О проекте
Новости
Документы
О фашизме
Галерея

МОЛОДЕЖНЫЙ АНТИФАШИСТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

Проект финансируется Межрегиональным Фондом "За гражданское общество" (г. Москва) в рамках Программы поддержки инициатив российских неправительственных организаций "Просветительские и образовательные мероприятия по преодолению этнической и расовой дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости в России".
Точка зрения, отраженная в материалах, может не совпадать с точкой зрения фонда "За гражданское общество".

Определение фашизма из Большой Российской юридической энциклопедии

ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации; нетерпимость и дискриминация по отношению к других "чужеродным", "враждебным" нациям и национальным меньшинством; отрицание демократии и прав человека; насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма; утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия; милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Как видно из приведенного в определении перечня, он охватывает и учитывает многие признаки и характерные черты, из совокупности которых слагается наиболее распространенная и адекватная формула фашизма. Такой широкий набор признаков объясняется тем, что фашизм - ложное, многомерное социальное явление, отмеченное в разных странах особенностями и отличием в истоках, предпосылках, формах проявления, социально-экономических условиях и национально-политических традициях, способствующих зарождению и становлению Ф. Как отмечают многие западные политологи, исследующие это явление, понятие фашизма в послевоенные годы сильно размыто. Им зачастую характеризуют ситуации и проявления, которые имеют мало общего с традиционным ("классическим") понятием фашизма. Это сказывается и на возникновении терминологических разночтений. Ф. в собственном, узком смысле связывают обычно с итальянской его моделью, что этимологически и исторически вполне оправдано.

Первые фашистские организации появились весной 1919 г. в Италии в виде военизированных дружин из националистически настроенных бывших фронтовиков. В октябре 1922 г. фашистами, превратившимися в крупную политическую силу, был инсценирован вооруженный "поход на Рим", имевший результатом назначение 31 октября 1922 г. премьер-министром главу фашистов ("дуче") Б. Муссолини. В течение последующих четырех лет были постепенно ликвидированы политические свободы, установлено всевластие фашисткой партийной верхушки. В 30-х гг. в Италии было завершено создание корпоративного государства. Основу политической системы в этом государстве составила единственно легальная фашистская партия. Парламент был заменен особым органом, в который входили представители различных профессиональных групп и социальных слоев ("корпораций", отсюда название "корпоративное государство"). На место независимых профсоюзов пришли полностью огосударствленные "вертикальные" фашистские профсоюзы. Правительство Муссолини разработало и приняло серию кодексов (уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и др.), некоторые из которых с изменениями действуют и поныне. Фашистское правительство приняло на вооружение уголовно-правовую доктрину "социальной защиты" (см. "социальной защиты" теория), повело решительную борьбу с мафией, в результате которой впервые в итальянской истории удалось покончить с организованной преступностью.

В широком смысле понятие Ф. распространяют и на национал-социализм и на другие авторитарно-корпоративные, военные режимы Салазара в Португалии (1926-1974 гг.) и Франко в Испании (1939-1975 гг.).

Применительно к гитлеровской Германии и аннексированной ею Австрии, как правило, используется термин национал-социализм (нацизм), что характерно и для послевоенного законодательства этих стран о запрете национал-социализма, нацистских организаций и их деятельности, а также пропаганды идей национал-социализма. И хотя многие политологи справедливо указывают на размытость (неопределенность) понятия Ф., представляется правомерным говорить о Ф. в широком смысле, то есть включая в него национал-социализм, итальянскую, португальскую и другие его разновидности. При этом также следует учитывать, что Генеральная Ассамблея ООН во многих своих резолюциях об угрозе возрождения фашизма и необходимости борьбы с ним использует это понятие в широком смысле.

В наиболее концентрированном виде, хотя и в самых крайних, экстремальных проявлениях родовые признаки и характерные черты Ф. получили реальное воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовой террор и агрессия были обоснованы в идеологии, легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства.

Придя к власти в начале 1933 г., когда 30 января вождь национал-социалистической партии (НОДАП) Гитлер был назначен главой имперского правительства Германии, нацисты немедленно приступили к установлению над государством, обществом и личностью всеобъемлющего тотального контроля. Для того, чтобы подавить сопротивление своих политических противников-коммунистов, социал-демократов, профсоюзов и других массовых общественных организаций - и установить в стране режим неограниченной, единоличной диктатуры фюрера, нацисты свою первейшую задачу видели в ликвидации всех демократических институтов Веймарской Республики, прежде всего - в отмене закрепленных в Веймарской Конституции основных прав и свобод граждан, в лишении парламента законных полномочий. Нацисты вынудили президента Германии фон Гинденбурга издать 23 февраля 1933 г. декрет, отменяющий Конституционные гарантии прав и свобод личности и устанавливающий ограничение свободы выражения мнения, свободы печати, свободы собрания и создания общественных организаций. Декрет также предусматривал введение контроля за почтовой и телеграфной перепиской, прослушивание телефонных разговоров, производство несанкционированных обысков, конфискацию имущества и ограничение права собственности. Соответственно были отменены все процессуальные гарантии свободы и неприкосновенности личности.

Стремясь к установлению абсолютной диктатуры, нацисты намеривались провести через рейхстаг (парламент) закон о предоставлении гитлеровскому правительству (имперскому кабинету) законодательных полномочий. Проведя на основании декрета от 28 февраля 1933 г. массовые аресты депутатов от КПГ и СДПГ с тем, чтобы не допустить их участия в заседании рейхстага, нацисты добились принятия закона "О защите народа и государства". Закон наделяя кабинет неограниченных полномочиями в области законодательства, правом издавать законы, "отклоняющиеся" от Конституции, а также ратифицировать международные договоры без согласия депутатов от другой партий.

Установив таким образом контроль в области законодательства и не будучи ограничены конституционными рамками, нацисты начали укреплять свою власть в государстве и обществе путем издания антиконституционных, правонарушающих законов. Их деятельность в этой области была направлена на реализацию преступных программных целей НСДАП: установление однопартийности и обеспечение господства этой партии в государстве; насаждение идеологии расизма и исключительности "арийской" расы; истребление "неполноценных" в расовом отношении народов; завоевание "жизненного пространства" и установление мирового господства третьего рейха. Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Для установления безраздельной диктатуры нацистская партия стремилась укрепить свои позиции в государственном аппарате. С этой целью 7 апреля 1933 г. был издан закон о восстановлении профессионального чиновничества. На основании этого закона была проведена тотальная чистка государственных служащих по политическим и расовым признакам: уволены все "неарийские" элементы, а также из-за прежней политической деятельности служащие, признанные "неблагонадежными". В результате применения этого закона и многих изданных на его основе декретов и постановлений, все ответственные посты в аппарате государства были заняты членами нацистской партии. Не избежали чистки и судебные органы: все судьи, не отвечавшие политическим и расовым требованиям национал-социализма были изгнаны из системы судопроизводства. Тем самым были упразднены основополагающие принципы правосудия и покончено с несменяемостью и независимостью судей.

На основании этого же закона по расовым и политическим признакам радикальной чистке подверглась и система германской адвокатуры. Из нее были изгнаны "неарийские" адвокаты. Кроме того, на этом же основании из вузов странны были уволены более 1/3 профессоров, а освобожденные вакансии заняли преданные национал-социализму преподаватели. За этим последовал декрет имперского министра просвещения от 25 ноября 1935 г., по которому немецким студентам запрещалось прибегать к услугам репетиторов еврейского происхождения.

Стремясь установить свою власть над германским рабочим классом и лишить его возможности бороться за свои права, нацисты разогнали все массовые профсоюзные объединения, насчитывавшие в своих рядах более 4,5 млн. трудящихся, а также и христианские профсоюзы, объединявшие около 1 млн. 250 тыс. членов. Были конфискованы все профсоюзные фонды, включая пенсионные и благотворительные, а руководители профсоюзов заключены в концлагеря. Вместо ликвидированных свободных профсоюзов был создан "Германский трудовой Фронт", контролируемый нацистской партией. Приказом фюрера от 10 мая 1933 г. предусматривалось, что вне этого Фронта не будет существовать никакая другая организация. Таким образом производительные силы германского народа были взяты нацистами под полный контроль, что позволяло единообразно регулировать условия труда, ввести всеобщую трудовую повинность, беспрепятственно насаждать поряди, необходимые для милитаризации всей экономики.

В третьем рейхе гонениям подвергалась и церковь, при чем не только христианская, но с началом войны и римско-католическая, а также все пацифистские и раскольнические секты. Нацисты стремились пресечь влияние церкви на граждан в духе любви к ближнему, терпимости и миролюбия.

Одновременно была развернута тотальная война "на поражение" против коммунистической и социал-демократической партий Германии. Многочисленными указами имперского кабинета собственность этих партий бала конфискована, их депутаты в рейхстаге и ландтагах были лишены мандатов, их члены изгнаны из всех правительственных учреждений. В первые же месяцы после прихода Гитлера к власти подавляющее большинство коммунистов и социал-демократов были брошены в концентрационные лагеря, оставшиеся на свободе перешли на нелегальное положение. С многопартийностью было покончено, а нацистская партия - объявлена единственной политической партией третьего рейха. Гитлер заявил по этому поводу: "Партия стала государством". Его заявление получило развернутое воплощение в изданном имперским кабинетом 1 декабря 1933 г. законе "Об обеспечении единства партии и государства". В нем указывалось, что нацистская партия воплощает идеи государства и неотделима от государства, ее организация определяется волей фюрера. Запрет всех других партий был оформлен имперским законом от 14 июля 1933г. В законе указывалось, что поддержание или создание какой-либо другой политической партии является преступлением. Репрессиям подверглись не только ранее запрещенные КПГ и ОДПГ, но и социалистическая рабочая партия и ее молодежные организации. Печатные органы этих партий были закрыты, имущество конфисковано, любая деятельность их членов (распространение листовок, газет и т.п.) подвергалась уголовному преследованию и каралась лишением свободы на максимальный срок. Объединив должности канцера и президента рейха по закону от 1 августа 1934 г., Гитлер одновременно стал и верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии. Немецкий народ и его государство оказались во власти нацистской партии - главного инструмента заговора и насилия, подчиненного ей аппарата государственной тайной полиции (гестапо), а также мощных военизированных организаций этой партии - СС (охранные отряды), СА (штурмовые отряды), СД (служба безопасности) и приданной им системы концентрационных лагерей.

Нацистская расовая теория и основанная на ней идеология тоталитаризма стали основным орудием диктатуры и террора. Развивая доктрину об абсолютном превосходстве арийской расы и ее исключительности, нацистские вожди выводили из нее "право" на жизненное пространство, на войну для утверждения мировой гегемонии Германии и соответственно свое "право" на истребление и порабощение иных "рас и народов", являющихся "низшими" или "неполноценными". Антисемитизм стал официальной государственной идеологией и политикой "третьего рейха", получившей закрепление в дискриминационных законах против евреев. Всего за период с 1933 по 1944 гг. на территории Германии в границах 1937 г. было издано 430 нормативных актов-законов, постановлений, указов, приказов, распоряжений, декретов, которые предписывали применение всевозможных ограничений и репрессий против евреев. В первый период с 7 апреля 1933 г. по сентябрь 1935 г. был принят целый ряд законов, по которым евреев отстраняли от государственной службы, от работы в школах и вузах, от службы в армии. Второй период начался о принятия в сентябре 1935 г. серии позорных нюрнбергских законов. Первым в этой серии был единогласно принятый рейхстагом специальный уголовный закон "О защите германской крови и германской чести" от 15 сентября 1935 г. Закон под угрозой уголовного наказания запрещал браки между евреями и "представителями арийской расы", а также объявлял ничтожными такие браки, заключенные за границей. Более того, запрещались любые внебрачные отношения между евреями и лицами "германской или родственной крови". Нарушение этих законов каралось тюремным заключением. Два года тюрьмы грозили тем, кто всыпал в такого рода внебрачные отношения.

Другой нюрнбергский закон об имперском гражданстве признавал имперскими гражданами только лиц "германской или родственной крови", которые к тому же своим поведением доказали готовность верно служить германскому народу и рейху. В соответствии с законом только эти граждане являлись единственными субъектами, носителями политических прав. Лишенные гражданства евреи стали абсолютно бесправными и беззащитными изгоями "третьего рейха". Однако это было лишь начальной стадией последующего массового физического уничтожения еврейского населения не только Германии, но и всех оккупированных ею стран Европы. С началом войны планы поголовного истребления евреев были оформлены в программу "окончательного решения еврейского вопроса". Эта программа, содержание которой было настолько всем ясно, что она во всех партийных документах и иных нормативных актах кратко обозначалась одним немецким словом "Englosung " - окончательное решение.

Оно состояло в отправке всех трудоспособных евреев в концлагеря на рабский труд и в отправке всех нетрудоспособных, включая детей моложе 12 лет и стариков старше 50 лет, признанных нетрудоспособными, в концлагеря для умерщвления. Главный обвинитель от США Р. Джексон в своей заключительной речи, произнесенной 26 июля 1946 г. на Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками гитлеровской Германии, указал, что итогом "окончательного решения" стало уничтожение 6 миллионов евреев.

Расистская установка национал-социализма на ликвидацию "низших" рас и "неполноценных" народов получила дальнейшее законодательное оформление в начале войны и в отношении славянских народов. 4 декабря 1941 г. был издан декрет "О судопроизводстве по делам поляков и евреев на присоединенных восточных территориях", которому была придана обратная сила. В декрете указывалось, что поляки и евреи могут быть подвергнуты наказанию не только за деяния по германское уголовное закону, но и в соответствии с основными принципами германского уголовного права, включая интересы рейха на оккупированных территориях. Статья 1 декрета гласила: "Поляки и евреи должны вести себя в присоединенных Германией областях соответственно германским законам и согласно изданным для них германскими властями предписаниям. Ум нельзя ничего предпринимать, что бы наносило вред величию германского рейха и авторитету немецкого народа". Проявление ими враждебных немецкое народу убеждений, настроений таких, как враждебные немецкому народу высказывания или саботаж, нанесение вреда благосостоянию или авторитету рейха или немецкого народа каралось смертной казнью. Далее в ст.3 устанавливалось, что в тех случаях, когда закон не предусматривает смертной казни, она может и будет применена, если совершенное преступление представляется особо тяжким по иным причинам. Декрет допускал применение смертной казни и в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Он изобиловал многими каучуковыми формулировками, позволявшими судам расширительно толковать уголовные составы и неограниченно применять смертную казнь к "чужеродным элементам". Принадлежность к "чужеродным" всегда считалась отягчающим вину обстоятельством. Так например, § 185 Уголовного кодекса об оскорблении применялся к евреям как правило в усеченном объеме, так как "еврей не может обладать той же степенью защиты чести, что и гражданин рейха". Жестокость по отношению к "чужеродным" элементам проявлялась в отказе от соблюдения по отношению к ним общепринятых уголовно-процессуальных гарантий. Игнорировался принцип - "сомнения в пользу обвиняемого"; смягчающие вину обстоятельства в отношении этих лиц не признавались в принципе; допускалось удаление обвиняемого из зала суда, что нарушало принцип гласности процесса. Они лишались права на подачу "кассационной или апелляционной жалобы. Таким образом с приходом нацистов к власти уголовный закон был превращен в прямое оружие террора. Уголовный кодекс Германии постоянно изменялся и дополнялся в направлении усиления репрессий, расширения составов, караемых смертной казнью, особенно по расовым, политическом и религиозным признакам. В уголовное право вводились принципы и элементы чрезвычайного, особого права. 4 апреля 1933 г. был принят закон о защите от актов политического насилия, который ужесточают наказание вплоть до смертной казни за любое неповиновение или сопротивление властям. 24 апреля 1933 г. последовало законодательное расширение понятия государственной измены и применения к этим составам смертной казни. Подготовка или подстрекательство к государственной измене путем изготовления или распространения письменных материалов, звукозаписи или изображений по этому закону каралось аналогичным образом. Реформы уголовного законодательства Германии привели к разрушению его правовых основ: к отказу от запрета обратной силы закона, что предусматривалось в 20 уголовных законах; отменялся ранее действовавший запрет квалифицировать деяния по аналогии. С этой целью в 1935 г. параграф 2 Уголовного кодекса был изменен следующим образом: "Наказанию подлежит тот, кто совершил деяние, которое закон признает уголовно-наказуемым или оно считается таковым в силу основной идеи уголовного закона и здорового народного "чувства". Как очевидно, признание "здорового народного чувства" в качестве источника права открывало широкий простор для судейского усмотрения и произвола. Нацистский идеолог по вопросам права профессор Карл Шмидт прокомментировал эту новеллу следующим образом: вместо отжившего и устаревшего принципа "нет наказания без закона" введен принцип "нет преступления без наказания". Таким образом, цель уголовного права отныне усматривалась не в правовой защите индивида от государства, а в защите государства от индивида. Последний к тому же попадал в зависимость от идеологизированных и мистифицированных представлений, произвольно выводимых национал-социализмом из так называемого здорового народного чувства. Взамен контроля со стороны закона был введен контроль, основанный на установках нацистской идеологии. Во время войны законом от 4 сентября 1941 г. в Уголовный кодекс вводится множество новых составов, караемых смертной казнью. Уголовному наказанию подвергались "профессиональные и привычные преступники", "асоциальные элементы", "паразиты"; основанием для вынесения смертного приговора достаточной считалась "неполноценность" преступника.

Особую роль в осуществлении политики террора и применении уголовной репрессии играл судейский корпус "третьего рейха", полностью подчиненный указаниям и воле фюрера: "За каждым судейским креслом стоит наш вождь". Смысл этой зловещей формулы национал-социализма состоял в том, чтобы освободить судей от необходимости считаться с правовыми ценностями "больной эпохи". От каждого судьи требовалось не только послушание, но также верность и "внутренний" контакт с национал-социалистской доктриной государства, с волей фюрера. Сo стороны партии и чиновников полиции, а также СС и СД за деятельностью судов осуществлялся постоянный контроль, сопровождавшийся прямым вмешательством в отправление правосудия. Все судьи почти без исключения являлись членами нацистской партии и на них распространялась партийная дисциплина.

Верховное отправление правосудия в 1934 г. было передано Веймарскому министерству юстиции. Одновременно была проведена реформа судебной системы. Вопреки содержавшемуся в Веймарской конституции запрету создавать чрезвычайные суды, такие суды были учреждены сначала в Германии, а с 1939 г. - на всех аннексированных и оккупированных ею территориях. Юрисдикция чрезвычайных и особых судов распространялась на все политические дела, а также на все действия, которые рассматривались как враждебные по отношению к партии, правительству либо к идее войны. Эти суды активно участвовали в реализации расовой доктрины национал-социализма, они огульно относили евреев, независимо от их подданства, поляков, украинцев, белорусов, русских и представителей других национальностей восточных оккупированных территорий к категории "неполноценных", применяли к ним дискриминационные и чрезвычайные уголовные законы, которые являлись преступными как по своего смыслу, так и по исполнению. Принятое 1 июля 1943г. 13-е постановление о применении закона об имперском гражданстве лишало "враждебные, чужеродные элементы" судебной защиты, уголовное преследование их передавалось в ведение полиции. Располагая огромными полномочиями, гестапо действовало как государство в государстве; на него не распространяются ни судебный, ни контроль министерства юстиции. Арест как "мера пресечения" или как "мера предупреждения" применялся гестапо таким образом, что лица, подозреваемые в совершении преступления, арестовывались до окончания судебного процесса и отправлялись в концлагеря. В еще более широких масштабах вошли в повседневную практику аресты, "превентивные заключения" без всяких юридических оснований, без суда и следствия. В тюрьмах Германии, находившихся в ведении имперского министерства юстиции, тысячи немецких граждан и иностранцев подвергались убийствам, жестокому обращению, истязаниям, пыткам, зверствам и другим бесчеловечным актам. Концентрационные лагеря, созданные в Германии в начале 1933 г. - первые в Бухенвальде и Дахау, впоследствии покрыли густой сетью не только ее территорию, но и оккупированные страны. К концу войны их число вместе с филиалами составило около 10 тысяч. Концлагеря были превращены гитлеровцами в специальные "учреждения", предназначенные для организованного, систематического убийства миллионов людей. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек.

На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации.

1 октября 1946 г. в Нюрнберге завершится первый в истории человечества международный судебный процесс над главными военными преступниками гитлеровской Германии. Международный военный трибунал от имени народов мира осудил руководителей, идеологов, военачальников фашистской Германии за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. МВТ признают преступными организациями руководящий состав НСДАП, Гестапо, СС и СД. Трибунал осудил идеологию нацизма и основанный на ней режим как преступные.

За основным Нюрнбергским процессом Международного военного трибунала последовали 12 судебных процессов, которые провели в Нюрнберге американские военные трибуналы. В процессе № 3 АВТ рассматривалось дело по обвинению нацистских судей в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. В приговоре Суда была четко определена роль судей и высокопоставленных чиновников юстиции в совершении этих преступлений: "Главное звено обвинения состоит в том, что законы, гитлеровские указы и драконовская, продажная и развращенная национал-социалистская правовая система как таковая в совокупности представляет собой военное преступление и преступление против человечности. Участие в издании и применении таких законов означало преступное соучастие". Само нацистское законодательство Трибунал охарактеризовал как далеко зашедшую деградацию всей правовой системы.

Фашизм ведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества. Таков главный урок, который мировое сообщество должно вынести из трагических событий XX века и второй мировой войны, развязанной фашизмом. Памятуя о разрушениях, страданиях и гибели миллионов жертв фашистской агрессии и оккупации, а также о тесной связи тоталитарной идеологии и практики, основанных на расовой или этнической исключительности, нетерпимости, ненависти и терроре, ООН неоднократно призывала все государства без каких-либо оговорок принять законодательные и иные эффективные меры в целях скорейшего искоренения фашизма и нацизма. Одним из типичных родовых признаков фашизма был и остается расизм, нетерпимость к народам, национальным меньшинством и отдельным физическим лицам по признаку расовой, национальной, этнической или определенной религиозной принадлежности, оправдание в отношении них насилия, репрессий и террора. Именно эти проявления Фашизма, встречающиеся в современных условиях в форме расизма и расовой дискриминации, объявлены международным сообществом вне закона. Запрет дискриминации и право на защиту от какой бы то ни было дискриминации становится общепризнанным принципом и нормой международного права, получает закрепление во многих международно-правовых документах в области прав человека: во Всеобщей Декларацией прав человека (ст. 2, 7), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 26), в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 14). В 1965 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая вступила в силу 1 января 1969 года.

Государства, ратифицировавшие эти международно-правовые документы, закрепили аналогичные принципы и нормы в своих конституциях, а также ввели соответствующие запреты в уголовный закон. Анализ законодательства западных стран (Германия, Австрия, Италия, Португалия и другие), в которых фашизм в разные периоды находился у власти, или существовал как политическая и государственная реальность, показывает, что пресечение фашизма осуществляется в основном по линии запрета образования и деятельности объединений и партий фашистского, нацистского или неонацистского толка или иных национальных разновидностей фашизма, известных в этих странах по их собственному опыту. Так, например, в Конституции Португалии 1976 года прямо употребляется термин "фашизм". В п. 4 статья 46 Конституции о праве граждан на объединение признаются недопустимыми "вооруженные объединения, объединения милитаристского или парамилитаристского характера, а также организации, которые придерживаются идеологии фашизма".

Нарушение запрета и продолжение деятельности запрещенных партий и объединений пронацистской или профашистской ориентации подлежат в этих странах уголовному наказанию, понятие же или определение фашизма как юридической категории, используемой в уголовно-правовом или административно-правовом контексте, как правкою, отсутствует. Исключение, пожалуй, составляет Португалия. В законе о запрете фашизма 1978 г. отсутствие юридической дефиниции фашизма компенсируется развернутым определением фашистских организаций: "... фашистскими считаются организации, которые в своих уставах, манифестах, сообщениях и заявлениях руководящих и ответственных деятелей, а также в своей деятельности открыто придерживаются, защищают, стремятся распространять и действительно распространяют принципы, учения, установки и методы, присущие известным истории фашистским режимам, а именно: ведут пропаганду воины, насилия как формы политической борьбы, колониализма, расизма, корпоративизма и превозносят видных фашистских деятелей" (ст.3).

В освобожденной от гитлеровской оккупации Австрии временное коалиционное правительство 8 мая 1945 г. приняло конституционный Закон о запрете НСДАП, который действует и в настоящее время.

В целях пресечения любых попыток возрождения и активизации неонацистских сил в 1992 году в Закон о запрете НСДАП были внесены соответствующие изменения, ужесточающие уголовную ответственность за попытки в особой форме воссоздать или поддержать деятельность запрещенных нацистских организаций. При этом сохранены верхние границы наказания в виде пожизненного заключения и опущены нижние границы, оставлена нетронутой изначальная установка Закона на пресечение любых попыток, осуществляемых в любой форме и направленных на возрождение национал-социализма. Закон ужесточит наказания за пропаганду национал-социализма путем распространения публикаций или художественных произведений, а также ввел новый состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание нацистского геноцида и преступлений против человечности или за апологию национал-социализма.

В ФРГ предусмотрен иной механизм возможного пресечения пронацистской деятельности. В 1952 г. Федеральный конституционный суд признал антиконституционной и запретил Социалистическую имперскую партию как правопреемницу НСДАП; запрет распространяется и на создание заменяющих ее организаций. В УК ФРГ, вступившем в силу 1 января 1975 г., содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за продолжение деятельности запрещенной организации, попытку ее воссоздать либо создать заменяющую ее организацию, за распространение пропагандистских материалов такой организации, а также за использование ее символики. Исходя из запрета Социалистической имперской партии, эти статьи должны применяться к партиям и объединениям нацистской и неонацистской направленности.

В находившейся более 20 лет под властью фашистской диктатуры Италии осуждение фашизма и его запрет зафиксированы в переходных и заключительных постановлениях Конституции 1947 г.: "Запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной Фашистской партии". Статья 13 Конституции запрещает создание тайных обществ и объединений, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера. В ноябре 1947 г. Учредительное собрание Италии приняло закон о запрещении фашистской деятельности, который также предусматривает тюремное заключение за пропаганду фашизма. В 1952 г. принят закон о запрете неофашистской деятельности и организаций типа партии Итальянское социальное движение, впервые он был применен в 1973 г. по делу 40 членов неофашистской организации "Новый порядок", 30 из которых были приговорены к различным срокам лишения свободы, против членов неофашистской организации "Национальный авангард" в 1974 г. было возбуждено более 100 уголовных дел. Борьба с фашизмом в современной Италии основывается и на законодательстве, применяемом судами, и на активном неприятии народом любых проявлений и выступлений неофашистских сил.

Народы России внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавление человечества от фашистского порабощения и геноцида. Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне. Для этого необходим правовой механизм предупреждения и пресечения любых форм деятельности и пропаганды в духе фашизма, а также попыток его оправдания. Действующий УК РФ содержит целый ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за характерные для фашизма действия и позволяющие вести эффективную борьбу с наиболее опасными преступными деяниями профашистской направленности особенно такими, как организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст.212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (от. 282); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.354); геноцид (ст.357). Наряду с этим необходимо принять закон о запрещении пропаганды фашизма, включая и оправдание его. В 1995г. в Государственную Думу было внесено четыре проекта федеральных законов, направленных против Ф. Госдума приняла к рассмотрению только один из них - "О запрещении пропаганды фашизма в РФ". Законопроект прошел два чтения, однако из-за разногласий по поводу определения Ф., активного противодействия фракции ЛДПР и пассивности депутатов третье чтение 17 марта 1997 г. закончилось тем, что законопроект был возвращен в первое чтение и проблема по-прежнему остается открытой.

Возрождение в последние годы некоторых проявлений фашизма в странах Европы вывело задачу борьбы с ними на общеевропейский уровень. Главы государств и правительств членов Совета Европы на своей встрече в Вене (1993 г.) приняли решение образовать комитет Совета Европы, цель которого состоит в создании и усилении гарантий против любых проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, в стимулировании деятельности в этом направлении на местном, национальном и европейском уровнях.

Ледях И.А. Фашизм // СПС "Кодекс"
[Большая Российская юридическая энциклопедия]

Размещено 23.01.2003


На сайт ПРПЦ-ПГП

 При информационной поддержке Пермского регионального правозащитного центра

 Главная / Материалы о фашизме






При использовании материалов с сайта Пермского регионального правозащитного центра ссылка на prpc.ru обязательна.