НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / О нас / Проекты / Проекты ПРПЦ

ПРОЕКТЫ
Проекты ПРПЦ:
  • Текущие
  • Архив
  • Проекты ПГП:
  • Текущие
  • Архив
  • Проект "Право на человеческое достоинство и неприкосновенность личности - гарантии гражданского общества, 2 этап"

  • Итоговый отчёт о реализации проекта

    Январь 2005 - декабрь 2007 г.
    Грант $140.000 Фонд МакАртуров

    Цели проекта

    1. Правовое и гражданское противодействие пыткам и жестокому и унижающему обращению со стороны органов государственной власти и местного самоуправления на территории Пермского края

    2. Содействие предотвращению пыток и других видов жестокого и унижающего обращения и наказания.

    Задачи проекта

    1. Правовая и общественная защита жертв пыток и других видов жестокого обращения;

    2. Активизация деятельности неправительственных организаций по защите граждан;

    3. Развитие общественного контроля на территории Пермской области;

    4. Проведение тематических исследований (тематических общественных экспертиз);

    5. Распространение знаний о свободе от пыток и жестокого обращения;

    6. Проведение информационных компаний.

    Целевые группы

      Сотрудники правоохранительных органов, судьи
      Сотрудники органов власти и местного самоуправления
      Жертвы преступлений, их родственники
      Представители правозащитных организаций
      Журналисты
      Население областного центра и 6 районных центров

    Мероприятия

    1. Проведение специализированных консультаций в рамках работы общественной приемной ПРПЦ по вопросам применения пыток, жестокого обращения при задержании, аресте, унижения человеческого достоинства в закрытых и полузакрытых учреждениях, нарушения личной неприкосновенности и др. 2 раза в неделю по 3 часа. В случаях, не терпящих отлагательства, организуется срочное собеседование.

    Индивидуальные консультации будут проводиться при посещении закрытых и полузакрытых учреждений.

    Консультирование граждан, лишенных свободы и граждан, ограниченных в свободе, находящихся под стражей будет производиться письменно, а также при посещении колоний.

    В консультациях примут участие сотрудники Пермского медицинского правозащитного центра, в задачу которых будет входить: осмотр пострадавших, дача предварительного заключение о характере и тяжести причиненного вреда, направление пострадавших в специализированное учреждение, анализ медицинских документов, судебно-медицинских экспертиз.

    Стандартный прием должен включать правовую оценку ситуации, ознакомление с документами (при недостаточности, содействие их получению), разработку правовых документов, выработку рекомендаций, распечатку фрагментов нормативных актов.

    Общее количество консультационных приемов и консультаций, данных письменно не должно быть меньше 300 в год.

    2. Ведение социально-правового патронажа, т.е. осуществление сотрудниками юридической защиты в уголовном и административном судах, представление интересов в гражданском суде, проведение независимого расследования, независимой экспертизы, осуществление правового контроля, проведение информационно-правового патронажа, включая проведение журналистских расследований, что кроме обеспечения гласности проекта должно содействовать сбору "горячей" информации, затрудненному другими способами и др. В тех случаях, когда в процессуальных действиях законодательство предполагает участие только адвоката, Правозащитный центр прибегает к услугам последних под своим контролем. В уместных случаях с согласия потерпевших сотрудники ПРПЦ должны ходатайствовать о вынесении в адрес учреждения, органа частного определения, о принятии мер дисциплинарного характера.

    Общее количество патронажных дел - не менее 10 в год. Работа по патронажным делам должны продолжаться вплоть до их завершения, вне зависимости от сроков реализации проекта.

    Целью проведения специализированных консультаций и социально-правового патронажа являются правовая и общественная защита жертв пыток и других видов жестокого обращения и наказания.

    3. Мониторинг действий сотрудников внутренних дел во время задержания и содержания под стражей в органах внутренних дел граждан, задержанных по подозрению в совершении преступления или арестованных в административном порядке.

    Рабочая гипотеза - действия часто неоправданны с точки зрения необходимости применения физической силы и спецсредств и сопряжены (сознательно или в силу профессионального архетипа) с причинением вреда здоровью.

    Цель - сбор и распространение информации о методах действий сотрудников милиции во время задержания, снижение риска быть подверженным жестокому обращению в первые часы после ареста. Привлечение внимания общественности и органов власти к проблеме жестокого обращения в практике работы органов внутренних дел. Разработка рекомендаций.

