП). Правила не имеют статуса международных договоров, т.е. не являются жестким обязательством государства, но содержат необходимые для восприятия национальным государством общепризнанные принципы, относящиеся к правам человека и рекомендации по их эффективному применению. МСП получили признание как основополагающий документ, исполнение норм и принципов которого "имеет огромное значение и оказывает большое влияние на развитие уголовной политики и практики" (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №45/111 от 14 декабря 1990 г.). Улучшение же условий содержания заключенных в пенитенциарных учреждениях на условиях соответствующих ЕПП является обязательством России с момента вступления ее в 1998 году в Совет Европы. В январе 2006 года Кабинет министров Совета Европы принял новые Европейские пенитенциарные правила.

    Практика показывает, что ситуации, когда демократическое государство не придает большого значения принятым на себя обязательствам и не прилагает усилий к установлению общепризнанных принципов ориентирами в повседневной правоприменительной деятельности, приводят к таким негативным последствиям, как конфликты различной интенсивности осужденных с администрацией учреждений, атрофируют правосознание сторон, а также привлекают внимание международного сообщества. Именно поэтому все правоприменительные органы Российской Федерации, в том числе и органы уголовно-исполнительной системы, должны стремиться в своей деятельности к стандартам, установленным этими документами.

     

    Вернуться назад На главную страницу сайта Поиск Добавить в избранное


    [an error occurred while processing this directive]
  •  Главная / Права заключенных / Справочник






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.