Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

"ЛИЧНЫМ АДВОКАТОМ ГУБЕРНАТОРА
Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ"

 

Сергею Матвееву 33 года. Первое высшее образование он получил в Высшем военном командном училище МВД СССР. Затем окончил юридический факультет Пермского госуниверситета. С ноября 1992 года работает в Пермской областной коллегии адвокатов.

9 декабря 2000 года областное Законодательное собрание приняло Закон "Об уполномоченном по правам человека в Пермской области". Согласно этому законодательному акту, уполномоченным может быть гражданин РФ, достигший к моменту назначения 30-летнего возраста, имеющий необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Уполномоченного назначает Законодательное собрание, а кандидатуры вносятся губернатором, депутатами ЗС или представителями ор-ганов местного самоуправления.

В рамках этого закона губернатор Юрий Трутнев представил на рассмотрение Законодательного собрания кандидатуру пермского адвоката Сергея Матвеева. Однако с таким выбором Юрия Петровича не согласились правозащитники в лице Пермского отделения общества "Мемориал", выступив с критикой в адрес губернатора и его кандидата. ("Компаньон", №4, 13 февраля 2001 года).

Сергей Матвеев, адвокат:

- Мне непонятно, что вызывает большую тревогу у того же "Мемориала" - то, что мою кандидатуру выдвинул губернатор, или то, что он выдвинул адвоката. Если речь идет об оценке моего профессиональною уровня и соответствия должности уполномоченного по правам человека - это одно. На если речь идет о неприятии любого кандидата, которого выдвинет губернатор, то это неконструктивная и опасная позиция. Если к любой кандидатуре, выдвинутой Юрием Трутневым, относиться так предвзято, то никакого нормального сотрудничества между губернатором и "правозащитным" кандидатом, заведомо настроенным на подобную агрессию, не получится.

- Вы действительно участвовали в избирательной кампании нынешнего губернатора Юрия Трутнева?

- Да, это правда. Во-первых, я выступал в роли доверенного лица. Во-вторых, помогал как юрист, защищавший его интересы в судах общей юрисдикции, по искам, связанным с защитой чести и достоинства кандидата на должность губернатора, по искам, связанным с нарушением законодательства о выборах и т.д.

При этом я не считаю, что губернатор Трутнев сегодня раздает долги тем, кто помогал ему в период предвыборной кампании. Он создает работоспособную, жизнедеятельную структуру управления в Пермской области. Цель создания этой структуры. Ю. Трутневым я вижу в одном - улучшение жизни жителей Пермской области. Без кадровых изменений этого добиться невозможно. И было бы нелогичным, если бы люди, которые участвовали в избирательной кампании кандидата на пост губернатора, в последующем не стали бы занимать посты в структурах власти. Ведь именно им предстоит реализовывать ту программу развития региона в ближайшие 5 лет, которая была подготовлена в предвыборный период.

Подчеркну еще одну вещь: я не являлся и не являюсь личным адвокатом Юрия Петровича Трутнева. Закон о выборах предусматривал возможность моего участия в процессах исключительно на общественных началах. Я был польщен приглашением в его избирательный штаб для того, чтобы я как профессиональный юрист защищал его интересы в суде. Для меня это было признанием, пусть и косвенным: раз меня пригласили, значит, я этого стою. Но - закончилась предвыборная гонка, и с тех пор мы с Юрием Петровичем не виделись.

Такой же честью для меня было предложение со стороны губернатора заняться правозащитной деятельностью в ранге уполномоченного по правам человека.

- Сергей Николаевич, возможно, к вашей кандидатуре "Мемориал" отнесся так критично не потому, что вас выдвинул губернатор, а лишь по той причине, что в глазах ряда правозащитных организаций вы не являетесь активным правозащитником - "либералом со стажем"?

- Я не могу говорить о том, занимались ли эти организации правозащитной деятельностью или нет. Для этого необходима полная информация об их деятельности, которой я на сегодняшний день не располагаю.

Прежде всего необходимо уяснить себе, что является правозащитной деятельностью. Если кто-то понимает под этим термином деятельность аморфную, расплывчатую, непонятную для большинства населения, то я вкладываю в это понятие несколько другой смысл. Для меня это - деятельность по защите гражданских прав человека в каждом конкретном случае.

Если адвокат осуществляет защиту граждан в суде, в ходе предварительного следствия или в других ситуациях, то разве это не правозащитная деятельность? На мой взгляд, суть правозащитной деятельности заключается как раз в восстановлении нарушенных прав граждан России, предусмотренных Конституцией.

- Ваши оппоненты, видимо, считают вас недостойным занимать такую должность…

- Если это так - выдвигайте своих кандидатов, а депутаты Законодательного собрания решат, кто из кандидатов наиболее подходит для работы на этом месте. Создание искусственной истерии вокруг этого вопроса могу объяснить только одним: политической конъюнктурой данной должности. На самом деле не надо превращать должность уполномоченного в политическую. Я считаю, что это исключительно профессиональная должность, поэтому и отбор кандидатов должен осуществляться сугубо по профессиональному признаку, а не по близости человека к той или иной партии. В законе, кстати, прямо прописано, что уполномоченный по правам человека не может быть участником и членом никаких политических партий и движений. Исходя из этой позиции, исходя из Закона и Конституции, он и должен строить свою работу.

И еще - не надо переходить на личностные оценки, когда пытаешься "отстреливать" конкурентов. Давайте оценивать работу каждого из кандидатов. По закону, каждый из нас должен выступить перед депутатами ЗС, рассказать о своей деятельности и своем видении правозащитной деятельности в Пермской области.

- Зачем успешному адвокату заниматься такой деятельностью - достаточно сложной и при этом далеко не высокооплачиваемой?

Я подчеркну: среди моих клиентов основную массу занимают не так называемые известные и влиятельные жители города Перми и области, а обычные люди, обратившиеся ко мне за оказанием профессиональной помощи.

Второе - если человек живет по принципу "я сыт, и слава Богу", то, значит, у него уже произошел сбой. Человек, который не только сам живет хорошо, но и пытается помочь другим, - это нормальный гражданин.

Я не вижу ничего плохого в том, что люди, имеющие достаточный капитал, бизнесмены идут во власть. Можно обвинить человека в том, что он пытается расширить сферу своего бизнеса, а можно сказать, что человек, добившийся определенного экономического благополучия, стремится улучшить жизнь окружающих.

К такому решению я пришел самостоятельно. То, что я поддержан в своем стремлении помочь людям, стать уполномоченным по правам человека губернатором Пермской области, считаю знаком доверия со стороны власти ко мне как к профессионалу в области защиты прав человека.

У меня нет никаких личных амбиций в отношении поста уполномоченного. Да, это дает многие права, но и налагает немалые обязанности. Конечная же цель - компетентное исполнение Закона "Об уполномоченном по правам человека".

- В случае вашего утверждения вам придется оставить адвокатскую практику?

- Да, конечно. Уполномоченного избирают сроком на 5 лет для работы на постоянной основе. Закон предусматривает, что основанием для вмешательства уполномоченного являются обращения, жалобы граждан. Также обязанностью уполномоченного является обобщение практики нарушений законодательства, работа с Законодательным собранием, губернатором Пермской области.

Уполномоченный должен стать защитником прав и свобод всех граждан РФ, находящихся на территории Пермской области. Классовый подход к приему граждан недопустим. Естественно, что состоятельные люди нанимают себе адвокатов, а те, кто не может себе этого позволить, смогут обращаться в аппарат уполномоченного по правам человека.

Уверен, что аппарат уполномоченного должен создаваться не с целью работы на конкретную группу людей, например, для безработных или для жертв политических ре-прессий, а для всех категорий граждан.

