Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

КАК РАБОТАТЬ
СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Южно-российский ресурсный центр, 1998 г.

 

Тимощенко Валерий Григорьевич -
директор общественной организации "Журналист".
Краснодарский край, г. Новороссийск 353900, ул. Л-та Шмидта, 9а.
Тел. (8617) 233 125. e-mail: aqua@nross.kuban.ru

 

Особенности работы с электронными
средствами массовой информации

Вряд ли кто-либо сомневается, что наиболее значимым для общественного сознания СМИ сегодня является телевидение, как когда-то для НИХ важнейшим из искусств являлось кино, так теперь для их преемников - телевизор. Как в обычной войне артиллерию называли "богом войны", так в информационной войне такой "тяжелой артиллерией" является телевидение. Словом, это серьезное оружие, и надо уметь с ним обращаться, если вы хотите изменить что-то в обществе.

В строгом смысле, электронными СМИ являются и радио, и Internet. Мы не будем забывать о них, но все же сосредоточимся на телевидении.

Ничто не может сравниться по силе воздействия на зрителя с подлинным событием, зафиксированным непосредственно в момент его рождения и развития. Если вы сможете снять, осмыслить и прокомментировать событие, так как вы понимаете и считаете нужным, и раньше всех донести его до общества, можете считать, что вы победили. Победили, потому что оно будет смотреть на мир вашими глазами. А социальная реальность именно такова, какой ее считает большинство. И наоборот, то, что не выражено вами, того и не существует в социуме. Итак, запомните три условия успеха:

1. вовремя снять;
2. суметь осмыслить;
3. иметь возможность донести до зрителя.

Вот несколько реальных примеров влияния телевидения на развитие событий.

* Во время Грузино-абхазского военного конфликта, после того, как абхазы штурмом взяли Сухуми, в телеэфире СНГ очень много раз был показан сюжет, подготовленный грузинскими журналистами, где беженцы, спасаясь от военных действий в городе, уходят куда-то через перевал по снегу и, как сообщалось в сюжете, замерзают и гибнут. Между строк читалось осуждение абхазов, взявших Сухуми. И зритель, который не склонен задумываться над геополитикой, естественно, сочувствовал детям и осуждал указанных в сюжете злодеев.

Люди плохо знают географию. Мало кто из зрителей, видевших сюжет, задумывался, почему беженцы не идут вдоль теплого моря в сторону Грузии, а карабкаются в горы. В сюжете не было сказано, что один из грузинских полевых командиров просто поставил танки и начал стрелять, решив почему-то не пускать беженцев в свой регион. Несчастные люди были вынуждены повернуть перпендикулярно морю в горы. Дело было осенью и, захваченные снегом, они погибали.

У грузин было больше журналистов и те работали лучше, абхазы одерживали победы на фронте, но начисто проигрывали информационную войну.

* Во время событий в Баку долго обстреливаемые боевиками народного фронта российские военные решили-таки разорвать блокаду знаменитых Сальянских казарм. При этом было раздавлено танками около ста человек. Несмотря на то, что акция готовилась, азербайджанские кинематографисты сработали, на мой взгляд, непрофессионально. Они ничего не сняли. И пытались сделать это уже после, снимали простреленные машины скорой помощи и т.д. Кто их простреливал - народный фронт или военные, понять было трудно. Я думаю, мои бакинские коллеги не полностью выполнили свой профессиональный долг.

* Латышские же кинематографисты, наоборот, работали самоотверженно и сверхпрофессионально. Группа Юриса Подниекса в Вильнюсе сняла разгон военными мирных людей. Их били прикладами, оператор в кадре упал, кашлял, поскольку ему досталось прикладом по спине. Но камера Александра Демченко снимала, группа работала, и, имея налаженные профессиональные связи с иностранными телеканалами, они смогли уже через несколько часов показать этот материал по всем ведущим мировым телеканалам.

Когда рижский ОМОН штурмом взял МВД Латвии, ребята латыши, вместе с которыми мы учились во ВГИКе, сняли событие, как оно есть, в развитии. По ним стреляли снайперы страховочного "третьего" отряда КГБ, и это было самое неудачное, что тогдашняя горбачевская власть могла сделать. Смертельно раненый оператор Андрес Сляпинш сказал дословно: "Они убили меня, снимай меня, Юрис". Через два часа это было показано по всем телеканалам мира, весь город хоронил Андреса, во всех окнах Риги горели свечи. Снятый, осмысленный и вовремя показанный по ТВ сюжет свел "на нет" всю военную операцию, усилия спецслужб и объективно тогда помог народу Латвии.

Я взял тогда у Демченко интервью и понял, что все они работали абсолютно осмысленно. "Снимай меня, Юрис," - Андрес говорил осмысленно, он понимал, что это самый сильный удар, который он мог нанести в ответ на пулю КГБ.

* Не так давно в селе Южная Озерейка сельское самоуправление выступило против нарушения экологического законодательства на берегу моря в стометровой зоне, где местное начальство, в основном, милицейское, без всяких документов строило дачи. Самоуправление выиграло в суде, но исполнять его решение никто не собирался, тогда крестьяне подогнали трактор и завалили строения, все это было снято на пленку и показано по ТВ. Через несколько месяцев в дом председателя самоуправления вошли вооруженные люди и начали обыск, они якобы искали наркотики и оружие. На самом деле они попытались конфисковать кассеты.

Агентурная журналистская сеть сообщила автору этих строк об этом уже через час, еще через полчаса я с камерой и двумя свидетелями был в доме. Оказалось, что у милиционеров даже не было постановления на обыск, они, видимо, надеялись на отсутствие света и то, что наркотики они, хочешь не хочешь, найдут, а хозяин дома потом в камере во всем сознается, такое, увы, случается. Увидев камеру, они очень растерялись, а через некоторое время просто обратились в бегство, но не тут-то было, старушки из комитета самоуправления блокировали их во дворе и держали 8 часов, бить их милиционеры не могли, поскольку камера была включена.

Пока бабки держали служителей закона "под домашним арестом" оператор, автор этих строк, которому кассета жгла руки, тихо перелез через забор и дунул без промедления в город на дружественную телекомпанию. Через два часа материал практически без купюр был показан по-городскому (а потом и по краевому) ТВ в прайм-тайм, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Каждый зритель, увидевший этот материал, возможно подумал, что это же самое могло произойти и с ним самим. Герой остался на свободе, оператор тоже, победа была полной и окончательной, шаг к гражданскому обществу был сделан.

Во время акции протеста зеленых молодежных организаций против строительства терминала по перегрузке сжиженного газа в Тамани ее организаторы и участники отчетливо понимали роль видео в успехе акции. Мы послали туда оператора, который снимал весь ход кампании от митингов и встреч с местными жителями казаками, в частности, до повседневной жизни палаточного лагеря протеста, оператор действовал по плану съемок, который был оговорен заранее. Когда зеленые прорвались на терминал и написали на здании свои требования, оператор находился на расстоянии и скрытой камерой снял, как охрана терминала жестоко избила молодых людей, которые не оказывали сопротивления.

Из этого материала было смонтировано много сюжетов и фильм, которые были показаны часто под именами других журналистов по разным, в том числе и центральным, каналам ТВ. Более того, этот материал был показан в суде, по нему многие текстовые журналисты написали статьи, не опасаясь недостоверности материала, опираясь на видео. Когда на газету подали в суд газовики, она защитилась в суде видеокассетой.

Итак, вы видите многократное использование видео, в том числе и в суде, как самое достоверное свидетельство, которое может быть основой для подготовки других аналогичных материалов. Например, на радио, в Internet и газетах.

Во время блокады Ростовской АЭС молодежные зеленые организации были атакованы несколькими сотнями организованных работников. Очень многие были избиты, сломаны руки, челюсть и т.д. В лагере не было видеокамеры, нападавшие тщательно отбирали и уничтожали все фотоаппараты, однако сами боевики снимали все на профессиональную видеокамеру, чтобы потом манипулировать видеоматериалом.

На наш взгляд, зеленые совершили непростительную ошибку. Они знали о том, что нападение возможно и ожидали его, однако не позаботились, чтобы на расстоянии была размещена скрытая камера, или чтобы в лагере находился профессиональный журналист, защищенный дополнительно своим статусом. При огромных усилиях и страданиях окончательной победы в общественном сознании не произошло.

* Во время акции "зеленых" "Воздух" против рубки деревьев в Сочи, где молодые люди блокировали дорогу цепью, приковав себя к ней, произошел несчастный случай, сорвалась с тормоза машина и наехала на ребят, к сожалению, одной из девушек оторвало кисть, зеленые снимали акцию и сняли этот трагический эпизод. Однако материал был конфискован у них милицией, и потом неизвестным способом попал на коммерческие каналы (думаю, просто был продан), и журналисты показывали его просто как страшный аттракцион, комментируя его так, как вздумается. "Зеленым", наоборот, пришлось оправдываться. Надо было попытаться сделать копию материала, либо, видя катастрофу, предугадать последствия и сразу спрятать и оставить у себя оригинал. Темп наступления был утерян.

Итак, перед Вами пять реальных примеров для размышления, учиться надо ведь на чужих ошибках. Тем более, что за этот опыт очень дорого заплачено. Я привел большей частью критические ситуации для яркости и наглядности, совсем необязательно ситуация должна быть столь "военной".

Существует несколько правил, которые помогут добиться желаемого результата в работе с телевидением:

  • Чтобы снять событие, вы должны о нем знать. А для этого лучше иметь дружескую журналистскую "агентурную сеть". Чтобы снять событие, о котором Вы знаете, нужно либо пригласить профессионала, которому Вы верите, либо, что предпочтительнее, снять его самому. Для этого надо, как минимум, иметь видеокамеру и уметь снимать по возможности профессионально. Имеется в виду не то, что Вы умеете камеру включать, эта техника спроектирована так, что ею может пользоваться любая домохозяйка. Вы должны иметь операторские навыки и понимать природу кино, чувствовать потенциального зрителя.
  • Во время съемки надо обеспечить свою безопасность - юридическую и просто личную.
  • Надо иметь опыт осмысления, монтажа, озвучивания, подачи материала. Знать ему цену, не спешить отдать этого "ребенка" первому встречному. Отдавать не сырой материал, а Вашу убедительную интерпретацию материала.
  • Надо иметь налаженные контакты с вещательными СМИ. Необходимо заранее подготовить возможности и механизмы передачи вашего материала в региональные и краевые телеканалы, которые будут верить достоверности Вашего сюжета, Вашей порядочности, тому, что Вы готовы отвечать вместе со СМИ за каждое слово в суде. Проверить и наладить такой механизм лучше на простом и безобидном материале.
  • Необходимо знать закон о СМИ. Публикуя Ваш сюжет, принимайте необходимые меры юридической безопасности, чтобы не навредить себе и, самое главное, тем соотечественникам, о которых Вы говорите в сюжете.

Не забудьте принять меры, чтобы сохранить материал в Вашем архиве. Он может еще раз сыграть в пользу Вашего дела через месяц, год, десять лет. Думайте над тем, как Вы могли бы использовать этот сюжет в серьезном большом фильме, который, например, покажете на фестивале. Или на занятии нашей школы в будущем году.

 

Семененко Николай Николаевич -
журналист газеты "Сочи".
г. Сочи 354000, ул.Орджоникидзе, 27, офис 3.
Тел. (8622) 725 389, факс 623 003. e-mail: nsem@mail.sochi.ru

СМИ В Internet. Технология и опыт практической работы

1. Создание электронной версии СМИ

Глобальная компьютерная сеть Internet стремительно заполняется WEB-сайтами. Владельцы персональных компьютеров с модемами открывают домашние странички, горчичные листки региональных СМИ в погоне за модой мастерят электронные версии своих изданий. И впрямь, если читатель отвернулся от тошнотворной районки, почему бы не попытать счастья в поднебесном виртуальном пространстве?
И все же, прежде чем впрыснуть в сеть очередное WEB-творение, попробуйте обмозговать несколько вопросов.

  1. Кому (кроме редактора и вашей тещи) это нужно? Т.е. на какую аудиторию рассчитан проект?
  2. Насколько обоснована концепция использования Вашим СМИ телекоммуникационных компьютерных технологий?
  3. Цель проекта, как она соотносится с долгосрочными задачами СМИ, какой опыт в области использования Интернет-технологий имеет ваше СМИ, как вы собираетесь популяризировать проект?
  4. Возможность самостоятельной оплаты средством массовой информации доступа в Интернет.
  5. Штат сотрудников СМИ, которых планируете привлечь к работе по реализации проекта. Средство массовой информации должно располагать возможностью самостоятельно нести расходы по оплате труда необходимых специалистов.

Реализация проекта. Методы. Этапы

Итак, с материальным обеспечением всё о`кей? Ваше будущее WEB-дитя содрогнет виртуальное пространство и создаст столпотворение на сервере провайдера? Тогда приступим.

Кстати, о провайдере. Существует ряд серверов, предоставляющих пространство бесплатно. К сожалению, объем дармовой WEB-страницы не резиновый, и вряд ли стоит раскатывать губу более чем на 1 Мбайт. Поэтому начинать надо с выбора провайдера, с которым еще предстоит поторговаться. При этом стоит иметь ввиду, что наличие коммерческих рубрик в Вашем издании заметно отразится на сумме оплаты провайдерских услуг.

Разработка идеологии WEB-издания

Существующие не первый год в русском Интернете СМИ смастерили свое лицо находясь на безрыбье. Но они успели завоевать читателя, поэтому конкурировать с ними сегодня достаточно непросто. Хлесткое название должно присутствовать даже в WWW-адресе. Добрая половина пользователей вышла на страницу mafia.spb.ru именно благодаря интригующему адресу. О мафии в сайте почти ни слова, однако, наживка сработала. Застрявший читатель отыщет в навигаторе лакомство по вкусу.

Смачная идея должна пронизывать Ваш сайт насквозь. Название каждой рубрики - открытие, парадокс, обыгрыш набившего оскомину штампа.

Дизайн WEB-страницы

Особо - о графическом оформлении Home-страницы. Начальная страница сайта является обложкой и должна содержать затравку всей начинке. Но есть сложность. Перегружать страницу графикой нельзя. Ее большой объем (в байтах) может стать тормозом для потенциального читателя, т.к. вызовет его раздражение при медленной загрузке.
Итак, на Home.htm - самая лапидарная графика и максимум завлекательных заголовочных групп.

Необходимо на Home.htm разместить навигатор-прокрутку, который позволит по оглавлению-ссылке попасть сразу в нужное место Вашего издания. Есть смысл рядом с рубриками разместить маленькие пиктограммки. Анимационная заставка на Home.htm - роскошь, но можно себе ее позволить, если она будет стрелять в десятку и - опять же! - без перебора объема байт-пространства.

Компьютерная графика. Иллюстрация. Конвертация

Накатанный способ - прятать графику в ссылках, либо размещать малоформатную иллюстрацию рядом с текстом, чтобы она, опять же методом ссылки, полноформатно разворачивалась на весь экран.
Иллюстрации можно сканировать со слайдов и цветных фотографий, но это не продуктивно. Фоторепортеру WEB-издания необходимо иметь цифровую камеру, пишущую на магнитоноситель в форматах jpg и gif. Правда, при многослойном редактировании снимка в редакторе Photoshop возникает необходимость конвертировать изображение в формат psd для дальнейшей его обработки. По собственному опыту самый удобный способ получить весьма качественное изображение - при помощи обычной бытовой видеокамеры 8-мм формата. Чтобы сканировать стоп-кадр необходимо иметь в компьютере встроенную видео карту типа Capture TV с гнездом видеовхода, сопрягаемым с камерой. Это особенно незаменимо для репортажной съемки остросюжетных событий, т.к. видеокамера позволяет не пропустить ни одного мгновения, да и трансфокатор приходит на помощь, когда объект съемки находится в отдалении, либо при желании получить особо крупные планы объекта.

Список адресов Web страниц в сети Internet*

* Списки взяты из учебного пособия "Работа в сети Internet, дизайн Web страниц" - М.: ОРТ - Россия, 1997.
Образцы превосходного дизайна:

http://www.apple.com/
http://cdnow.com/
http://www.mrshowbiz.com/
http://www.sportsline.com/
http://www.discovery.com/
http://junior.apk.net/~jbarta/
http://www.mtv.com/
http://www.kiae.su/www/wtr/
http://www.design.ru/
http://www.tema.ru/
http://www.tema.ru/rrr/choose.html
http://www.ru/
http://www.arcom.spb.su/art/frontdoor.html

Образцы неудовлетворительного дизайна:

http://www.artcenter.edu/
http://www.panix.com/~clays/biff/biff.cgi
http://naitweb.nait.ab.ca/cst/student/CST0090/
http://www.geocities.com/SiliconValley/Heights/6262/ugly.htm
http://wwwvoice.com/bud/bud.html
http://users.aol.com/rogerdg1/ugly.html
http://144.164.59.29/People/thuseboe/
http://www.geocities.com/SouthBeach/7118/index2.html

 

2. Практика использования компьютерных технологий

Все новые версии графических редакторов, появляющиеся на компьютерном рынке, позволяют творить в WEB-пространстве настоящие чудеса. Арсенал новых технологий настолько велик, что мы рассмотрим здесь лишь самые необходимые.

Графические редакторы

С помощью редактора Corel и различных его библиотек Вы можете разработать любую заставку, пиктограмму, которые украсят заголовочную группу и придадут шарм и нестандартность Вашей верстке.

Особенно незаменим в обработке изображения, создании коллажей, самых зрелищных и фантастических картинок Photoshop. Пожалуй, нет такой творческой задачи, продиктованной самой буйной фантазией, которую нельзя было бы реализовать с помощью не самой последней 4-й версии этого шикарного редактора. Photoshop хорош тем, что его инструментарий вполне достаточен для создания картинки с нуля, т.е. без всяких заготовок. А в сочетании с бытовой камерой и встроенной видеокартой им можно выполнять скорострельные иллюстрации самого нестандартного толка и высокого качества. Дело только за навыком и умением выдержать стиль издания.

Кстати, многослойные лейера Photoshop позволяют легко изготовить фазы для анимации, которые потом достаточно соединить в редакторе-аниматоре, и - мультик готов!

Для создания баннеров, зрелищных и объемных заголовков существует множество редакторов. Рекомендую один из них - Xara-3D. Этот редактор содержит приличный набор художественных шрифтов, позволяет заказать их цвет и цвет фона, изменить толщину и форму элементов, развернуть в пространстве, осветить с трех сторон пучками света любой интенсивности и цветовой гаммы. А еще - заставить заголовок вращаться в трехмерном пространстве, что производит оглушительный эффект. И самое главное - итоговый файл легко конвертируется в любые WEB-форматы.

Верстка. Редактор Frontpage 98f

Из существующего изобилия WEB-редакторов остановимся на одном - Frontpage 98f. Начать нужно с опции Insert Table, где размечается шаблон рабочих полей верстаемой страницы. В выбранные клетки вставляются текстовые заготовки и заранее приготовленные и обработанные в Photoshop иллюстрации (форматы jpg и gif). Вполне вероятно, что иллюстрации придется "подрезать" по размерам, поэтому неоднократный возврат к Photoshop просто неизбежен. Опции Increase Text Size и Decrease Text Size позволяют выбрать необходимый размер шрифта.
Верстальщику просто необходимо освоить программную запись HTML, где цифруются основные параметры страницы. В остальном WEB-верстка особых сложностей не представляет и даже легче в усвоении, чем распространенный Page Maker.

3. Рекламная кампания СМИ в Internet

Итак, ваше издание успешно существует в виртуальном пространстве на радость вам и вашим читателям. Как сделать его максимально доступным как можно большему количеству пользователей Internet? Для этого необходимо размещение информации о вашем электронном СМИ в поисковых системах, адреса которых вы получите благодаря Internet Explorer, установленному на вашей машине. Следует подыскать ключевые слова, наиболее часто встречающиеся в вашем сайте. Ими могут быть название вашего города и наименование наиболее популярных тем, затрагиваемых вашим СМИ. После этого вы пересылаете эти сведения WEB-мастерам поисковых систем.

Неплохо разместить баннер Вашего СМИ на серверах Ваших коллег, друзей и знакомых. В WEB-пространстве существует опыт обмена рекламными баннерами, поэтому смело обращайтесь к коллегам с предложениями такого бартера.

Не забудьте порадовать своими успехами Вашего покорного слугу. Мой адрес nsem@mail.sochi.ru. До встречи в лабиринтах виртуального мира!



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV