Логотипы ПРПЦ и ПГП

 

ИНДЕКС НАРУШЕНИЯ ПРАВ НА ИНФОРМАЦИЮ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Пермская область.
Индекс свободы массовой информации - 32,1%

Область относится к группе субъектов федерации с неблагоприятными условиями для свободы массовой информации.

1. Свобода доступа к информации

Индекс свободы доступа к информации - 45%

1.1. Реакция властей на запросы средств массовой информации

Из 12 запросов СМИ на 6 запросов ответов не последовало, 2 ответа носили формальный характер, 1 ответ был дан с опозданием, 3 ответа своевременные и полные.

Не ответили на запросы информации:

Губернатор Пермской области Г.В. Игумнов (запрос "Новой газеты" от 09.06.99 г. о доходах губернатора области за 1998 г.).

Председатель Пермского областного комитета по охране окружающей среды В.В. Казанцев (запрос телерадиокомпании "Авторадио - ТВ" от 28.05.99 г. об экологической обстановке в области).

Начальник финансового управления администрации Пермской области М.К. Панфилов (запрос "Авторадио - ТВ" от 28.05.99 г. о привилегиях, компенсациях и льготах).

Прокурор Пермской области В.С. Семенов (запрос телерадиокомпании "Т7" от 28.05.99 г. о фактах нарушения прав и свобод человека органами государственной власти и запрос "Новой газеты" от 09.06.99 г. о преступлениях против государственной власти за 1998 г.).

Директор Департамента образования и науки администрации Пермской области И.А. Заинчковский (запрос "Новой газеты" о 09.06.99 г. о статистике не обучающихся в средней школе детей школьного возраста и поступивших в вузы выпускников за 1997-1998 учебный год).

Формально ответили:

Заместитель губернатора, руководитель аппарата администрации области В.Б. Бусовиков (запрос газеты "Звезда" от 26.05.99 г. о командировках работников администрации).

Начальник ГУВД Пермской области В. Г. Сикерин (запрос "Новой газеты" от 09.06.99 г. о следственных изоляторах на 01.01.99 г.).

Ответил с опозданием:

Председатель Законодательного Собрания Пермской области Ю.Г. Медведев (запрос "Новой газеты" от 09.06. 99 г. о малом предпринимательстве).

Действия вышеуказанных 8 должностных лиц являются нарушением статей 38 "Право на получение информации", 39 "Запрос информации" и 40 "Отказ и отсрочка в предоставлении информации" Закона РФ "О средствах массовой информации".

Ответили на запросы в соответствии с законом:

Заместитель губернатора Пермской области В.А. Щукин (своевременный и полный ответ на запрос газеты "Досье 02" от 26.05.99 г. о средствах, затраченных на оснащение службы спасателей).

Начальник ГУВД Пермской области В.Г. Сикерин (своевременный и полный ответ на запрос газеты "Звезда" от 27.05.99 г. о финансировании ГУВД).

Начальник управления здравоохранения администрации области С. А. Рыжаков (своевременный и полный ответ на запрос "Новой газеты" от 09.06.99 г. о наркомании и демографических сведениях за 1998 г.).

Оценка по тестовым запросам: 29%

1.2. Аккредитация

В Положении об аккредитации журналистов средств массовой информации при Администрации г. Перми содержится 15 нарушений:

  1. Произвольное определение сроков аккредитации. Пункт 1.2 Положения предусматривает аккредитацию на срок не более календарного года. Обоснованным является аккредитация журналистов на весь срок полномочий администрации г. Перми. Сокращение этого срока создает бюрократические осложнения и может использоваться для неправомерного воздействия на редакции и журналистов. Нарушение ст. 1 ("Свобода массовой информации"), ст. 47 ("Права журналиста"), ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  2. Требование специальной регистрации при посещении аккредитующей организации (дважды). Пункт 3.1.1 вводит неправомерное требование согласовывать с администрацией присутствие на проводимых Главой города и его заместителями заседаниях, совещаниях, оргкомитетах, приемах делегаций, что противоречит Закону о СМИ. Пункт 4.1.2 требует от аккредитованных журналистов в обязательном порядке регистрировать свое присутствие на том или ином мероприятии в информационном отделе, что противоречит Закону о СМИ. Учет и регистрация посетителей и присутствующих на мероприятиях аккредитующей организации - это ее дело, а не обязанность журналистов. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  3. Ограничение доступа к несекретным документам и материалам. Пункт 3.1.3 предусматривает право аккредитованных журналистов получать в информационной отделе лишь оперативную официальную информацию и официальные документы, что противоречит Закону о СМИ, сужая объем информации, к которой имеет право доступа журналист. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  4. Ненормативные требования к журналистам, допускающим произвольное толкование и применение. Пункт 4.1.3 возлагает на аккредитованных журналистов обязанность соблюдать требования профессиональной этики, что является неправовой обязанностью, выходит за пределы Закона о СМИ, в котором на федеральном уровне сформулированы обязанности журналиста. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация"), ст. 49 ("Обязанности журналиста") Закона РФ о СМИ.
  5. Ограничение времени и места проведения интервью. П. 4.1.5 в разделе "Обязанности" предписывает брать интервью только во время перерыва и после окончания заседаний. Такое ограничение противоречит Закону о СМИ и является ничем иным как вмешательством в профессиональную деятельность и нарушением профессиональной самостоятельности журналиста. Нарушение ст. 38 ("Право на получение информации"), ст. 47 ("Права журналиста"), ст. 49 ("Обязанности журналиста").
  6. Возложение на журналистов и редакции не предусмотренных законом дополнительных обязанностей Пунктом 5.2 Положения аккредитующая организация наделяет себя правом выполнять судебные функции, а именно: решать вопрос "о целесообразности помещения опровержения в средстве массовой информации, опубликовавшем сведения, не соответствующие действительности". Здесь же предусмотрено право администрации г. Перми требовать от журналиста извинения, что не предусмотрено законом. Правила аккредитации, которые устанавливают некие дополнительные обязанности, возлагаемые на журналистов - незаконны. Нарушение ст. 43 ("Право на опровержение"), ст. 45 ("Основания отказа в опровержении", ст. 47 ("Права журналиста"), ст. 49 ("Обязанности журналиста"), ст. 57 ("Освобождение от ответственности"), ст. 58 ("Ответственность за ущемление свободы массовой информации") Закона РФ о СМИ.
  7. Возложение обязанности представлять в аккредитующую организацию опубликованные журналистом материалы. Пункт 4.3 Положения возлагает обязанность аккредитованных при администрации редакций средств массовой информации предоставлять по запросу информационного отдела опубликованные ими материалы, связанные с деятельностью администрации. Включение такого требования в Положение об аккредитации существенно расширяет обязанности журналиста, предусмотренные ст. 49 Закона о СМИ, и искажает смысл и содержание самого института аккредитации. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация"), ст. 49 ("Обязанности журналиста") Закона РФ о СМИ.
  8. Введение обязательной явки и присутствия в случае приглашения журналиста. Пунктом 5.1 вводится не предусмотренное законом о СМИ основание для лишения аккредитации журналиста в случае непосещения им мероприятий, брифингов, пресс-конференций в течение 3-х месяцев. Посещение журналистом мероприятий аккредитующей организации является его правом, а не обязанностью. Нарушение ст. 47 ("Права журналиста"), ст. 48 ("Аккредитация") и ст. 49 ("Обязанности журналиста") Закона РФ о СМИ.
  9. Незаконные основания лишения аккредитации (дважды). Согласно пункту 5.1 Положения администрация города может лишить аккредитации журналиста за нарушение им Закона РФ "О средствах массовой информации" Однако в Положении не отражено, кто устанавливает, что журналистом допущены эти нарушения, на каком основании принимается такое решение, не отражена необходимость подтверждения факта нарушений решением суда. Пункт 5.2 Положения дает право администрации лишить аккредитации одного журналиста и заменить его другим по своему усмотрению. Это создает опасность принятия решения о лишении журналиста аккредитации не по закону, а "по усмотрению". Нарушение ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  10. Отсутствие обязанности извещать журналистов о мероприятиях аккредитующей организации. Права аккредитованных журналистов, предусмотренные в Положении, не подкрепляются указанием обязанности Администрации города Перми по отношению к аккредитованным при ней представителям средств массовой информации. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  11. Отсутствие обязанности предоставления журналистам протоколов, стенограмм и иных документов аккредитующей организации. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  12. Отсутствие обязанности создания благоприятных условий для работы. Нарушение ст. 48 ("Аккредитация") Закона РФ о СМИ.
  13. Не предусмотрен порядок обжалования действий аккредитующей организации. Обязательность включения нормы о порядке обжалования действий и решений вытекает из конституционного права граждан России на обжалование любого действия и решения любого органа и должностного лица, в том числе и через суд. Нарушение ст. 45, 46 Конституции РФ.

Оценка: 61%

2. Свобода производства информации

Индекс свободы производства информации - 40,3%

2.1. В местных законах о СМИ нет отклонений от Федерального законодательства.

Оценка 100%

2.2. В местных законах порядок предоставления господдержки СМИ противоречит Федеральному законодательству.

На основании статьи 3 Закона Пермской области № 463 от 26.03.99 г. "правом бюджетной поддержки пользуются областные и местные средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти области и (или) органы местного самоуправления, а также другие СМИ, участвующие в реализации областных программ, утвержденных Законодательным Собранием Пермской области". Это положение Закона противоречит порядку, определенному в статье 4 Федерального Закона "Об экономической поддержке районных (городских) газет".

Оценка 50%

2.3. В составе региональной комиссии по выдаче лицензий на теле и радиовещание 12 государственных чиновников, независимых членов комиссии нет.

Оценка 0%

2.4. Совокупная мощность частных телепередатчиков 7,41 кВт, совокупная мощность государственных и муниципальных телепередатчиков 67,20 кВт.

Доля частных передатчиков 10%

2.5. Совокупная мощность частных радиопередатчиков 21 кВт, совокупная мощность государственных и муниципальных радиопередатчиков 234,5 кВт.

Доля частных передатчиков 8%

2.6. Совокупный тираж частных газет и журналов 911185 экземпляров в неделю, государственных газет и журналов 161250 экземпляров в неделю.

Доля частных газет и журналов 84,9%

2.7. Совокупный тираж, производимый государственными типографиями 1528421 экземпляров в неделю, частными типографиями 636500 экземпляров в неделю.

Доля частных типографий 29,4%

3. Свобода распространения информации

Индекс свободы распространения информации - 11,0%

3.1. В области сложилась неблагоприятная ситуация для распространения информации.

Для предприятий, распространяющих печатную продукцию, отсутствуют следующие льготы:

  • по аренде нежилых государственных помещений;
  • не освобождаются от уплаты за патент на право торговли точки, где реализуется печатная продукция;
  • отсутствует льготный коэффициент по аренде земли;
  • предприятия по распространению печатной продукции не приравнивают к предприятиям, выполняющим городской заказ;
  • по коммунальным платежам;
  • по договорам.

3.2. Налог с продаж составляет 5%

Оценка 0%

3.3. Для того, чтобы установить газетный киоск, необходимо получить разрешение в 5 инстанциях

Оценка 87,9%



Сайт создан в рамках программы "Интернет для регионов - 2000, 2001" при финансовой поддержке Межрегионального фонда "За гражданское общество".
Designed by VNV