- Противники вашего избрания говорят о том, что вы малознакомы с той правозащитной практикой и проблематикой, с которой обычно обращаются граждане в тот же "Правозащитный центр" и с которой предстоит сталкиваться уполномоченному…

- Основной нормативный акт, регулирующий деятельность уполномоченного по правам человека, - это Конституция Российской Федерации. Поверьте мне, я ее знаю. Я знаю законы, принятые на основании Конституции и регулирующие правоотношения в области уголовного, семейного, жилищного, гражданского права. Все категории этих дел у меня в производстве как у адвоката были. Подход квалифицированного юриста к проблеме заключа-ется в том, что каждое дело - это новое дело. Каждый раз необходимо заново "перелопачивать" всю юридическую литературу, готовить позицию в процессе, собирать доказательства и т. д. Поэтому, когда человек говорит: "Я имею большой опыт работы там-то" и при этом не уточняет отрасль права, в которой считает себя специалистам, я считаю это весьма легкомысленным подходом.

- Вы представляете, с чем вам придется столкнуться в случае избрания на этот пост?

Любой, кто будет избран уполномоченным по защите прав человека, столкнется с самым широким диапазоном людских проблем. Придется столкнуться и с репрессированными, и с осужденными, и с гражданами, недовольными действием судов, прокуратуры, исполнительной власти и т.д. Для уполномоченного не должно быть разницы в том, кто нарушил права человека: судья или мэр, начальник ЖЭКа или губернатор. Необходимо отстаивать нарушенные права граждан и делать это в суде и других органах. То, сколько дел удастся отстоять уполномоченному по правам человека, и будет своеобразной оценкой его труда. Консультировать - это одно, реально помогать человеку - совсем другое.

- Должность уполномоченного по правам человека на территории Пермской области никому не под-чинена, он подотчетен лишь Законодательному собранию. Поэтому, наверное, не так важно, кто выдвинул кандидата на этот пост. Гораздо интереснее то, с чего начнет свою работу уполномоченный?

- Должность первого уполномоченного по правам человека - это большой груз ответственности. Любому кандидату, которого изберут законодатели, придется начинать с создания аппарата, с разработки положения о деятельности уполномоченного по правам человека, распределения функциональных обязанностей. Уполномоченный, вступив в должность, столкнется также, на мой взгляд, с главной проблемой - в местном законе отсутствует порядок его взаимодействия с судом, прокуратурой, УВД, управлением по исполнению наказаний и другими государственными структурами. В самые короткие сроки предстоит обобщить весь опыт, накопленный на федеральном уровне, в других регионах в области защиты прав человека, и нужное из этого взять на вооружение. Это необходимо для оптимизации всей работы уполномоченною и его аппарата.

Мне кажется, готовность к решению этих вопросов, к проведению соответствующей организационной работы сегодня важнее, чем то, кто представил данного кандидата: губернатор, председатель Законодательного собрания или депутат городской Думы.

- Законодательное собрание приняло постановление "О порядке представления, обсуждения кандидатур и назначения на должность уполномоченного по правам человека в Пермской области". Ваш комментарий?

- Это постановление регламентирует те нормы, которые не были заложены в региональном законе "Об уполномоченном…", а именно: вопрос назначения первого уполномоченною по правам человека. Все юридические нюансы сегодня учтены, однако, на мой взгляд, есть одно "но". Решение о назначении на должность того или иного кандидата может быть принято большинством избранных депутатов. Это достаточно большое количество голосов, поэтому существует опасение в том, что выборы уполномоченного могут затянуться на несколько месяцев.

- По разной информации, на пост уполномоченного будут также выдвинуты депутат ЗС Михаил Касимов и руководитель "Правозащитного центра" Игорь Аверкиев. Как вы лично относитесь к этим людям?

- У меня совершенно нормальное, конструктивное отношение к их деятельности. Михаила Борисовича я знаю достаточно давно. Знаю его как депутата "от народа" - в самом лучшем смысле. То есть как человека, искренне стремящегося во власть для улучшения жизни его избирателей. С господином Аверкиевым я не знаком. Говорю открыто: в случае моего избрания я готов сотрудничать со всеми, чья деятельность направлена на защиту гражданских нрав и свобод жителей Пермской области. Будь то Аверкиев, Касимов или "Мемориал". В там числе и путем представительства этих сил в Общественном совете уполномоченною по защите прав человека в Пермской области.

Ринат Гизатулин
"Новый компаньон" №5 (158)
20 февраля 2001 года



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV