Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ЧТО ТАКОЕ ОМБУДСМАН

 

Омбудсман - уполномоченный законодательного органа, который призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата:

"Омбудсман - это независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц правительственных органов. Значительную часть его работы занимают жалобы на несправедливость или грубое обращение должностных лиц полиции, прокуроров или судей в таких делах, как жилищные, о взимании налогов, об участии в выборах,о выплате благотворительных пособий. После расследования жалобы омбудсман может отклонить ее с обоснованием своих действий. Либо он может искать способы исправления ситуации путем убеждения, предания дела гласности или, что редко, рекомендации о привлечении к ответственности."

(Британская Энциклопедия (1972 г.)

"служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады"

(Официальное определение Международной ассоциации юристов)

"лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц"

(Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации")

"омбудсман (от шведского - ombudsman) - в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан"

(Юридическая энциклопедия)

В целом, под омбудсманом понимается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Этот институт существует сегодня более чем в шестидесяти странах и носит различные названия - Омбудсман, парламентский уполномоченный, Уполномоченный по гражданским правам, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по делам администрации, Модератор, Защитник граждан и т.д. Одним из главных механизмов действия Уполномоченного, наряду с прерогативой направлять свои заключения и доклады парламенту и правительству, является возможность публикации этих докладов в прессе. Мировой опыт свидетельствует, что этот институт, возникший первоначально в Швеции, оказывается эффективным механизмом "очеловечивания" структур исполнительной власти, и прежде всего в поставторитарных странах. Особая потребность в этом институте возникает тогда, когда существующие государственные структуры не удовлетворяют решению всех контрольных задач и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Именно такая ситуация имеет место в современной России.

….. Существенно новые возможности открывает институт Омбудсмана, или Парламентского уполномоченного по правам человека. Актуальность введения института уполномоченного по правам человека в России как на федеральном уровне, так и в ее отдельных регионах определяется его специфическим местом в государственно-правовой структуре общества, а также унаследованной от предыдущего режима гипертрофированной ролью государства и характерной для переходного периода слабой дисциплиной и коррумпированностью чиновников, а также отсутствием взаимного доверия в обществе. Институт Уполномоченного по правам человека мог бы стать таким образом важным конкретным механизмом предотвращения коррупции.

Принятый в 1996 году Федеральный закон об уполномоченном по правам человека предусматривает создание института региональных уполномоченных. На этом пути, однако, существует опасность создания руками региональной политической элиты своего "карманного" уполномоченного, либо подготовка этой позиции кем-то из влиятельных региональных чиновников "под себя", в качестве "запасного аэродрома". В качестве основного способа предотвращения такого развития событий видится широкое участие общественных организаций в регионах в процессе становления регионального омбудсмана, и прежде всего, правозащитных организаций.

(Выдержки из вступительной статьи к двухтомнику - "Развитие института уполномоченного по правам человека в российских регионах." / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира" - СПб.: 1999 г. - 276 с. ISBN 5-87427-020-5., http://strategy.spb.osi.ru/)

Правовой институт омбудсмана принадлежит в равной мере государству и гражданскому обществу, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов. Как социальный институт гражданского общества омбудсман восстанавливает баланс "сил" государства и общества в области защиты прав и свобод. Его посредническая миссия находит отражение в титулах, присваиваемых омбудсману в различных странах: Народный защитник, Публичный защитник, Посредник. Он оказывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов гражданского общества. Дублирующая "сеть безопасности" в виде омбудсмана "улавливает" ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов.

В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод омбудсман может руководствоваться не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных соображений и идеалов справедливости. Гражданскому обществу свойственен естественно-правовой тип правопонимания, опирающийся на моральную природу юридических норм. Омбудсман защищает и те права, которые не получили конституционного или законодательного закрепления, в том числе, право на хорошее (доброкачественное) управление, справедливо полагая, что законы гражданского общества по значению, содержанию и влиянию зачастую "перевешивают" позитивные законы.

Для омбудсмана не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он заключает в себе социальную власть общества. Даже лингвистическое значение термина "омбудсман" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию усиления влияния гражданского общества на государственный оргганизм.

Значение омбудсмана может быть оценено в рамках отношений "гражданин-администрация". Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам выразить свое отношение к административным актам и процедурам. Институт является легкодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров междугосударственными органами (должностными лицами) и гражданами. Служба привлекательна для социально и политически незащищенных членов общества, которые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмана индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет.

Служба не угрожает административной системе, поскольку у нее отсутствуют полномочия по принятию юридически обязательных решений. Это облегчает восприятие рекомендаций омбудсмана государственными служащими. Административные структуры чаще всего не препятствуют омбудсмановским расследованиям, ибо омбудсман способствует в конечном счете упрочению публичного доверия к администрации, нейтрализации настороженного отношения членов гражданского общества к управленческому аппарату.

Омбудсман получил законодательное и общественное признание в странах с разнообразными формами правления: конституционных монархиях, президентских и парламентских республиках. Он успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым семьям (англо-саксонского и континентального права).

"Парламентские" омбудсманы относятся к классическому "омбудсмановскому" типу. В то же время, в некоторых государствах учреждены службы исполнительных омбудсманов. Так, институт французского омбудсмана построен по "голлистскому образцу", предполагающему превалирование исполнительной власти над законодательной.

По материалам странички, посвященной правам человека
и их защите в мире, России и Санкт-Петербурге -
http://school-sector.relarn.ru/prava/neverov/def.html.

Здесь же можно найти сравнительный анализ института омбудсмана по шести параметрам в пятнадцати странах и размышления об омбудсмане в России и Санкт-Петербурге.

А. Сунгуров, "Структуры гражданского общества и становление института Уполномоченного по правам человека в Российских регионах", Кеннан, г. Санкт-Петербург.

На нашем сайте: Об уполномоченных по правам человека в Российских регионах.



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV