НОВЫЙ САЙТ ПРПЦ НА NEW.PRPC.RU





Главная / О нас / Проекты / Проекты ПРПЦ

ПРОЕКТЫ
Проекты ПРПЦ:
  • Текущие
  • Архив
  • Проекты ПГП:
  • Текущие
  • Архив
  • Итоговый отчёт о реализации проекта "Право на человеческое достоинство и неприкосновенность личности - гарантии гражданского общества"
    2 этап с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года

  • О проекте

    Грант № 04-82834-ООО-GSS

    г. Пермь 28 февраля 2008 г.

     

    КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

    С 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года сотрудники Пермского регионального правозащитного центра осуществляли следующую, предусмотренную Соглашением по гранту, деятельность:

    I. В 2005-2007 годах были проведены 496 специализированных правовых консультаций по вопросам применения пыток, жестокого обращения при задержании, аресте; по вопросам унижения человеческого достоинства в закрытых и полузакрытых учреждениях, нарушения личной неприкосновенности и др., в том числе:

    • Проведена 301 стационарная специализированная правовая консультация для населения Пермского края в общественной приемной ПРПЦ, что соответствует плановым показателям.

    • сотрудники ПРПЦ провели специализированные консультации в 18 исправительных учреждениях Пермского края. Кроме того, специалисты ПРПЦ и адвокаты (по договору с ПРПЦ) 32 раза выезжали в исправительные учреждения для проверки информации и проведения встреч с гражданами, отбывающими наказание.

    • организациями-партнерами проведено 159 консультаций.

    • 18 консультаций проведено в ходе экспедиционных мероприятий.

    II. Всего в 2005-2007 годах проведено консультационных приемов и дано письменных консультаций 3686, в том числе: в 2005 году специалистами ПРПЦ и специалистами организаций-партнеров было проведено 803 консультационных приема и дано 491 письменная консультация; в 2006 году - проведено 405 консультационных приема и дано 438 письменных консультаций; в 2007 году - проведено 1181 консультационных приема и дано 368 письменных консультаций.

    В том числе:

    • в ходе посещений исправительных учреждений с жалобами на действия правоохранительных органов обратились 783 человека: в 2005 году - 489 человек, в 2006 году - 86 человек (2006 г.), в 2007 году - 208 человек;

    • 3 партнерские организации, согласно предоставленным отчетам, провели 271 консультационный прием.

    От имени обратившихся граждан и непосредственно в ПРПЦ сотрудниками составлено и направлено в органы, осуществляющие ведомственный и прокурорский надзор (прокуратура, СИЗО, ГУВД, ГУ ФСИН, ИУ, суды), 639 жалоб на нарушения прав человека, в том числе 86 жалоб (2005 г.), 175 жалоб (2006 г.), 378 (2007 г.).

    III. В 2005-2007 годах специалисты ПРПЦ вели 120 патронажных дел, из них:

    • более 55% дел касались нарушения права на свободу от пыток и другого жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания;

    • около 35% дел касались нарушения права на свободу и личную неприкосновенность;

    • около 7% дел касались нарушения права на справедливое правосудие;

    • около 3% дел касались права на жизнь.

    Итоги правового патронажа представлены в таблице

      Показатели 2005 год 2006 год 2007 год Всего
    1 Поступило 55 25 40 120
    Всего велось патронажных дел в соответствующий период 55 57 74 ---
    2 Прекращено: 23 23 28 74 или 61,6%
    в том числе по требованию или нежеланию заявителя 7 8 3 18 или 24,4%
    в том числе в связи с исчерпанием средств защиты 2 4 3 9 или 12,1%
    в том числе в интересах заявителя 14 11 22 47 или 63,5%
    3 Результаты:        
    приостановлено в связи с ожиданием информации 0 5 6 ---
    прекращено административных дел и уголовных преследований в связи с незаконностью 9 7 9 25
    признаны незаконными действия правоохранительных органов 11 6 16 33
    привлечено к уголовной ответственности с вынесением приговора должностных и иных лиц осуществляющих властные полномочия, распорядительные функции 1 10 3, в отношении еще 3 должностных лиц ведется уголовное дело 14 человек
    взыскано в качестве компенсации, причиненного незаконными действиями, вреда 10 тыс. в отношении 2-х человек 97,675 тыс. в отношении 4 человек 148 тыс. рублей в отношении 7 человек 255, 675 тыс. рублей в отношении 13 человек
    снижен срок наказания в связи с надлежащим применением закона 2 2 2 6
    4 Количество незаконченных дел 32 34 46 ---

    Примерно в 50% патронажных дел ответственными за нарушение прав человека являются сотрудники МВ;, в 30% дел - сотрудники уголовно-исполнительной системы; в 10% дел - сотрудники прокуратуры; в 7% дел - федеральный судьи; 3% дел - муниципальные служащие.

    По заявлениям ПРПЦ прокуратурами Пермского края было проведено свыше 200 проверок. По результатам проверок вынесены несколько десятков представлений.

    По жалобам ПРПЦ признано незаконным и (или) необоснованным 41 постановление прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела, о должностных преступлениях (в названный показатель вошли только известные ПРПЦ случаи). В тех же случаях, когда разработанные ПРПЦ жалобы подавались в официальные органы от имени обратившихся за помощью лиц, результаты известны не всегда.

    IV. В проектный период было проведено 4 исследования и экспертизы, непосредственно связанные с темой проекта. В том числе:

    • сотрудниками 4 организаций в 16 из 38 административных территорий Пермского края в соответствии со специально разработанной методикой проведен "Мониторинг действий сотрудников внутренних дел во время задержания и содержания под стражей в органах внутренних дел граждан, задержанных по подозрению в совершении преступления или арестованных в административном порядке". Основными рабочими инструментами исследования стали натурное наблюдение, опросы экспертов и пострадавших граждан, анализ информации полученной в результате запросов, ведения патронажных дел и т.п.

    Основные выводы: при выполнении задержания сотрудники правоохранительных органов грубо и массово нарушают права человека, такие как право на личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право на информацию, право на справедливый суд. Кроме того, нередко нарушается запрет на применение пыток и жестокое обращение. Чаще всего нарушения проявляются в необоснованности задержания и применения физической силы и спецсредств, в нарушении установленных законом процедур, отсутствии условий содержания под стражей, обеспечивающих человеческое достоинство.

    • проведена экспертиза "Административные барьеры в деятельности учреждений органов внутренних дел". Ее цель - выявление административных барьеров (препятствий) при использовании населением услуг, предоставляемых правоохранительными органами в силу публичного договора (при подаче и разрешении заявлений, жалоб) и разработка рекомендаций.

    Авторы пришли к выводам о недостаточности информирования граждан в УВД, сложных процедурах предоставления услуг, а в некоторых случаях ограничениях на ее получение или фактическое отсутствие услуг; о неисполнении законодательства и наличии других факторов негативно влияющих на возможности пользования услугами, на регулярность и полезность их предоставления.

    • проведен экспертный анализ работы прокуратуры по проверке жалоб на пытки и жестокое обращение в органах внутренних дел. Основными источниками для него послужили официальные документы органов внутренних дел, прокуратуры и суда.

    В анализе указывается на частое отсутствие в деятельности сотрудников прокуратуры таких процессуальных критериев качества проводимых проверок, как объективность и полнота. Кроме того, отсутствуют и другие составляющие элементы, предъявляемые международным сообществом к эффективному расследованию фактов применения правоохранительными органами пыток и жестокого обращения.

    • в течение первого полугодия 2007 г. привлеченными специалистами проводилась экспертиза специальных передач пермского телевидения о работе органов правопорядка "Дежурная часть" ("Вести-Пермь"), "Вызов 02" (ТК "Рифей"), "Час пик" (ТК "УралинформТВ") на предмет присутствия в них языка вражды. Экспертиза установила наличие в этих передачах, выражений нагнетающих ощущения вражды, отчужденности, дискриминационные по своей сути и нарушающие запреты на распространение персональной информации. Результаты мониторинга и экспертиз опубликованы в сборнике.

    V. 20-22 апреля 2005 года проведены мероприятия "Пермской гражданской школы". Объем учебных мероприятий (экскурсионное сопровождение по выставке, 4 лекции, 2 "круглых стола", 2 тренинга, 4 презентации) - 14 часов. Количество участников - 14 человек.

    VI. В течение всего проектного периода ПРПЦ осуществлялся общественный контроль специальных учреждений ГУВД по Пермскому краю, осуществляющих принудительное содержание задержанных по подозрению в совершении правонарушение или отбывающих административное наказание. В ходе осуществления контроля:

    • в 2006 году были разработаны и переданы организациям, участвующим в проекте стандарты (правила) посещения спецучреждений и рекомендации правозащитным организациям разработаны. 20 апреля 2006 года подписано соглашение о сотрудничестве с ГУВД Пермского края, которое определяет разрешительный порядок посещений спецучреждений сотрудниками ПРПЦ, а также закрепляет правила их посещения;

    • сотрудники ПРПЦ и организаций-партнеров посетили 66 спецучреждений МВД.

    • по итогам каждого посещения спецучреждений составлялись заключения о соблюдении прав человека в учреждении и направлялись в отдел спецучреждений ГУВД (всего направлено 45 заключений). В связи с выводами о недостаточности финансирования федеральных учреждений, был направлен запрос в Министерство внутренних дел РФ об объемах и принципах финансирования потребностей в реконструкции и строительстве ИВС. Ответ получен в ноябре 2007 года. 20 декабря 2006 года тематический анализ был представлен вниманию участников "круглого стола" на тему: "Вопросы соблюдения прав человека в спецучреждениях ГУВД Пермского края".

    • проблемы функционирования спецучреждений Пермского края обсуждались на 2-х совещаниях представителей ГУВД и Пермского регионального правозащитного центра.

    Мероприятия общественного контроля в сочетании с правовым патронажем, привлечением внимания прокуратуры и СМИ к проблеме ненадлежащего обеспечения ИВС и нарушения прав содержащихся в них граждан в целом повлияли на принятие решений об изменении подходов к обеспечению спецучреждений, стимулировали создание ИВС, функционирующих в статусе межрайонных учреждений, и закрытие наиболее ветхих изоляторов.

    VII. Контроль за работой сотрудников милиции во время проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, пикетов) специалистами ПРПЦ осуществлялся в течение всего отчетного периода. Итоговая информация приведена в справках о действиях правоохранительных органов во время проведения массовых акций в г. Перми в 2005, в 2006 и в 2007 годах. В целом наблюдения показали, что нарушения, которые допускаются сотрудниками милиции, повторяются на протяжении ряда лет, массовый характер нарушений часто связан с масштабами протестного движения и уровнем социального противостояния. Однако, в течение проектного периода сотрудниками милиции не допускались действия, которыми человеку мог бы быть причинен серьезный ущерб.

    VIII. В ходе проекта были проведены следующие публичные мероприятия:

    • "Неделя прав человека" в областном центре проведена 1-15 декабря 2005 г. В программу вошли 24 просветительских мероприятия, в которых приняли участие около 2 тысяч человек;

    • в 2005-2007 годах в 7 городах и поселках Пермского края проведены около 230 мероприятий. В их числе: экспонирование выставки "Права человека" в учебных заведениях, органах внутренних дел; посещение закрытых и полузакрытых учреждений (ИВС, КАЗы, спецшкола, дома для инвалидов и престарелых граждан, детские дома, психоневрологические интернаты); чтение лекций для населения и сотрудников милиции; проведение практических занятий для правозащитных и других некоммерческих организаций; проведение специализированных ток-шоу и ролевых игр для школьников и учащихся; проведение правовых и юридических консультаций для граждан; проведение общественных дискуссий по проблеме пыток и жестокого обращения. В мероприятиях приняли участие более 8 тысяч человек.

    Экспедиционные программы были реализованы в следующих населенных пунктах Пермского края: в 2005 году - в городах Краснокамск и Березники; в 2006 году - в городах Кудымкар и Очер; в 2007 году - в п. Орда, г. Соликамск и в пос. Усть-Качка.

    • 20 декабря 2006 года проведен "круглый стол" на тему: "Вопросы соблюдения прав человека в спецучреждениях ГУВД Пермского края". На нем произошел обмен информацией, намечены пути улучшения содержания заключенных, обсуждены вопросы участия НКО в решении проблемы. Выводы сформулированы в решении участников мероприятия;

    Х. В течение всего периода работы над проектом, осуществлялась его информационная поддержка, которая включала в себя:

    • тематические публикации в газете "Личное дело" и приложении к нему под названием "За человека". Всего в 2005-2007 годах в газете "Личное дело" и приложении к нему опубликовано 49 материалов по тематике проекта. В 2007 году газета "Личное дело" перестала выходить в связи с недостатком средств. Пермский правозащитный центр начал выпускать приложение к газете "Личное дело" под названием "За человека" на 8 страницах, тиражом 5000 экз. В 2007 году вышли 5 выпусков приложения "За человека". В них размещены 18 материалов по тематике проекта.

    • в 2005-2007 годах подготовлено и распространено 53 пресс-релиза по тематике проекта.

    • В отчетный период было проведено 12 пресс-конференций на темы проекта.

    • На сайте ПРПЦ была создана специальная страница, посвященная проектной деятельности. Страница содержит разделы: Хроника милицейского произвола, методику "Как защититься от пыток", перечень текущих патронажных дел ПРПЦ, аналитические материалы.

    • В отчетный период изданы 10 видов печатных материалов общим тиражом около 10 тысяч экземпляров. В их числе: брошюра по материалам выставки "Права человека", которая содержит методические материалы по защите прав человека (тираж - 500 экз.); буклет "Права, обязанности и ответственность граждан, помещенных в изоляторы временного содержания органов внутренних дел РФ" (тираж - 1000 экземпляров); буклет "Подросток и милиция" (200 экз.); буклет "Права сексуальных меньшинств" (200 экз.); буклет "Права человека, получившего инвалидность" (200 экз.); буклет "Права человека без определенного места жительства" (200 экз.). Выпущены тематические информационные материалы (на основе выставочных материалов - общим тиражом 3000 экз.), стикеры (1000 экз.), плакаты (200 экз.) Изданные материалы распространялась во время проведения экспедиционной программы, на пресс-конференциях, в общественной приемной ПРПЦ.

    ХI. В ходе реализации проекта сотрудники ПРПЦ участвовали в проведение следующих дополнительных мероприятий:

    • проведено более 70 просветительских мероприятий в городах Сыктывкар, Глазов и пос. Усть-Качка, в которых приняли участие около 5 тысяч человек.

    • был прочитан цикл лекций по правам человека в Центре подготовки сотрудников ГУФСИН по Пермскому краю, лекция для начальников ИВС, лекции для сотрудников 12 исправительных учреждений.

    • сотрудники ПРПЦ дополнительно участвовали в проведении общественного контроля 18 исправительных учреждений и 9 учреждений интернатного типа.

    • разработано 6 экспертно-аналитических материалов. Специалисты ПРПЦ участвовали в разработке регионального закона о Центре временного содержания иностранных граждан.

    • проведен Мониторинг соблюдения прав человека на территории Пермского края в 2006 году, по итогам которого издан Доклад (на сайте http://www.prpc.ru/doclad06/index.shtml). Специалисты ПРПЦ участвовали в подготовке Альтернативного доклада о выполнении Российской Федерацией Конвенции ООН о запрете пыток и других форм жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения и наказания. Юрист ПРПЦ Захар Жуланов принял участие в составлении Доклада "Пытки в России. Позиция власти, правозащитников и Комитета ООН против пыток", изданного Фондом "Общественный вердикт" (на сайте http://www.prpc.ru/monitor.shtml). Разработаны несколько тематических анализов.

    В 2005-2006 годах Пермский региональный правозащитный центр осуществил выпуск 6 тематических приложений (на 4 страницах, общим тиражом 27 тысячи экз.) к газете "Личное дело" для учреждений уголовно-исправительной системы (на сайте http://www.prpc.ru/ld/archiv.shtml). Основная тематика - пропаганда прав человека, разъяснение понятий жестокого, унижающего обращения, пыток со стороны сотрудников пенитенциарной системы, защита своих прав, юридические консультации.

    * * * * *

    ОПИСАНИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ТЕЧЕНИЕ ЗАВЕРШАЮЩЕГО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА, В СООТВЕТСВИИ С ГОДОВЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОТЧЕТОМ

    С 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года сотрудники Пермского регионального правозащитного центра осуществляли следующую, предусмотренную Соглашением, деятельность (здесь и ниже знаком отмечены проектные обязательства Пермского регионального правозащитного центра):

  • "Проведение специализированных консультаций в рамках работы общественной приемной ПРПЦ по вопросам применения пыток, жестокого обращения при задержании, аресте, унижения человеческого достоинства в закрытых и полузакрытых учреждениях, нарушения личной неприкосновенности и др. 2 раза в неделю по 3 часа"

    В соответствии с записями в Журнале регистрации посетителей в течение проектного периода в приемной Правозащитного центра специализированные консультации граждан проводились 104 раза, что соответствует плановым показателям.

    Тематика консультационных приемов и объем предоставляемых при этом стандартных услуг (правовой анализ ситуации и документов, медицинская оценка источника и объема причиненного вреда, содействие в получении документов, разработка рекомендаций и правовых документов и др.) соответствует заявленным в проекте.

  • "Консультирование граждан, лишенных свободы и граждан, ограниченных в свободе, находящихся под стражей"

    В названный период сотрудники ПРПЦ провели специализированные консультации в 10 исправительных учреждениях Пермской области, в ходе которых с жалобами на действия правоохранительных органов обратились 208 человек.

    Кроме того, специалисты ПРПЦ 11 раз выезжали в исправительные учреждения для проверки информации и проведения встреч с гражданами, отбывающими наказание.

  • "Общее количество консультационных приемов и консультаций, данных письменно, не должно быть меньше 300 в год"

    Всего 2007 году специалистами ПРПЦ было проведено консультационных приемов и дано письменных консультаций 1549, в том числе:

    - 973 устная консультация дана специалистами ПРПЦ в общественной приемной организации;

    - 368 письменных консультаций даны специалистами ПРПЦ по просьбам лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы и их родственников по вопросам ненадлежащих условий содержания, жестокого обращения, обжалования приговоров, нарушения процессуальных прав и злоупотребления властью;

    - 208 устных консультаций дано специалистами ПРПЦ при посещении исправительных учреждений. От имени обратившихся граждан и непосредственно в ПРПЦ сотрудниками составлено и отправлено в органы, осуществляющие ведомственный и прокурорский надзор (прокуратура, СИЗО, ГУВД, ГУ ФСИН, ИУ, суды), 378 жалоб на нарушения прав человека.

  • "Общее количество патронажных дел - не менее 10 в год"

    В 2007 году под патронажем находилось 74 дела. Из общего числа 40 было заведено в 2007 году.

    Из них:

    Решено в интересах заявителя - 22 дела (см. в приложении "Патронажные дела 2007 года" дела № 4,11,12,14,24, 25,26,27, 38,41,45,46,49,51,53,54, 56,58,64,65,70,71), в том числе:

    - привлечено к уголовной ответственности - 3 должностных лица, 1 осужденный из секции дисциплины и порядка;

    - прекращено административных дел и уголовных преследований в связи с незаконностью - 9 дел;

    - снижен срок наказания в связи с надлежащим применением закона - 2 дела;

    - признана незаконной деятельность администраций - 16 дел;

    - взыскано в качестве компенсации морального вреда -148 000 рублей.

    • Закрыто по независящим от ПРПЦ обстоятельствам (прекращено по просьбе заявителя, прекращено в связи с установлением недобросовестности заявителя) - 3 дела;

    • Приостановлено в связи с ожиданием ответа из Европейского суда по правам человека - 6 дел;

    • Находятся в производстве в различных стадиях рассмотрения - 46 дел.

  • "Мониторинг действий сотрудников внутренних дел во время задержания и содержания под стражей в органах внутренних дел граждан, задержанных по подозрению в совершении преступления или арестованных в административном порядке".

    Заключительные материалы мониторинга опубликованы в сборнике "Право на человеческое достоинство и личную неприкосновенность. Сборник исследовательских материалов".

  • Проведение экспертизы "Административные барьеры в деятельности учреждений органов внутренних дел и прокуратуры".

    Экспертиза проведена. Заключительные материалы мониторинга опубликованы в сборнике "Право на человеческое достоинство и личную неприкосновенность. Сборник исследовательских материалов".

  • Проведение "Экспертного анализа работы прокуратуры по проверке жалоб на пытки и жестокое обращение в органах внутренних дел".

    Экспертный анализ деятельности органов прокуратуры Пермского края по проверке сообщений о недопустимом обращении со стороны сотрудников органов внутренних дел (милиции) проведён. Результаты опубликованы в сборнике "Право на человеческое достоинство и личную неприкосновенность. Сборник исследовательских материалов".

  • Проведение экспертизы "Язык вражды (насилия) в специальных передачах, о работе органов правопорядка".

    Экспертиза проведена в течение первого полугодия 2007 г. Заключительные материалы опубликованы в сборнике "Право на человеческое достоинство и личную неприкосновенность. Сборник исследовательских материалов".

  • Организация и проведение общественного контроля. Организация посещений мест содержания под стражей и ограничения свободы (посещение 10-12 учреждений в год)

    Всего в 2007 году сотрудники ПРПЦ посетили 11 спецучреждений МВД, в том числе: ИВС, камеры для административных задержанных (далее - КАЗ) и медвытрезвитель Соликамского РУВД, ИВС и КАЗ Уинского ОВД, ИВС и КАЗ Октябрьского ОВД, ИВС и КАЗ Кишертского ОВД, Центр временного содержания иностранных граждан, спецприемник Пермского ГУВД.

    В программу вошли следующие мероприятия, предусмотренные стандартом посещений:

    • Беседа с руководством специальных учреждений, в некоторых случаях с руководством районных и городских управлений внутренних дел.
    • Индивидуальные беседы с сотрудниками учреждения.
    • Осмотр камер, накопителей, санпропускников, мест дисциплинарных наказаний, следственных камер, складских помещений, мест разогрева и раскладки пищи, прогулочных двориков, мест помывки, туалетов и т.п.
    • Ознакомление с журналом приёма лиц, журналом жалоб и заявлений.
    • Ознакомление с имеющейся в учреждении информацией о правах и обязанностях содержащихся в нем лиц, системой информирования граждан, реализацией, предусмотренных законом специальных прав.
    • Составление общего отчета о посещении и представление его руководству ГУВД Пермского края.

    При посещениях ряда ИВС было установлено отсутствие индивидуальных спальных мест и постельных принадлежностей; отсутствие естественного освещения в камерах; недостаточность искусственного освещения; отсутствие прогулочного дворика; низкая температура воздуха в камерах и др.

    Вместе с тем, отмечено улучшение условий содержания в межрайонных изоляторах (См. приложение "Заключения о соблюдении прав человека в изоляторах временного содержания"). Условия содержания в КАЗах, особых нареканий не вызывает.

    В связи с жалобами на условия содержания в ИВС, по инициативе ПРПЦ был проведен ряд проверок прокуратурами районов, вынесено 8 представлений об устранении нарушений законодательства.

  • Контроль над работой сотрудников УВД во время проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, пикетов), включающую видеозапись, работу по жалобам

    Контроль над работой сотрудников милиции во время проведения массовых мероприятий специалистами ПРПЦ осуществлялся в течение всего отчетного периода. Всего в краевом центре проведено около 60 массовых мероприятий. Серьезных нарушений, особенно сопряженных с причинением вреда здоровью, не было установлено. См. приложение "Справка о массовых мероприятиях в 2007 году. Анализ действий правоохранительных органов во время проведения массовых мероприятий в 2007 году".

  • Составление заключений о соблюдении прав человека в названных учреждениях, направление их в учреждение и вышестоящую организацию.

    По итогам посещений спецучреждений составлено 6 Заключений о соблюдении прав человека. Все заключения переданы в отдел спецучреждений ГУВД по Пермскому краю. См. приложение "Заключения о соблюдении прав человека в ИВС Пермского края".

  • Организация и проведение публичных мероприятий

    - Проведена экспедиционная программа в 6 городах Пермского края.

    В 2007 году экспедиционные программы были реализованы в 3-х населенных пунктах Пермского края:

    1. Экспедиция в п. Орда 4 - 5 июня 2007 г. В программу вошли: ролевая игра "Права участников образовательного процесса"; просмотр и обсуждение фильмов "Право на жизнь", "Право на частную жизнь"; экспонирование выставки "Права человека" и 6 экскурсий по выставке; посещение отделения постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов при центре социального обслуживания населения в с. Ашап; посещение психоневрологического интерната в д. Березовая Гора; посещение детского дома в с. Ашап; проведен семинар "Формирование культуры толерантности в условиях детского дома"; посещение муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Ашапская специальная "коррекционная" общеобразовательная школа - интернат VIII вида"; состоялся "круглый стол" для представителей органов МВД и правозащитных организаций на тему: "Милиция и общество: укрепление доверия населения"; проведены правовые консультации.

    В просветительских мероприятиях программы приняли участие 394 человека.

    2. Экспедиция в п. Усть-Качка 26 - 27 июня 2007 г.
    В ходе проведения программы проведены правовые консультации, выставка "Права человека"
    В мероприятиях программы приняли участие 154 человека.

    3. Экспедиция в г. Соликамск 4-6 декабря 2007 г. В программу вошли: лекция для сотрудников Соликамского РУВД "Обязательства РФ, вытекающие из с. 3 ЕКПЧ"; лекция для сотрудников ИК-17 и ИК-9 "Обязательства РФ, вытекающие из с. 3 ЕКПЧ"; 12 экскурсий по выставке "Права человека"; 12 ролевых игр "Кардиологи"; лекция "Особенности работы общественных организаций с детьми девиантного поведения"; дискуссия со студентами "Опасно ли государственное насилие?"; презентация фильмов ЦПМДИ "Хочу служить без оружия" и "Дожить до дембеля"; лекция для социальных педагогов; правовые консультации для населения; посещение центра реабилитации несовершеннолетних, дома инвалидов и престарелых граждан, детского дома.
    В мероприятиях программы приняли участие 1200 человек.
    О содержании мероприятий см. в приложении "Программы экспедиционных мероприятий"

  • Информационная поддержка проектной деятельности участников, содействие формированию атмосферы нетерпимости к любым проявлениям жестокого и унижающего обращения со стороны представителей власти.

    - "Тематические публикации в ежемесячной газете "Личное дело" (материалы патронажных дел, журналистские расследования, материалы организаций-партнеров, сообщения о коалиционных действиях, открытые заявления, обращения). Материалы газеты размещены на сайте - http://www.prpc.ru/ld/archiv.shtml

    В 2007 году Пермский правозащитный центр начал выпускать приложение к газете "Личное дело" под названием "За человека" на 8 страницах, тиражом 5000 экз. В 2007 году вышли 5 выпусков приложения "За человека". В них размещены 18 материалов по тематике проекта (на сайте - http://www.prpc.ru/ld/archiv.shtml).

    Кроме того, на телевидении, радио, в газетах, интернет-изданиях, информационными агентствами было выпущено и опубликовано 63 сюжета и материала о деятельности ПРПЦ. Перечень сюжетов и публикаций см. в приложении "Перечень публикаций в СМИ о деятельности ПРПЦ"

    - "Еженедельное распространение тематических пресс-релизов"

    В 2007 году разосланы для СМИ 16 пресс-релизов по тематике проекта.

    - Организация пресс-конференций

    В 2007 году были проведены 5 пресс-конференций по тематике проекта, в том числе:

    • 20 апреля состоялась пресс-конференция по поводу незаконного задержания милицией журналистов съемочной группы "Скрытая камера" возле завода имени Кирова;

    • 26 июня состоялась пресс-конференция на тему "Международный День защиты жертв пыток и жестокого, бесчеловечного обращения. Ситуация в Пермском крае";

    • 7 сентября состоялась пресс-конференция на тему "О презентации доклада ПРПЦ "О соблюдении прав человека в Пермском крае";

    • 20 октября пресс-конференция о создании региональной общественной организации "Совет родителей осужденных";

    • 11 декабря состоялась пресс-конференция на тему "Развитие эффективных практик общественного контроля над деятельностью правоохранительных органов".

    - Создание тематической страницы на сайте. Примерная структура страницы: информация о проекте, сведения об организациях-партнерах, коалиционных действиях, аналитические, методические, информационные, рекламные материалы, новости, журналистские расследования, выводы экспертиз, заключения мониторинга, "черные страницы".

    Создан раздел "Гражданский контроль", где размещены методики и стандарты посещения закрытых учреждений, законодательные инициативы, новости по теме. Регулярно пополняется новостная лента сайта.

    - Издание и распространение заключительных материалов экспертиз, выводов мониторингового исследования (см. раздел "Проведение общественных экспертиз и исследований")

    Заключительные материалы исследования и экспертиз изданы в виде отдельного сборника. Тираж 500 экз., А-4.

    * * *

    ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА НА ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЕНИЯ, ДОПУЩЕНИЯ, ТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ ПЫТОК И ЖЕСТОКОГО, УНИЖАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, СО СТОРОНЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХАРНИТЕЛЬНЫХ И АДИМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ.

    Все проведенные в рамках проекта мероприятия соответствовали заявленным целям и задачам, были реализованы в полном объеме. С нашей точки зрения, их эффективность можно оценить через создание и функционирование специальных (независимых и межсекторных) институтов, способных как ситуативно, так и долгосрочно влиять на указанную проблему, и через четко проявляющиеся тенденции, позитивные изменения, которые явились результатом приложенных коллективом сотрудников ПРПЦ усилий.

    Так, в течение всего проектного периода инициативы ПРПЦ опиралась на систему договоров организации с правоохранительными органами (между ПРПЦ и ГУФСИН по Пермскому краю, между ПРПЦ и ГУВД по Пермскому краю), что позволило на постоянной основе посещать места принудительного содержания, значительно расширить и стандартизировать процедуру общественного контроля, настаивать на принятии мер в связи с установленными нарушениями, проводить встречи с должностными лицами, устранить барьеры в информационном обмене, проводить просветительские мероприятия с сотрудниками правоохранительных органов.

    Эта деятельность закреплялась работой представителей ПРПЦ в Общественных советах при ГУФСИН и ГУВД по Пермскому краю. Проблемы, связанные с деятельностью учреждений и органов власти, вопросы участия членов советов в их практическом решении регулярно обсуждалась на заседаниях совета, а также на совещаниях у первых лиц территориальных главков, трансформировались в обязывающие ведомственные решения, приказы.

    В качестве примера такого решения следует назвать изменение подходов к организации деятельности изоляторов временного содержания на территории Пермского края, когда были закрыты или готовятся к закрытию наиболее ветхие, не способные обеспечить надлежащих условий содержания, учреждения. Созданы или создаются межрайонные изоляторы, для чего проводится реконструкция и строительство новых помещений, прогулочных двориков и др., их техническое и материальное оснащение. Можно также указать на введение более строгого ведомственного надзора за использованием и действиями отряда специального назначения ГУФСИН по Пермскому краю, после ряда жалоб ПРПЦ, ставших причиной возбуждения уголовного дела против сотрудников спецподразделения, и переговоров с начальником главка.

    Следует также указать на регулярность контактов с руководителями различных подразделений и другими должностными лицами правоохранительных органов для решения практических вопросов взаимодействия, проверки поступающих в Центр жалоб и т.п. Примером такого взаимодействия может служить непосредственное участие сотрудников Центра в инициированной ими ведомственной поверке жалоб граждан, отбывающих наказание, на жестокое обращение в ОИУ-2 "Белый лебедь". Юристы ПРПЦ участвовали в опросе пострадавших, знакомились с материалами ведомственной проверки, направили свой анализ событий начальнику ГУФСИН по Пермскому краю. По нашему мнению, такое участие расширяет сферу применения общественного контроля, увеличивает его инструментарий и результативность, особенно влияние на не основанные на законе, но постоянно применяемые методы работы.

    Осуществление проекта повлияло на закрепление института общественного контроля наиболее закрытых учреждений. Процедуры контроля являются официально признанным явлением, стали регулярными, разработаны стандартные процедуры контроля, сокращено (в некоторых случаях до 2-3 дней) время согласования посещений закрытых учреждений. ПРПЦ в настоящее время: посещает исправительные учреждения и спецучреждения ГУВД в порядке, предусмотренном согласованным планом; посещает исправительные учреждения в срочном порядке для проверки жалоб, что является частью системы общественных расследований жалоб на жестокое унижающее достоинство обращение и наказания в исправительных учреждениях и специальных учреждениях Пермского края. Так, например, сотрудники Правозащитного центра регулярно посещают ОИУ-2 - наиболее проблемное, с точки зрения соблюдения прав человека, учреждение.

    Можно также говорить о контроле над эффективностью расследований прокуратурой фактов пыток и жестокого обращения. Сотрудники ПРПЦ в своих жалобах постоянно ставили вопросы о том, что выводы работников надзорных организаций не основываются на полноте проверочных действий и объективности. В большинстве случаев такие жалобы становились причиной отмены незаконно вынесенных постановлений и назначении дополнительных проверок. Эти действия создают совершенно новую ситуацию в расследовании должностных правонарушений и влияют на качество их проведения.

    На сформулированные в Заключении выводы о соблюдении/нарушении прав человека в учреждениях практически во всех случаях Центр получал ответы. Обобщенные выводы обсуждались на "круглом столе" и встречах с руководством ГУВД. Для усиления реагирования на отмеченные нарушения, придания им обязывающей силы, в некоторых случаях были инициированы проверки учреждений территориальными прокуратурами, в других - сотрудники ПРПЦ представляли интересы граждан, пострадавших в результате ненадлежащего содержания в учреждениях принудительного содержания, в гражданских судах. Представляется, что в совокупности эти действия повлияли на принятие мер для улучшения условий содержания в ИУ и ИВС Пермского края.

    Так, например, ПРПЦ была инициирована проверка районной прокуратурой жалобы на условия содержания в ИВС Ильинского района. Одновременно сотрудники Центра с согласия гражданина, которому был причинен вред содержанием в этом изоляторе, обратились в гражданский суд. Выводы прокуратуры, суда и ПРПЦ совпали. Пострадавший гражданин получил денежную компенсацию, под изолятор было предоставлено новое помещение, соответствующее санитарным нормам.

    Последовательное отстаивание прав жертв нарушений позволил Правозащитному центру добиться признания и утверждения в качестве посредника, в том числе процессуального, при проведении проверок, предварительного следствия. Сотрудниками организации были решены недостаточно ясно сформулированные в процессуальном законодательстве вопросы участия в судебных процессах в качестве защитников, когда в качестве доказательств обвинения использовались показания, полученные при помощи пыток и жестокого обращения, угроз применения насилия и причинения вреда, ухудшение условий содержания и ужесточения режима отбывания наказания.

    Результативность правового сопровождения дел (более половины дел были решены в интересах заявителей) указывает на возможность правового давления на органы власти при умелом и настойчивом использовании средств нормативного регулирования в условиях слабой мотивированности надзорной прокуратуры и существовании административных практик, мало согласующихся с международным и российским законодательством, фактически поощряющих гонения на жертвы нарушений прав человека, обратившихся за помощью в государственные и негосударственные организации.

    В ходе проекта были поставлены под общественный контроль, ставшие известными вследствие непосредственного обращения в правозащитный центр или опубликованными СМИ, факты применения пыток и жестокого обращения. Была отлажена система оказания помощи жертвам пыток и жестокого обращения и их защиты от оказания давления, запугивания и т.п., включающая меры правового воздействия, контроля их состояния и положения (особенно актуально в пенитенциарных учреждениях, где законодательство о защите потерпевших фактически не применяется), придания гласности названных ситуаций и др.

    В течение всего проектного периода ПРПЦ по существу являлся информагентством, распространяющим информацию о подлинных событиях, нарушениях прав человека, и, собственно, средством массовой информации, публикующим материалы в газете "Личное дело" и в приложении к ней "За человека", размещающим их на сайте ПРПЦ. Сочетание практической работы и возможности ее освещения, безусловно, усиливает общественное воздействие на проектную проблематику, заставляет органы власти искать общественную поддержку, принимать меры, обеспечивающие доверие общества.

    Кроме того, внимание общественности и государственных органов к узловым проблемам в деятельности правоохранительных органов удавалось привлекать с помощью исследований, экспертных оценок, ситуационных анализов.

    Очень значительной составляющей частью проектной деятельности являлось обучение основам знаний по правам человека. В ходе просветительских компаний массово и контактно распространялась информация и знания о свободе от пыток и жестокого обращения среди профессиональных (сотрудники милиции, уголовно-исполнительной системы, учреждений интернатного типа) и гражданских целевых групп.

    В этой работе приняли участия несколько некоммерческих организаций, в частности: Пермская гражданская палата, Центр поддержки демократических молодежных инициатив, Центр гражданского образования и прав человека, Совет родителей военнослужащих Прикамья и др. Их участие позволило расширить аудиторию и круг обсуждаемых вопросов. Например, освещение проблемы жестокого и унижающего достоинство обращения в Вооруженных силах РФ.

    Подводя итоги, можно сказать, что в ходе реализации мероприятий были достигнуты предполагаемые результаты проекта.

    * * *

    ИТОГОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГРАНТА

    Право на человеческое достоинство и личную неприкосновенность. Сборник исследовательских материалов. - Пермь: Пермский региональный правозащитный центр, 2007. - 150 с.

    * * *

    ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА НА САМУ ОРГАНИЗАЦИЮ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ

    Выше указывалось на несколько проектных направлений деятельности ПРПЦ. В соответствии с ними организация выступала специализированным правовым центром, центром контроля, исследовательским центром, просветительским центром и центром распространения информации. Множественность функций потребовала координации действий разных специалистов, поиска оптимальных путей решения задач, приобретение новых знаний (особенно в исследовательской области).

    Возможность командных действий, новый опыт, понимание проблем позволили сегодня организации разработать техническое задание для 2 исследований в пенитенциарной сфере, углубить понимание применения общественного контроля (например, при реализации права на справедливое правосудие) и использования полученной в его ходе информации, применить опыт работы в отношении иных спецучреждений ГУВД (речь идет о спецприемниках, медвытрезвителях, Центре временного содержания иностранных граждан), по иному посмотреть на способы продвижения ценностей прав человека. В настоящее время разработан базовый проект организации, учитывающий выводы и опыт работы, и 2 специализированных проекта.

  •  Главная / О нас / Проекты / Проекты ПРПЦ






    При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.