    Содержательный план мониторинга: 1. Обоснованность задержания, обоснованность применения физической силы, спецсредств, оружия; 2.Основные гарантии безопасности (информирование о задержании 3-го лица, доступ к адвокату, доступ к врачу,); 3. Реализация права на получение информации о причинах задержания, о своих правах; 4. Соблюдение стандартов проведения допросов (физическое и психологическое насилие, условия проведения допроса); 5. Физические условия содержания под стражей; 6. Реализация права на принесение жалобы.

    Основные методы проведения мониторинга: посещение 6-10 мест содержания под стражей, проверка выделенных аспектов содержания под стражей всех или определенных категорий лиц, сбор информации (документированной, свидетельской, статистической, публикаций), опросы и анкетирование (не менее 500), анализ обращений граждан в ПРПЦ и патронажных дел, передача в письменной форме результатов проверки администрации учреждения (спец учреждения, РУВД) и ГУВД Пермской области, издание результатов мониторинга в виде брошюры (тираж - 500 экз., А-5, до 100 с., печатается на ризографе, рассылка по корреспондентской сети, в учреждения органов внутренних дел, библиотеки), опубликование на сайте и в газете "Личное дело" (фрагментарно: заключение и, возможно, ответ ГУВД Пермской области. Вариант: мнение ГУВД разместить непосредственно в брошюре).

    4. Проведение общественных экспертиз, направленных (включая мониторинговое исследование) на исследование ключевых вопросов организации деятельности правоохранительных органов, разработку и продвижение конкретных рекомендаций, провоцирование дискуссий в профессиональной среде.

    1. "Административные барьеры в деятельности учреждений органов внутренних дел и прокуратуры".

      Цель: выявление административных барьеров (препятствий) в пользовании гражданами услугами, предоставляемыми государственными учреждениями в силу процессуальных обязательств или по собственной инициативе в порядке публичного договора (при подаче и разрешении заявлений, жалоб, ходатайств).

      Основные методы: исследование нормативной базы, изучение выполнение требований законодательства, опрос граждан, опрос работников государственных учреждений, натурное наблюдение (5-7 районных или городских отделений и управлений внутренних дел, 5-7 прокуратур), сравнение спроса и предложения, разработка рекомендаций объекту исследования, публикация исследования (тираж 500 экз., А-5, до 50 с., печатается на ризографе, рассылка по корреспондентской сети, в учреждения органов внутренних дел, библиотеки), размещение на сайте, публикация в газете "Личное дело".

    2. "Экспертный анализ работы прокуратуры по проверке жалоб на пытки и жестокое обращение в органах внутренних дел".

      Цель: обобщение практик проведения проверок и расследований по жалобам на действия милиции, составление перечня стереотипных методик и решений.

      Основные методы: опрос общественных объединений, опрос пострадавших граждан, привлечение представителей юридической общественности, разработка мнения (результатов) независимой экспертизы (на сайте и в газете "Личное дело"), проведение круглого стола "Реализация права человека на защиту государства в работе прокуратуры" (рабочее название) с участием работников районных прокуратур, управления по надзору за дознанием и предварительным следствием прокуратуры Пермской области, представителей науки, адвокатов, правозащитников, публикация исследования (тираж 500 экз., А-5, до 50 с., печатается на ризографе, рассылка по корреспондентской сети, в прокуратуры, учреждения органов внутренних дел, библиотеки).

    3. "Язык вражды (насилия) в специальных передачах, о работе органов правопорядка"

      Цель: Анализ "милицейских" передач с точки зрения наличия в них сцен насилия над задержанными и подозреваемыми в совершении правонарушения гражданами и влияния их на массовое сознание.

      Основные методы: разработка технического задания, мониторинг электронных и печатных СМИ, проведение психологического и лингвистического анализа, разработка рекомендаций объекту исследования, обсуждение в экспертной среде, издание отдельной брошюрой (тираж - 500 экз., А-5, до 30 с., печатается на ризографе, рассылка по корреспондентской сети, в учреждения органов внутренних дел, библиотеки), опубликование на сайте и в газете "Личное дело" (публикация заключения).

    5. Проведение "Пермской гражданской школы" для организаций-участников проекта (всего 16-20 человек).

    Цель - профессиональная подготовка представителей правозащитных организаций к работе в проекте и журналистов, изъявивших желание освещать тему в СМИ, а также готовить материалы для газеты "Личное дело".

    Примерная программа Школы:

    1. Лекция "Права человека в современном мире, России", 1 час;
    2. Лекция: "Гражданское общество и права человека", 1 час;
    3. Выставка "Права человека", экскурсионное сопровождение по теме "Категории прав человека. Ограничения и запреты. Права человека в закрытых учреждениях", 1,5 часа;
    4. Лекция "Определение пытки, жестокость обращения, бесчеловечные и / или унижающие достоинство виды обращения". Толкование и прецедентная практика" 1 час;
    5. Лекция "Противодействие пыткам и жестокому обращению: допроцессуальное и процессуальное участие представителя правозащитной организации в защите прав жертв насилия сотрудников правоохранительных органов, работников государственных и муниципальных полузакрытых учреждений", 2 часа;
    6. Тренинг "Общественное и журналистское расследование", 1,5 часа;
    7. Тренинг "Проведение просветительских и общественных компаний", 1,5 часа;
    8. Лекция "Гражданский контроль закрытых и полузакрытых учреждений", 2 часа
    9. Практическое занятие (посещение спец учреждения, выполнение индивидуальных заданий);
    10. Тематический мониторинг, задачи участников, 2 часа;
    11. Круглый стол "Взаимодействие организаций партнеров в проектных мероприятиях", 1,5 часа. Всего: 15 уч. часов + практическое занятие

    Занятия проводят сотрудники правозащитного центра, Пермской гражданской платы, Центра гражданского образования и прав человека.

    6. Организация и проведение общественного контроля.

    Цель - контроль соблюдения законодательства в отношении задержанных по подозрению в совершении преступлений и арестованных за административные правонарушения. Профилактика предотвращения пыток и жестокого обращения через сотрудничество с органами власти.

    Перечень мероприятий:

    • Разработка стандартов посещения ИВС, спец приемника, приемника - распределителя, вытрезвителя, центра временного содержания несовершеннолетних. Согласование их с Главным управлением внутренних дел. Разработка рекомендаций представителям правозащитных организаций, осуществляющим контроль;

    • Разработка стандартов посещения камер временного задержания, контроль работы сотрудников РОВД в ночное время (возможно совместное с ГУВД или СБ инспектирование рабочих мест. Предложение может быть не принято руководством ГУВД);

    • Организация посещений мест содержания под стражей и ограничения свободы (посещение 10-12 учреждений в год);

    • Контроль работы сотрудников УВД во время проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, пикетов), включающую видеозапись, работу по жалобам;

    • Составление заключений о соблюдении прав человека в названных учреждениях, направление их в учреждение и вышестоящую организацию.

    7. Организация и проведение просветительских и других публичных мероприятий, компаний.

    Цель: распространение знаний о ценностях, связанных с правами человека, способах защиты, привлечение внимания к актуальным вопросам соблюдения их в РФ/ в регионе, стимулирование принятия правоохранительными органами "плана действий", учитывающего общественные интересы.

    Перечень мероприятий:

    1. Проведение "Недели прав человека" в областном центре: экспонирование выставок "Права человека" и "Права человека в закрытых учреждениях", экскурсионное сопровождение, распространение методической литературы, просмотр документальных, художественных, просветительских фильмов о правах человека, показ театрализованного представления, лекционная программа, телевизионное ток-шоу, радиопередача.

    2. Экспедиционная программа в 6 городах (районных центрах) Пермской области, предусматривающая 2-х дневные выезды 7 - 10 человек и включающая в себя:

      a. Экспонирование выставки в учебных заведениях, органах внутренних дел.
      b. Посещение закрытых и полузакрытых учреждений (колонии, СИЗО, ИВС, интернаты и т.п.).
      c. Чтение лекций, и проведение практических занятий для правозащитных и других некоммерческих организаций.
      d. Проведение специализированных ток-шоу и ролевых игр для школьников и учащихся.
      e. Проведение правовых и юридических консультаций для граждан.
      f. Проведение общественных дискуссий по проблеме пыток и жестокого обращения.

    3. Презентации 2-х исследований, проведение "круглого стола" по результатам независимой экспертизы (см. раздел "Проведение общественных экспертиз и исследований"), проведение "круглого стола" по итогам общественного контроля.

    8. Информационная поддержка проектной деятельности участников, содействие формированию атмосферы нетерпимости к любым проявлениям жестокого и унижающего обращения со стороны представителей власти.

    Перечень мероприятий:

    • тематические публикации в ежемесячной газете "Личное дело" (материалы патронажных дел, журналистские расследования, материалы организаций-партнеров, сообщения о коалиционных действиях, открытые заявления, обращения);
    • еженедельное распространение тематических пресс-релизов;
    • организация пресс-конференций;
    • создание тематической страницы на сайте. Примерная структура страницы: информация о проекте, сведения об организациях-партнерах, коалиционных действиях, аналитические, методические, информационные, рекламные материалы, новости, журналистские расследования, выводы экспертиз, заключения мониторинга, "черные страницы".

    9. Издание и распространение заключительных материалов экспертиз, выводов мониторингового исследования (см. раздел "Проведение общественных экспертиз и исследований"), методических и информационных материалов к выставкам (тираж 5 тыс. экз., печать на ризографе), информационного плаката (А-3, тираж 200 экз., изготовление в типографии), тематической брошюры (на основе выставочных материалов для широкого круга лиц, А-4, тираж 5 тыс. экз., печать на ризографе), буклетов для отдельных групп населения (подростков, национальных и социальных меньшинств; А-4, тираж 3 тыс. экз., печать на ризографе), разработка и изготовление стикеров, флаейров и иных рекламных материалов, содержащих идеологию и символику проекта (всего 1000 экз., изготовление в типографии).

    10. Координация совместной деятельности партнерских организаций

    Цель: расширение проектной деятельности, проведение совместных акций в поддержку общественных интересов и против произвола правоохранительных органов, оказание правовой, методической, информационной и организационно-технической помощи местным правозащитным организациям.

    1. Организации-партнеры: Соликамский правозащитный центр, Краснокамский правозащитный центр, Чайковский правозащитный центр, Пермский медицинский правозащитный центр.

    2. Принципы совместной деятельности:

      Взаимодополняемость, разделение сфер в работе (территориальная специализация), поиск политической и практической поддержки со стороны других организаций, координация общих и конкретных вопросов: определение общей позиции и стратегии, сотрудничество с другими организациями путем имплементации совместных программ, материальный и иной вклад в реализацию проекта.

    3. Рабочие отношения, степень вовлечения партнерских организаций

    • Пермский региональный правозащитный центр и организации - партнеры заключают соглашение о субгранте, в котором отражается совместная деятельность в решении проектных целей и задач. Договор должен содержать взаимные обязательства, предусматривать компенсацию части расходов организаций (коммуникационных, транспортных, офисных - направление расходов согласовывается с организациями), оплату труда занятых в мероприятиях сотрудников (размер административных расходов и оплаты труда должен быть поставлен в зависимость от степени участия в совместной деятельности, максимальная сумма вознаграждения - $ 350, компенсации административно-хозяйственных расходов - $ 80), а также вклад организации-партнера (компенсация должна быть поставлена в зависимость от вложений в проект собственных средств организаций партнера - 50%).

    • Пермский региональный правозащитный центр администрирует (с учетом мнения всех участников проекта) деятельность организаций в рамках принятых договорных обязательств, контролирует объем и качество их выполнения.

    • Пермский региональный правозащитный центр оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь, информационную поддержку деятельности организаций-партнеров.

    • Организации-партнеры: принимают участие в работе "Пермской правозащитной школы", в реализации просветительской программы, обмене тематической информацией, участвуют в проведении мониторинга закрытых учреждений, процедурах общественного контроля (не менее 1 посещения в месяц), проведении экспертиз (в соответствии с техническим заданием).

    • Организации-партнеры проводят специализированные консультации (не менее 1 раза в неделю по 3 часа) и ведут социально-правовой патронаж (не менее 3 дел в год).

    • Пермский региональный правозащитный центр и организации-партнеры создают региональную коалицию организаций для представления общественных интересов в органах власти и продвижении идей отказа государства от немотивированного насилия и уголовного преследования должностных лиц (вариант: свободы от пыток и жестокого обращения или отказ от пыток и жестокого обращения - предпосылка цивилизованных отношений в обществе), разрабатывают план действий. Например: пропагандистские акции, компании давления: формирование и публикация на сайте ПРПЦ "черного списка", коллективные обращения, заявления, открытые письма и т.д.
  •  Главная / О нас / Проекты / Проекты ПРПЦ






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.